Наталья Голоушина
Краткосрочный проект по опытно-экспериментальной деятельности «Волшебница вода»
▼ Скачать + Заказать документы
Краткосрочный проект по опытно-экспериментальной деятельности
Представляю вашему вниманию краткосрочный проект по опытно-экспериментальной деятельности "Волшебница вода".
Введение.
Ребенок по своей натуре исследователь.
Дошкольники - прирожденные исследователи. И тому подтверждение- их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. 3адача педагога – не игнорировать эту деятельность, а наоборот, активно помогать и воспитывать с первых лет жизни гуманной, социально-активной, творческой личности, способной понимать и любить окружающий мир, природу и бережно относиться к ним. Особое внимание в ней уделяется формированию целостного взгляда на природу и место человека в ней.
Публикация «Краткосрочный проект по опытно-экспериментальной деятельности „Волшебница вода“» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Опыты и эксперименты с водой
- Вода. Проекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Опыты и эксперименты. Проекты, проектная деятельность
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» июнь 2023
Приоритетным направлением нашей работы это развитие познавательной активности дошкольников.
Опытно-экспериментальная деятельность в условиях МБДОУ как одно из условий успешной реализации требований ФГОС. Огромное значение имеет познавательно-исследовательская деятельность в старшей группе. Необходимо использовать наглядные методы и приемы обучения для активизации мыслительной деятельности. У детей вырабатывается навык слушать, анализировать, наблюдать, действовать самостоятельно. Как показывает практика, знания, полученные во время проведения опытов, запоминаются надолго.
Вид проекта: исследовательско-творческий.
Продолжительность: краткосрочный.
Участники проекта: воспитатели, дети старшей группы (6-7 лет, воспитатель-эколог, музыкальный руководитель, родители.
Срок реализации: 2-3 неделя марта.
Актуальность: Проект разработан в силу особой актуальности проблемы воспитания экологической культуры дошкольников.
Прогрессирующему ухудшению здоровья взрослых и детей способствуют различные загрязнения почвы, воды, воздуха, в результате чего люди питаются некачественными продуктами, пьют плохую воду, дышат воздухом с большой примесью выхлопных газов.
Формирование у детей знаний о различных явлениях окружающей природы должно сочетаться с пониманием ценности природы для общества и человека, с овладением нормами поведения в природной среде. Это достигается путем решения задач воспитания экологической культуры дошкольников. Понимание элементарных связей, существующих в природе, чувство сопереживания всему восприятие красоты природы - вот составляющие экологической культуры.
Детям необходимо прививать навыки экологически грамотного отношения в быту, научить бережно и экономно относиться к воде. Обратить внимание детей на то, что даже такой привычный объект как вода, таит в себе много неизвестного.
Вода -это волшебница, которая способна совершать много чудес. Но научиться самостоятельно, изучать ее свойства, узнавать то, о чем раньше не задумывался или не догадывался, ребенку еще не под силу.
Взрослые привыкли передавать ребенку знания в основном через глаза и уши. А вот если они проходили через руки, через деятельность, то мы могли бы подарить каждому ребенку радостное удивление.
Ведущая роль в реализации данного проекта отводится экспериментированию, значение которого велико для психологического развития детей.
Постановка проблемы: развитие познавательной активности детей. Вовлечь детей в активное освоение окружающего мира, помочь им овладеть способами познания связей между предметами и явлениями. Развитие любознательности в процессе активной познавательно - исследовательской деятельности.
Цель: Развитие познавательной активности дошкольников путем формирования естественнонаучных представлений в процессе опытно – экспериментальной деятельности и расширение представлений детей неживой природе - о воде. Формирование у детей осознанного, бережного отношения к воде, как к важному природному ресурсу, то есть воспитание экологического сознания.
Задачи:
-систематизировать представления детей о свойствах воды;
- расширять знания и умения детей в опытно - исследовательской деятельности;
- развивать умение формулировать проблему, анализировать ситуацию, планировать эксперимент, продумывать ход деятельности для получения желаемого результата, делать выводы на основе практического опыта.
- способствовать формированию позитивного отношения к воде (познавательного, бережного, созидательного).
- активизировать природоведческий словарь ребенка.
- развивать социальные навыки, умение работать в группе, договариваться, учитывать мнение партнера, а также аккуратность при проведении опыта.
Основные принципы реализации:
- включение ребенка в игровую, познавательную, поисковую деятельность с целью стимулирования активной жизненной позиции;
- партнерство ребенка и взрослого в опытно - экспериментальной деятельности.
- интегративность всех процессов, реализующих в образовательном пространстве (обучение и воспитание, развитие и саморазвитие, природная и социальная сфера, детская и взрослая субкультура).
Для реализации поставленных задач необходимо создать условия в предметно - развивающей среде группы (уголок экспериментирования, мини- лаборатория, дневник наблюдения.
Формы работы по поисково - экспериментальной деятельности:
- непосредственный опыт воспитателя с ребенком;
- самостоятельная деятельность детей;
- фронтальные занятия;
- наблюдения в природе;
- рассматривание фотографий, иллюстраций, где существует вода;
- беседы по теме «Путешествие капельки»;
- целевая прогулка;
- экскурсии;
- опыты.
Предполагаемые результаты:
- у детей появиться исследовательские умения, соответствующие возрасту
(будут задавать вопросы природоведческого характера, устанавливать причинно-следственные связи, появится потребность получить знания экспериментальным путем, научиться фиксировать наблюдения).
- дети приобретут экологически ценный опыт в экспериментальной деятельности с водой.
- повысится воспитательная компетентность родителей в экологическом образовании дошкольников.
- дети сделают интересные открытия, изучив различные свойства воды;
- обогатится природоведческий словарь;
- воспитание у детей бережное отношение к объектам окружающего мира, способность видеть красоту природы.
- родители воспитанников и педагоги детского сада являются полноправными партнерами по реализации проекта : активно участвуют во всех мероприятиях.
Предложения по распространению и внедрению результатов проекта :
- открытый показ экологических праздников "В поисках Волшебницы Воды", "Лаборатория Воды" для воспитателей города;
- презентация авторской методической продукции: конспекты занятий, экспериментальной деятельности старших дошкольников в рамках экологического проекта "Волшебница вода " ;
- публикация материалов по реализации проекта в научно-методической литературе, образовательных порталах сети Интернет;
- обобщение опыта для педагогов образовательного сообщества города
Алгоритм работы над исследовательским проектом
Подготовительный этап проекта:
1. Подобрать и изучить методическую литературу по теме проекта;
2. Пополнить развивающую среду;
- подбор художественной литературы по теме;
- подбор энциклопедий, карт, схем;
- составление картотек загадок, ребусов, стихов, поговорок, картотеки опытов с водой;
- изготовление лэпбука, дидактических игр;
- подготовка оборудования для опытов с водой.
Основной этап:
1. Разработать перспективный план занятий познавательного цикла;
2. Подготовить информацию для родителей по темам:
-эксперимент в детском саду,
- занимательные опыты и эксперименты для дошкольников;
- почему воду нужно беречь?;
3. изготовление макета "Круговорот воды в природе;
4 Провести презентацию "Мир воды"
Задачи данного проекта реализуются посредством интеграции образовательных областей:
Социально-коммуникативное развитие
- Воспитывать социальные навыки (умение работать в группе, договариваться, учитывать мнение партнера, доказывать свою правоту)
- Развивать общение и взаимодействие ребенка со взрослыми и сверстниками.
- Повышать педагогическую компетенцию родителей, привлекать их в воспитательно-образовательный процесс детского сада.
Содержание:
-беседы «Вода – источник жизни» (Дать представление детям о значении воды в нашей жизни и о том, в каком виде существует вода в окружающей среде (состояния воды – жидкое, твердое, газообразное)
, «Какие источники воды ты знаешь?» (Дать представление детям о естественных и искусственно созданных водоемах - океанах, морях, реках, озерах, прудах, каналах, водохранилищах)
Беседа «Что было бы, если бы на земле исчезла вода?» (Поставить перед детьми проблемную ситуацию и дать представление о масштабах катастрофы, постигшей человечество в случае оскуднения запасов пресной воды или ее масштабного загрязнения)
Беседа «Чем отличается вода в морях и океанах от речной и озерной?» Дать представление о некоторых видах природных водоемов. Уточнить знания детей о местонахождении воды в природе и быту. Дать понятие, что вода в водоемах бывает разной температуры, и в зависимости от этого в водоемах меняются обитатели и растения.
- Дидактические, словесные, подвижные игры.
- Трудовая и продуктивная деятельность детей.
- Консультация для родителей «Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников» памятки (В этой консультации представлены различные варианты опытов и экспериментов с водой, которые можно проводить с дошкольниками - "Стакан смеха или бесконечные пальцы", "Кто сломал большую ложку", "Перевертыши или карандаш-червяк", "Научи яйцо плавать", "Разбегающиеся зубочистки", "Заставь воду закипеть", "Добываем соль", "Лимон запускает ракету в космос", и др
- Презентация для детей и родителей проекта «Волшебница-вода».
- Изготовление плаката и макета «Круговорот воды в природе»
Познавательное развитие:
-Формировать представления детей о свойствах и состояниях воды, о значении воды для всего живого;
- Развивать умение находить выход из проблемных ситуаций, анализировать и планировать эксперимент, продумывать ход деятельности для получения желаемого результата, делать выводы на основе практического опыта.
- Развить желание вместе со взрослым и с их помощью выполнять несложные опыты и эксперименты.
Содержание:
- ООД (познавательное развитие) «Путешествие с капелькой».
Познакомить детей с превращением воды из жидкого состояния в газообразное и обратно с помощью проводимых опытов с горелкой, макета и плакатных таблиц.
- ООД: Эксперимент «Определение трех состояний воды (жидкое, твердое, газообразное)». Доказать, что состояние воды зависит от температуры воздуха и находится в трех состояниях: жидком- вода, твердом- снег, лед, газообразном- пар. Потребуется – блюдце, снег
- ООД: Опыты с водой (познавательное развитие) «Определение свойств воды» .Познакомить детей со свойствами воды (принимает форму, не имеет запаха, вкуса, цвета, поверхностное напряжение и др.) Потребуются несколько прозрачных сосудов разной формы, вода, стаканы, соль, сахар, ложечка, пахучий раствор, краситель разного цвета)
- Проблемная ситуация «Что случилось с речкой? Что нужно делать, чтобы речка оставалась чистой?» Привитие навыков экологически правильного поведения.
- Проблемная ситуация «Какие правила нарушили дети?» Привитие навыков экологически правильного поведения.
- Д/и «Где снежинку нам искать?», «Три состояния воды», «Хорошо-плохо»
Закрепить полученные детьми знания в дидактических играх.
Речевое развитие:
- Способствовать развитию всех компонентов устной речи (обогащение лексического запаса, формирование грамматического строя речи, развитие звуковой культуры речи, развитие связной диалогической и монологической речи).
- Развивать коммуникативные умения детей в познавательной и экспериментальной деятельности.
Содержание:
- Разучивание пословиц и поговорок о воде, отгадывание загадок. (Загадки о воде. (Эффективно упражнять ум, развивать мыслительные способности. Способствовать активному развитию образности речи, обогащать словарь, углубляя и уточняя знания о предмете. Помогать овладевать образностью слов, усвоить знания о словообразовании,) Потребуются карточки с изображением ответов.
- Разучивание индивидуальных стихотворений о воде. (Развивать артикуляцию, выразительное интонирование, поэтический слух и поэтическое восприятие память
- Д/и «Подскажи словечко»(развивать речь детей, моторику речевого аппарата, мышление, память, логику) ,«Кому нужна вода?», «Какой бывает вода», «Опиши», «Когда это бывает?», «Какой, какая, какие?», «Закончи предложение»
.
Художественно-эстетическое развитие:
- Знакомство с произведениями художественной литературы и народного фольклора по теме проекта.
- Разучивание стихотворений, пословиц, поговорок, разгадывание загадок, пересказывание небольших текстов о воде.
- Чтение рассказов «Жила-была река», Н. А. Рыжовой «Как люди речку обидели», Формирование интереса и потребности в чтении.
- Чтение стихотворений «Кто знает, откуда берется вода?», «Что такое вода?», «Берегите воду». Развитие поэтического слуха, памяти, кругозора.
- Народные пословицы, поговорки, приметы, загадки о воде
- Оформление альбома «Пословицы и поговорки о воде»
Физическое развитие:
- Развивать общую и мелкую моторику, совершенствовать основные виды движений, формировать навыки самоконтроля за своими действиями.
Содержание:
-Комплексы пальчиковых гимнастик «Дождик», «Рыбки». Познакомит детей с новыми пальчиковыми гимнастиками, научить играть в них, развивая речь и вызывая эмоциональный отклик.
-Подвижные игры «Ходит капелька по кругу», «Ручеек», «Рыболов», «Море волнуется», «Караси и щука», «Мы- водные животные». Учить детей выполнять правила в подвижных играх, развивать активность детей в процессе двигательной активности
- Физкультминутки «На речке», «Дождик», «На море».
Взаимодействие с родителями:
- изготовление книжек –малышек;
- создание альбома «Мир воды»;
- консультация для родителей «Эксперимент в детском саду»;
- создание коллажа, макета «Круговорот воды в природе»;
- составление описания игр с водой;
- консультация по теме «Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников».
Взаимодействие с педагогами:
- методические рекомендации по теме;
- консультация для педагогов «Уголок экспериментирования в детском саду»;
- составление планирования работы с детьми по экспериментированию;
- составление конспектов для работы с детьми старшего возраста по данной теме;
- показ открытых мероприятий с блоком экспериментирования для педагогической общественности города «Волшебница Вода», «Лаборатория Воды», квест «В поисках чистой воды»
Совместная деятельность с детьми:
1. Чтение художественной литературы о природе: Г. Х. Андерсен «Русалочка», сказка «День рождения Дельфиненка», «Сказки и были о морях и океанах», стихи А. С Пушкина «О море», Н. А Рыжова «Не просто сказки… Экологические рассказы, сказки» К чуковский «Мойдодыр"» др.
2. Использование фольклорных материалов.
3. Рассматривание энциклопедии «Жизнь в пресной воде», «Водоемы».
4. Беседы на темы:
– Какие водоемы на нашей планете ты знаешь?
– Чем отличается вода в морях и океанах от речной и озерной?
- Зачем человеку нужна воду?
- Кому еще нужна вода?
- Что было бы, если бы с земли ушла вода?
5. Рассматривание иллюстраций с изображением реки, озера, моря; предметных картинок с сюжетами использования воды.
6. Составление кроссвордов, ребусов.
7. Отгадывание загадок.
8. Наблюдение за природными явлениями, связанными с водой (изморось, иней, сосульки, ручейки)
9. Экскурсии.
10. Просмотр фильмов о природе.
11. Игры- эксперименты, игры- опыты.
12. Подвижные игры: «Караси и щука», «На болоте», «Ручеек», «Капельки».
13. Моделирование «Круговорот воды в природе»
14. Составление памятки «Правила поведения на воде»
15. Дидактические игры «Отвечай быстро», «Четвертый лишний», «Да-Нет», «Кто быстрее соберет», «Подскажи словечко», «Круги на воде», игрыс с водой, игры со снегом.
16. Разучивание с детьми песен, стихов про воду, моря, океаны, реки, ручейки, разучивание танцев подводных жителей (рыб, медуз, танца ручейков, моря, реки, капелек.
Заключительный этап проекта:
- Презентация коллажа «Мир природы» для детей группы»;
- Показ открытых мероприятий для родителей и педагогов города «Волшебница Вода», «Лаборатория Воды», квест «В поисках чистой воды»- Методические разработки занятий, праздников, квестов, развлечений;
- Методические рекомендации;
- Создание макетов, лэпбука «Мир морей и океанов», дидактических игр, картотеки подвижных игр по теме.
Список используемой литературы:
1. Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста»: Методическое пособие. – СПб. : ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2011.
2. А. И. Иванова «Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду»: Пособие для работников дошкольных учреждений. – М. : ТЦ Сфера, 2003.
3. Коломина Н. В. «Воспитание основ экологической культуры в детском саду: Сценарии занятий. – М. : ТЦ Сфера, 2004.
4. Дыбина О. В., Поддъяков Н. Н., Рахманова Н. П., «Ребенок в мире поиска»6 Программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста / Под ред. О, В. Дыбиной. – М. : ТЦ Сфера, 2009.
5. Горькова Л. Г., Кочергина А. В., Обухова Л. А. «Сценарии занятий по экологическому воспитанию: Средняя, старшая, подготовительная группы. – М. : ВАКО, 2008.
6. Дыбина О. В., Рахманова Н. П., Щетинина В. В. «Неизведанное рядом»: Опыты и эксперименты для дошкольников / Под ред. О. В. Дыбиной. – 2-е изд., испр. – М. : ТЦ Сфера, 2011.
7. Барышникова Г. Б. «Наша зеленая планета». Познавательные игры, конкурсы и праздники для начальной школы. /Г. Б. Барышникова; худож. С. В. Павлычева – Ярославль: Академия развития, 2007.
8. Скорлупова О. А. «Занятия с детьми старшего дошкольного возраста по теме: «Вода». – М., ООО «Издательство Скрипторий 2003», 2005.
9. Шорыгина Т. А. «Беседы о воде в природе» Методические рекомендации. – М., ТЦ Сфера, 2013.
10. С. Н. Николаева «Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве». Москва «Просвещение», 2005.
11. Журнал «Дошкольное воспитание» № 7 2004, №7 2005
12. Журнал «Ребенок в детском саду» №3 2006
13. Н. Н. Авдеева, Г. Б. Степанова «Жизнь вокруг нас» Ярославль. – 2003.
14. Виноградова Н. Ф. «Рассказы – загадки о природе: книга для детей 5- 6 лет / Н. Ф. Виноградова. – 2-е изд. дораб. – М. : Вентана – Граф, 2012.