Алена Домрачева
Проект «Сказочный мир шахмат»
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность проекта
Шахматы это не просто спорт — они делают человека мудрее и дальновиднее, помогают объективнее оценить сложившуюся ситуацию, просчитать на несколько "ходов" вперед.
В. В. Путин
Великий советский педагог В. А. Сухомлинский писал: «Шахматы –превосходная школа последовательного логического мышления… Игра в шахматы дисциплинирует мышление, воспитывает сосредоточенность, развивает память. Она должна войти в жизнь… как один из элементов умственной культуры». Чем раньше человек начинает играть в шахматы, тем быстрее он усваивает предлагаемую информацию. Для детского сада обучение шахматной игре играет особую роль, так как появляется прекрасная возможность постоянно создавать на групповых занятиях и вне их ситуацию успеха, которая помогает старшим дошкольникам раскрывать свои возможности, а воспитателям - повышать уровень творческой и учебной мотивации детей.
Публикация «Проект „Сказочный мир шахмат“» размещена в разделах
- Проекты
- Сказка. Проекты по сказкам
- Шахматы. Проекты, планы
- Шашки, шахматы. Материалы для обучения детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» декабрь 2020
В нашем детском саду вот уже 3 года существует кружок «Шахматная академия», где мы учим наших детей азам шахматной премудрости, ведем их к маленьким победам, прививаем не бояться поражений. В этом году мы решили вывести нашу образовательную деятельность на новый уровень и начать работу над проектом, одним их главных действующих лиц помимо детей и родителей в котором будут шахматы. Шахматы - спортивная игра. Шахматы - предмет для творчества посредством лепки, рисования, конструирования. Шахматы - предмет для развития речевых способностей детей. Шахматы - основной двигатель развития логического мышления и начальных математических способностей.
Цель проекта :
Создание предпосылок для формирования и развития универсальных учебных действий старших дошкольников посредством соединения групповой творческой деятельности воспитанников и обучения игре в шахматы.
Задачи проекта :
Образовательные:
• познакомить детей с историей игры в шахматы;
• совместно с педагогом дополнительного образования научить детей действовать в соответствии с правилами игры;
• сформировать мотивацию к занятиям любыми интеллектуальными играми.
Развивающие:
• развивать навыки общения и коммуникативной культуры;
• создать благоприятные условия для развития мышления, речевых, творческих и спортивных способностей воспитанников, формирования всесторонне и гармонично развитой личности;
• привить дошкольникам 5-6 лет любовь к игре в шахматы через игровую и творческую деятельность на занятиях и в свободное время.
Воспитательные:
• содействовать формированию духовно-нравственных качеств личности ребёнка;
• формировать способность к адекватной самооценке и уверенность в своих силах и возможностях не только при игре в шахматы, но и на развивающих групповых занятиях;
• формировать умение радоваться не только своему успеху, но и успеху других детей независимо от личного отношения к ним (принцип толерантности);
• сформировать и развить заинтересованность родителей успехами детей через совместное творчество, участие в различных развлечениях и соревнованиях на базе детского сада.
ЭТАПЫ И СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА (среднесрочный)
сентябрь 2019-январь 2020
Этап Содержание этапа
Организационно-диагностический
Выбор, в рамках реализации проекта, теоретической модели проекта
Определение ресурсного обеспечения реализации проекта
Проведение вводного тестирования
Практический Работа над образовательным, творческим проектом
Поощрение участников
Обобщающий
Оформление результатов реализации проекта
Написание статьи в один из профильных журналов, сайтов
Определение перспектив развития творческого потенциала воспитанников в рамках реализуемой темы
РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОЕКТА
Кадровое Сотрудники МБДОУ «Детский сад №14 заведующая, заместитель заведующей по учебно-воспитательной работе, Педагог дополнительного образования по шахматам Домрачева А. С
Программно-методическое План деятельности в рамках проекта, методическое обеспечение мероприятий (пособия для творческого развития дошкольников, примеры сценариев праздников и пр.).
Материально-
техническое Компьютер, принтер. Наборы шахмат, демонстрационная доска. Наборы для рисования красками и карандашами, пластилин,фетр,нитки. Бумага формата А-4, альбомы, ножницы и другие канцелярские принадлежности.
МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
Эффективность реализации проекта определяется оптимальным обеспечением его методического сопровождения, которое реализуется по следующим основным направлениям:
• организационно-координационное;
• программно-методическое;
• информационно-аналитическое;
• диагностическое.
Проект предусматривает использование таких форм и методов обучения и воспитания, которые наиболее эффективно способствуют достижению планируемых результатов, вызывают интерес у детской аудитории 5-6 лет и их родителей.
Реализация проекта будет способствовать формированию и развитию творческих и универсальных умений; пропаганде шахмат среди воспитанников детского сада и их родителей; организации комфортной развивающей среды.
МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
ЭТАПЫ И СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА ЭТАПЫ И СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
Реализация проекта «СКАЗОЧНЫЙ МИР ШАХМАТ» проходит с сентября 2019 года. Итогом работы над проектом станут :
В 2019-2020 учебном году (сентябрь-январь)
-конкурс «Рисуем шахматы!» (по выставке художественного творчества «Мультяшки в стране шахмат»;
-по итогам конкурсов будет выпущен детский альбом «Удивительный мир шахмат»;
- изготовление набора шахмат по желанию детей (фетр)
ПЛАН РАБОТЫ ПО ПРОЕКТУ
№ п / п Содержание работы Сроки Ответственные, исполнители Формы представления результата
Организационно-управленческие аспекты
1 Разработка проекта. Сентябрь 2019г Домрачева А. С.
Утверждение темы проекта, анкеты, тесты.
Знакомство с группой детей для участия в проекте. сентябрь 2019г. Домрачева А. С Анализ наполнения группы, выявление наиболее способных детей.
Научно-методическое сопровождение работы
3 Планирование работы.
Тестирование групп детей. 4 декада сентября Домрачева А. С
План работы.
Групповое и индивидуальное тестирование и его анализ.
4 1. Просмотр мультфильмов «Герои мультяшек играют в шахматы».
2. Выставка рисунков «Мультяшки в стране шахмат».
3. Консультация для родителей «Шахматы в дошкольном детстве». Октябрь – ноябрь Домрачева А. С Фотоотчет
Выставка художественного творчества детей.
Консультация для родителей
5 Оформление альбома «Удивительный мир шахмат» стихи, загадки, сказки (совместное речевое творчество родителей и воспитанников группы).
1. Игра-путешествие «В страну шахматных фигур».
1. Непосредственно-образовательная деятельность по ручному труду «Волшебные Шахматы».
Декабрь– январь Домрачева А. С «Семейная мастерская» совместное изготовление альбома.
Фотоотчёт, сценарий мероприятия.
План-конспект НОД
6. Подготовка отчетных материалов Домрачева А. С Оформление результатов проекта в портфолио и его презентация на одном из методических мероприятий детского сада.
7. Развлечение «В стране шахматных фигур» (итоговое мероприятие).
ПРЕЗЕНТАЦИЯ ПРОЕКТА «Сказочный мир шахмат
январь Домрачева А. С Выставка рисунков «Шахматные сказки глазами детей».
фототчет
Деятельность воспитанников
1. Ежемесячные этапы конкурса «Рисуем шахматы!» Домрачева А. С Ежемесячное подведение итогов, награждение победителей, фотосессия; оформление выставки.
2. Конкурс сказок на шахматную тематику (создание альбома). Домрачева А. Своспитанники ст. группы Подведение итогов, награждение победителей, фотосессия, постоянная выставка. Участие лучших работ в конкурсах различного уровня.
3. Детское иллюстрирование понравившихся сказок и рассказов на шахматную тематику по итогам группового чтения.
Домрачева А. С Подведение итогов, награждение победителей, фотосессия, постоянная выставка. Участие лучших работ в конкурсах различного уровня.
4. Развлечение на шахматную тематику для подготовительных групп детского сада Домрачева А. С Развлечение и его сценарий.
5. Участие в шахматных турнирах детского сада и района Талнах. Домрачева А. С. Фотоотчёты, награждение победителей.
6 Выбор формы представления результатов работы по теме. Домрачева А. С Презентация результатов проекта, рекомендации для воспитателей.
7 Оформление результатов проекта (презентация). Домрачева А. С Презентация результатов проекта на одном из методических мероприятий детского сада, рекомендации для воспитателей.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ПО ПРОЕКТУ
Реализация проекта позволит детям повысить интерес к игре в шахматы, развить свои творческие способности; помочь стать более уверенными в себе, целеустремленными; развить умение рассуждать, выдвигать объяснения, концентрировать внимание; улучшить эмоциональное и психофизическое состояние здоровья
Реализация проекта позволит родителям повысить заинтересованность членов семьи к игре в шахматы в условиях семейной педагогики; улучшить психологический климат в семье на основе формирования единства интересов всех ее членов; приобщать своих детей к занятиям спортом – шахматам.
Результатом реализации проекта является достижение поставленных целей и задач, а также создание продуктов проекта : набор шахмат своими руками; книжки – малышки по итогам двух творческих конкурсов; участие детей в творческих конкурсах различного уровня и шахматных соревнованиях детского сада,; фотоотчёт о мероприятиях в портфолио проекта. А также подготовка методических рекомендаций для воспитателей детских садов по итогам работы над проектом.
Результаты проекта могут быть использованы воспитателями детских садов и инструкторами по физическому воспитанию как пример совместной профессиональной деятельности по формированию и развитию универсальных умений и навыков старших дошкольников посредством через игровую деятельность и игру в шахматы.