Елена Новикова
Проект «Волшебный мир шахмат»
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
города Когалыма «Сказка»
Проект «Волшебный мир шахмат»
Когалым, 2019
Содержание
Актуальность, цель и задачи проекта…. 3
Паспорт проекта, ожидаемые результаты…. 4
Реализация проекта…. …. 5
Перспективно- тематическое планирование…. 7
Ожидаемые результаты…11
Список использованной литературы…. 12
Приложение…. 13
Актуальность проекта
Публикация «Проект „Волшебный мир шахмат“» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Шахматы. Проекты, планы
- Шашки, шахматы. Материалы для обучения детей
- Темочки
Во все времена, в далекие прошлые и в настоящие современные, шахматы привлекали и привлекают к себе большое внимание, как детей, так и взрослых. Шахматы – это вид спорта, который помогает расширить круг общения детей старшего дошкольного возраста, предоставляет им возможность самовыражения, способствует развитию логики, мышления, концентрации внимания, воспитанию воли. Экспериментально подтверждено, что у детей, вовлеченных в волшебный мир шахмат в раннем возрасте, лучшая успеваемость в школе, особенно по точным наукам. Мы предполагаем, что организация занятий шахматами в детском саду позволит решить комплекс задач по формированию у детей интереса к определенному виду спорта – шахматам. Существует множество разнообразных приемов, которые позволяют дошкольникам освоить правила шахматной игры. Начать обучение необходимо с игры, но не в шахматы, а в знакомство с историей шахмат и с шахматными фигурами. Именно в игровой форме предлагаем вводить детей в мир шахмат. Эффект игрового метода знакомства с шахматами велик. Сказки, истории, загадки, о шахматах могут придумывать и педагог и родители совместно с детьми. Ребенок в игре не замечает, что его обучают, и постепенно заинтересуется шахматами и в обучении наступит уже новый этап – основы теории. На основании выше изложенного мы решили реализовать проект на тему : «Волшебный мир шахмат».
Цель проекта : создание благоприятных условий для развития у детей интереса к игре в шахматы и познания основ игры.
Задачи проекта :
1. Создание развивающей предметно-пространственной среды шахматного образования для сотрудничества с семьями воспитанников по обучению детей игре в шахматы.
2. Познакомить детей с историей шахмат, заинтересовать через использование художественного слова, видео материала и знакомство с достижениями в мире шахмат. 3. Познакомить с шахматной доской, шахматными фигурами и с правилами игры. 4. Развивать внимание, память, наблюдательность, умение ориентироваться на плоскости. Привить интерес и любовь детей к игре.
5. Привлечение родителей к совместным мероприятиям с детьми, информирование родителей о результативности шахматного образования в образовательных достижениях их детей.
Паспорт проекта
Образовательная область: «Познавательное развитие»
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.
Тип проекта : познавательно- исследовательский
По продолжительности: долгосрочный
Участники проекта : Дети 6-7 лет, воспитатели, родители (законные представители)
Сроки реализации проекта : сентябрь – май (январь 2019-2020 учебный год)
Формы организации детей: групповая, работа в парах, индивидуальная, индивидуально-групповая (при подготовке детей к соревнованиям).
Ожидаемые результаты проекта :
1. Развитие у детей познавательных процессов (восприятие, память, внимание, воображение, мышление) и мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение, обобщение) посредством специальных игр и упражнений. Развитие умения играть в шахматы в соответствии с правилами игры.
2. У детей сформируется привычка к преодолению трудностей в процессе обучения игре. У детей сформируется усидчивость, творчество, фантазия и логика.
3. Итогом реализации проекта являются участие в тренировочных турнирах, эстафетах, викторинах, соревнованиях.
Реализация проекта
Этапы проекта Планируемые мероприятия Формы работы
I этап: подготовительный (сентябрь 2019г) Собрать и изучить специальную литературу о шахматной игре. Обогащение развивающей среды группы подбор игр и пособий. Заинтересовать родителей в актуальности данного проекта и для оказания ими помощи в организации проекта. Изучение литературы о шахматах, интернет ресурсов Изучение литературы о преподавании шахмат, о шахматных комбинациях Консультации для родителей. Разработка и подбор игр по знакомству детей с шахматной игрой.
II этап: основной, практический Познакомить детей с историей возникновения шахмат. Чтение сказок, загадок о шахматных фигурах, дидактические игры. Реализация перспективно- тематического планирования проекта. Выбор воспитанниками тем для мини- проектов Просмотр презентаций. Просмотр мультфильма
Отчет детей по мини- проектам
III этап: заключительный (апрель, 2020г) Решение шахматных комбинаций Оформление материалов проектной деятельности детей. Проведение открытого занятия
Работа с родителями Консультации для родителей: «В стране шахматных чудес», «Детские проекты «Юные шахматисты», «Шахматы для дошколят». Папки – передвижки с методическими рекомендациями по игре в шахматы.
Мастер-класс по обучению игре в шахматы детей дошкольного возраста «Учимся играть в шахматы – игровые ситуации для дошкольников».
Домашние задания для совместных занятий с детьми дома. Привлечение родителей к созданию дидактических игр по шахматам, занимательного материала по обучению игры в шахматы, к поиску и пополнению познавательного материала по шахматам в группе.
«Играем с мамой, играем с папой» - организация игры с родителями
Методическое обеспечение проекта
Занятия в рамках проекта организуются во второй половине дня по 30 минут в свободное время, ключают организационную теоретическую и практическую части. Организационная часть обеспечивает наличие всех необходимых для работы материалов, пособий и иллюстраций. Теоретическая работа с детьми проводится в форме лекций, диспутов, бесед, анализа сыгранных ребятами партий, разбора партий известных шахматистов. Практические занятия также разнообразны по своей форме – это и сеансы одновременной игры с руководителем, конкурсы по решению задач, этюдов, игровые занятия, турниры и другое. Результаты работы определяются степенью освоения практических умений на основе полученных знаний. Критерии успешности определяются результатом участия учащихся объединения в соревнованиях различного уровня. Проектная деятельность предусматривает обучение детей в игровой форме, в обстановке творческого взаимодействия и интереса. Для поддержания интереса используются дидактические сказки, богатые по содержанию и доступные для указанного возраста. Постоянная смена видов деятельности на занятии будет способствовать активизации познавательной активности дошкольников. Главным условием результативной работы являются дружеские отношения между детьми. Методы, используемые на занятиях:
игровые;
репродуктивные;
частично-поисковые;
словесно-логические.
Основные формы занятий:
1. Практическая игра.
2. Решение шахматных задач, комбинаций и этюдов.
3. Дидактические игры и задания, игровые упражнения;
4. Теоретические занятия, шахматные игры, шахматные дидактические игрушки.
5. Участие в турнирах и соревнованиях.
6 Формы подведения итогов: по каждому разделу предусмотрено итоговое занятие, на котором будет организовано повторение и обобщение знаний, умений и навыков, полученных в ходе работы над разделом (тестирование практических умений и выполнение упражнения для закрепления знаний).
Перспективно- тематическое планирование
месяц
Тема Задачи Дидактическая игра, игры-задания
октябрь 1 неделя
«Шахматное
королевство»
Познакомить детей с историей возникновения шахмат. Пробудить интерес к шахматной игре. Заинтересовать детей через увлекательные и достоверные факты. Познакомить с новыми понятиями — «шахматная доска», «белые и черные поля», «центр» шахматной доски. «Лабиринты на доске», «Черно- белое царство»
2 неделя
«Шахматные фигуры» Познакомить детей с шахматными фигурами, белыми и черными (ладья, слон, конь, пешка, ферзь, король, учить сравнивать фигуры между собой, упражняться в нахождении той или иной фигуры в ряду остальных «Волшебный мешочек», «Большая и маленькая», «Угадай-ка», «Куча мала»
3 неделя
«Удивительные фигуры» Продолжать знакомство с шахматной доской. Учить правильно располагать доску между партнерами. Познакомить с новыми понятиями: горизонтальная и вертикальная линии, «диагональ». Закреплять полученные знания посредством дидактических игр-заданий. Начать знакомство с «шахматным» алфавитом. Учить понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно «Выложи из кубиков фрагмент шахматной доски», «Вспомни и скажи», «Раскрась лист бумаги, как шахматная доска».
4 неделя
«Шахматные фигуры» Закрепить знания детей о шахматных фигурах. Упражнять в правильном названии шахматных фигур. Учить определять ту или иную шахматную фигуру в ряду остальных. Закрепить полученные знания с помощью дидактических игр-заданий. «Полна горница», «Прятки», «Что общего?».
ноябрь 1 неделя
Начальное положение Познакомить детей с новыми понятиями: «начальное положение или начальная позиция», «партия», запомнить правило «ферзь любит свой цвет». Закрепить новый материал посредством дидактических игр-заданий. «Войско из мешочка», «Соседи», «Лови – не лови», «Шахматные классики»
2 неделя
Шахматная фигура Ладья Продолжать знакомить детей с шахматной фигурой «ладья», вспомнить место ладьи в начальном положении, ход фигуры, познакомить с новым понятием «взятие». Закрепить новые знания посредством дидактических игр. «Большой прыжок», «Поворот», «Задача направления».
3 неделя
Шахматная фигура Ладья Закрепить полученные знания детей о шахматной фигуре «ладья» в игровой практике на шахматной доске; упражняться в умении ходить ладьей, отслеживать взаимодействие между белой и черной ладьей на шахматной доске, учиться предвидеть события на шахматной доске на один ход вперед «Туда - сюда», «Длинный ход», «По всем углам».
4 неделя
«Шахматная фигура Слон» Продолжать знакомить детей с шахматной фигурой «слон», вспомнить место слона в начальном положении, ход слона, что такое белопольные и чернополъные слоны. Показать детям, как слон выполняет взятие. Закрепить полученные знания посредством дидактических игр. «Раскрась в клетчатой тетради чёрную диагональ из 2, 3, 4 клеток».
«Туда - сюда», «Длинный ход», «По всем углам».
декабрь 1 неделя
«Ладья против Слона» Закреплять полученные детьми знания о шахматных фигурах «ладья» и «слон» в игровой практике на шахматной доске. Упражняться в умении взаимодействовать между фигурами на шахматной доске, учить детей предвидеть ход событий на доске и, в соответствии с этим, выбирать методы защиты или нападения. «Восемь на восемь полей»
2 неделя
Шахматная фигура Ферзь Закреплять полученные знания детей о шахматной фигуре «ферзь» в игровой практике на шахматной доске; учить детей следовать правилам ведения шахматной партии : делать ходы поочередно, учитывая ход соперника и предвидя ответный ход; учить детей понимать и правильно решать поставленную перед ними учебную задачу «Большой прыжок», «Поворот», «Задача направления».
3 неделя
«Ферзь против Ладьи» Закреплять полученные детьми знания о шахматных фигурах «ладья» и «ферзь» в игровой практике на шахматной доске. Упражняться в умении взаимодействовать между фигурами на шахматной доске, учить детей предвидеть ход событий на доске и, в соответствии с этим, выбирать методы защиты или нападения. Индивидуальные задания
4 неделя
«Ферзь против Слона» Закреплять полученные детьми знания о шахматных фигурах «ферзь» и «слон» в игровой практике на шахматной доске. Упражняться в умении взаимодействовать между фигурами на шахматной доске, учить детей предвидеть ход событий на доске и, в соответствии с этим, выбирать методы защиты или нападения. Индивидуальные задания
январь 2 неделя
Шахматная фигура Конь Продолжать знакомить детей с шахматной фигурой «конь», вспомнить полученные знания на предыдущем занятии (место коня в начальной позиции, ход коня, взятие). Упражняться в ходе коня и во взятии. Учить детей правильно понимать и решать поставленную перед ними учебную задачу. «Туда - сюда», «Длинный ход», «Прямо и наискосок»
3 неделя
Шахматная фигура Пешка Продолжать знакомить детей с шахматной фигурой «пешка», вспомнить место в начальном положении, ход пешки, взятие, правило «взятие на проходе». Познакомить с новым понятием — «превращение пешки». Закреплять полученные знания с помощью дидактических игр-заданий. «Чемпион», «Кто первый?» «На второй и третьей», «Весь отряд – восемь в ряд».
4 неделя
Шахматная фигура Король Продолжать знакомить детей с шахматной фигурой «король», вспомнить знания, полученные на предыдущем занятии (место короля в начальной позиции, ход короля, взятие). Дать новое понятие — «контролируемое» поле. Закреплять полученные знания с помощью дидактических игр-упражнений: учить детей правильно понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно «Поворот», «Задача направления». «Туда - сюда», «по всем углам», «Прямо и наискосок». Разыгрывание положения 1 – 21.
февраль 1 неделя
Шах Познакомить детей с новым понятием «шах», тремя вариантами защиты от шаха. Учить находить позиции, в которых объявлен шах, в ряду остальных, где шаха нет. Закреплять новые знания посредством индивидуальных игр-заданий, учить детей правильно понимать поставленную задачу и самостоятельно ее решать Рассмотрение шахматных ситуаций, решение задач
2 неделя
Шах и мат Вспомнить значение понятия «шах». Познакомить с новым понятием «мат». Учить находить позиции, в которых объявлен мат, в ряду остальных, где мата нет. Рассмотрение шахматных ситуаций, решение задач
3 неделя
«Шах и мат Слоном, Ладьей, Конем» Закреплять полученные знания посредством индивидуальных заданий, учить детей правильно понимать поставленную учебную задачу и самостоятельно ее решать. Рассмотрение шахматных ситуаций, решение задач
4 неделя
Ничья и пат Познакомить детей с новыми понятиями — «ничья» и «пат». Показать несколько вариантов шахматной игры, которые приводят к ничейной позиции. Учить находить позиции, в которых есть пат, в ряду остальных, где пата нет. Закреплять полученные знания посредством индивидуальных заданий, учить детей правильно понимать учебную задачу и самостоятельно ее решать. Рассмотрение шахматных ситуаций, решение задач
март 1 неделя
Шахматная игра Продолжать знакомить детей с правилами ведения шахматной игры, показать несколько вариантов шахматной игры, которые приводят к ничейной позиции, закреплять полученные знания с помощью индивидуальных игр-заданий Участие в олимпиаде по шахматам для начинающих
2 неделя
Рокировка Познакомить детей с новыми понятиями: «рокировка», «длинная и короткая рокировка». Познакомить с правилами рокировки. Закреплять полученные знания посредством дидактических игр-заданий. «Поворот», «Задача направления».
3 неделя
Шахматная партия Познакомить детей с новыми понятиями — «дебют», «миттельшпиль», «эндшпиль», «ценность фигур» (выгодный и невыгодный размен фигур или пешек). Учить детей во время шахматной игры действовать в соответствии с принятыми правилами поведения партнеров во время шахматной игры Индивидуальные задания
4 неделя
Шахматная партия Продолжать знакомить детей с правилами ведения шахматной игры, показать несколько вариантов разыгрывания дебютов, закреплять полученные знания с помощью индивидуальных игр-заданий «Туда - сюда», «Длинный ход», «Прямо и наискосок»
апрель 1 неделя
Шахматная партия Продолжать знакомить детей с правилами ведения партии, с основными дебютными принципами, познакомить с новыми понятиями «ловушка», «детский мат» «Чемпион», «Кто первый?» «На второй и третьей», «Весь отряд – восемь в ряд».
2 неделя
Шахматные часы Познакомить детей с часами, которыми пользуются шахматисты во время партии. Познакомить с новыми понятиями: «шахматные» часы, «время, отведенное на партию», «контроль времени». Индивидуальные задания
3 неделя
Шахматный досуг Активизировать мыслительную и познавательную деятельность воспитывать интерес к игре в шахматы. Индивидуальные задания
4 неделя
Шахматный карнавал Создать у детей ощущение загадочности, неожиданности доставить радость от игры в шахматы; развивать умение сосредотачивать внимание на заданиях; активизировать мыслительную и познавательную деятельность воспитывать интерес к игре в шахматы; учить анализировать игру. Индивидуальные задания
Планируемые результаты:
Создание доступной предметно – пространственной и информационной среды для взаимодействия всех интересующих сторон;
Дети знают шахматные термины : белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, партнеры, начальное положение, белые, черные, ход, взятие, стоять под боем,
Называют шахматные фигуры : ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король;
Дети могут сыграть шахматную партию от начала до конца, вырос интерес к игре в шахматы;
Дети являются участниками городских турниров по шахматам. - Вовлечение родителей в процесс шахматного образования : родители активно участвовали в поиске информации познавательного материала по обучению игры в шахматы, проведены совместные мероприятия, помогли детям освоить игру в шахматы.
Проект укрепил дружеские отношения между родителями и сотрудниками, способствовал желанию сотрудничать, помогать детям в его реализации.
Список литературы:
1. И. Г. Сухин «Шахматы для самых маленьких»
2. Ференц Халанс, Золтан Геци «Приключения в шахматном королевстве»
3. Шахматы. Уроки лучшей игры: самый полный самоучитель. Играй лучше, чем папа Интернет-ресурсы:
1. Обучающий курс для начинающих шахматистов и игра в шахматы онлайн : [сайт] URL : https://www.chess-master.net/articles/3.html
2. Шахматы : [сайт] URL : https://www.shahmatik.ru/
3. Шахматная библиотека : [сайт] URL : https://webchess.ru/ebook/