Саркисова Татьяна
Краткосрочный проект «Неделя снижения потребления поваренной соли» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Формирование представления о соли - как необходимом для человека продукте, способствовать развитию познавательного интереса у детей.
Участники проекта :
Воспитанники старшей группы «Светлячок», воспитатель Саркисова Т. В, родители.
Срок проекта :
Краткосрочный, с 31.10.2022г. по 5.11.2022г.
Проблема:
Соль – незаменимый продукт питания, о котором мы мало знаем.
Результат:
Публикация «Краткосрочный проект „Неделя снижения потребления поваренной соли“ в старшей группе» размещена в разделах
- Планирование по лексическим темам. Тематические недели
- Повар, кондитер. Проекты, проектная деятельность
- Проекты. Проектная деятельность
- Соль. Изучаем соль
- Соль. Проекты, проектная деятельность
- Старшая группа
- Темочки
1. Изучить свойства соли (растворяется в воде, изменяет плотность воды).
2. Расширить представления детей о полезных и вредных свойствах соли.
3. Вовлечь детей в активную опытно-экспериментальную деятельность.
Задачи проекта :
Образовательные задачи:
-уточнить знания детей о соли, о способах её добычи, об использовании человеком в быту;
-познакомить детей с одним из способов покраски соли; обогащать и активизировать словарь: кристаллизация, минеральное вещество, соледобывающий комбайн.
Развивающие задачи:
-развивать мыслительную активность и самостоятельно делать выводы;
-развитие творческих способностей детей;
Воспитательные задачи:
-воспитывать бережное отношение к соли и навыки культурного ее потребления;
-воспитывать любознательность и умение работать вместе.
Предварительная работа:
Беседа о применении обычной соли в домашних условиях, рассматривание иллюстраций о разных видах соли, дидактические игры «Определи на ощупь», «Узнай на вкус», «Солёный - несолёный», «Соль полезна для того, чтобы».
Материалы и оборудование:
Картинки с изображением соли, что это такое, как выглядит, 2 стакана с водой, 2 – яйца, соль.
Актуальность:
Ребенок по своей душе исследователь. Ненасытная жажда новых чувств, действий, любопытство и постоянное желание детей проводить эксперименты: и успех проявляются в поисковой деятельности. Я считаю метод проектирования одним из наиболее эффективных методов организации деятельности детей. На мой взгляд, главное преимущество метода проектирования заключается в том, что дошкольнику предоставляется возможность быть самостоятельным или с небольшой помощью взрослого, наблюдать и исследовать новое:
- принять и освоить цель, актуальную для ребёнка;
- выявить, установить реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта.
Методы и приемы при реализации проекта
- Анализ познавательной литературы;
- Опытно-экспериментальная деятельность;
- Наблюдения;
- Творческая деятельность;
- Игровая деятельность.
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, вы сегодня такие все веселые и красивые. Покажем всем, какие мы веселые:
Солнце на небе проснулось,
Нам, ребята, улыбнулось.
Глазки тихо закрываем,
Глазки тихо открываем,
Руки к небу поднимаем,
Лучи солнышка возьмем
И к сердечку поднесем.
Я желаю вам, чтобы ваше это настроение сохранилось у вас в течение всего дня.
Воспитатель: Ребята, сегодня я хочу побеседовать с вами о веществе, с которым вы хорошо знакомы. Чтобы узнать, о чём пойдёт речь, предлагаю отгадать загадку:
Отдельно я не так вкусна, но в пище каждому нужна. (Соль.)
Соль – это единственное минеральное вещество, которое люди употребляют в чистом виде. Соль – это пищевой продукт, и мы ее знаем, как мелкие кристаллы белого цвета. Наши предки верили, что соль защищает от вражеских сил. У кого была соль на столе, тот считался самым богатым человеком. К соли относились очень уважительно. В далёкие времена соль считалась драгоценностью, ценилась, как золото. Её хранили в особых ларцах, меняли на товары, даже на землю. Из-за соли разгорались войны. Отсюда народная примета: соль рассыпал – к ссоре, к неудаче.
Воспитатель: Скажите, какого цвета соль? (Соль белого цвета);
Имеет ли соль запах? (Соль не имеет запаха,
Какое это вещество: жидкое, твердое или сыпучее? (Соль сыпучее вещество)
А кто из вас знает, где и как добывают соль? (Соль добывают в соляных шахтах)
А вы хотите узнать, как люди стали добывать соль? (Ответы детей).
Тогда мы с вами продолжаем знакомиться с солью, какая она бывает и как можно ее использовать.
Пищевая соль делает нашу еду очень вкусной. А ещё она отличный консервант. Морскую соль тоже можно есть, но применяют её по-разному:
-в медицине;
-в косметологии.
Немного истории.
Если обратиться к истории, то можно убедиться, насколько ценным было это вещество для человека.
Поваренная соль является минеральным природным веществом и очень важным компонентом человеческой пищи. Соль выпаривают из воды, добывают из недр земли, из морской воды. Мировые геологические запасы соли практически неисчерпаемы.
Соль была очень дорогим товаром. Ломоносов писал, что в то время за четыре небольших куска соли в Абиссинии можно было купить раба. Соль подавали на стол в признак достатка и благополучия. Она обходилась настолько дорого, что на торжественных пирах ее подавали на столы только знатных гостей.
Солью запасались на случай бедствий и ею расплачивались вместо денег. Латинское слово «salarium» и английское слово «salary», означающие «жалование», «зарплата», - имеют «солевое» происхождение. По своей ценности она приравнивалась к золоту. В Римской империи легионерам платили жалование солью. Отсюда и произошло слово «солдат».
Многие века соль была источником обогащения торговцев и предпринимателей. К соли всегда относились уважительно, экономно.
Белое золото земли – поваренная соль – с незапамятных времен является неизменным спутником человека, так как без соли жизнь невозможна. Этот ценный природный минерал, обладание которым приносило богатство и власть, долгое время был предметом ссор, раздоров, государственных конфликтов и даже войн.
Соль жизненно необходима человеку, как и всем прочим живым существам. Она участвует в поддержании и регулировании водного баланса в организме. При хронической нехватке соли в организме возможен смертельный исход. С другой стороны, смертельный исход неизбежен и при разовом переедании соли. Поэтому употреблении соли, должен быть умеренным.
До появления консервов, пастеризации и холодильников соль давала возможность сохранять продукты. Поэтому она стала символом долговечности. Тысячелетия назад соль была настолько дорога, что из-за нее устраивали войны. В частности, в России в XVII веке произошел Соляной бунт, вызванный непомерно высокими ценами на соль. В отдельные исторические периоды соль ценилась наравне с золотом. Не случайно соледобыча стала одним из самых первых промыслов в Древней Руси. Сейчас соль является самой дешевой из всех известных пищевых добавок, если не считать воду.
В настоящее время в Украине в городе Соледар Донецкой области существует уникальная возможность посетить настоящую шахту. Эта украинская шахта не опасна для людей. Главное ее отличие от большинства шахт Донбасса в том, что добывают тут соль. Ученые 200 лет тому назад нашли месторождение соли на территории, где сейчас расположен город Соледар. Когда-то миллионы лет назад здесь находилось древнее море, которое по каким-то причинам исчезло, а запасы соли на глубине 300 метров остались под землей. Для добычи соли здесь была вырыта шахта, которая действует и в настоящее время. Сейчас на месте выработанных рудников проводят экскурсии.
Стены, потолок, фигуры и деревья – здесь всё из соли. Вся экскурсия проходит по дну древнего моря. Под землей держится постоянная температура воздуха +15 °С; даже летом в шахте во время экскурсии не обойтись без теплой одежды.
На территории России для получения поваренной (пищевой) соли используются следующие способы добычи: шахтный способ; озерный способ; способ добычи из моря; способ выпаривания. Для этого разрабатывают рудники, шахты; строят солепредприятия с использованием техники – солекомбайнов.
Поваренная соль – это, наверное, самая распространенная приправа в мире, которая есть практически в каждом доме. вряд ли мы узнаем, когда впервые наши далекие предки вкусили соль: нас отделяют от них десять-пятнадцать тысяч лет.
В наше время соль уже не ценится настолько дорого. Ее можно купить в любом продуктовом магазине. Но, тем не менее, она не перестает играть очень важную роль в жизни человека. Люди используют ее не только в пищу, но и в быту, медицине, промышленности.
Соль ценилась на вес золота, к ней всегда относились бережно и уважительно. Прошло много времени, прежде чем люди научились добывать соль из морской воды. Добывают соль специальной техникой – соледобывающим комбайном, грузят в железнодорожные вагоны и отправляют на мельницу.
В морской соли есть полезные минеральные вещества, йод. Значит, если в соли есть полезные минеральные вещества, то и сама соль – полезна. И не только полезна, но и жизненно необходима, не только для людей, но и для всех живых существ (например, люди специально дают лошадям, коровам, соль, которой нет в траве и сене).
Конечно, это не значит, что нужно употреблять в пищу много соли. Слишком большое ее количество, может нанести вред нашему организму. Поэтому – все хорошо в меру.
Каменную соль добывают в соляных шахтах. Ребята, а как вы думаете, как соль туда попала? Месторождения каменной соли находятся высоко в горах. Когда-то очень давно на месте гор был океан. Со временем, в условиях жаркого климата, морская вода испарялась, и соль кристаллизовалась. И образовались горы. Специальные комбайны рубят пласты соли. Затем она попадает в мельницы и крошится до получения кристалликов различной величины.
Как вы думаете, нужна ли соль нашему организму? Да, соль необходима человеку. Недостаток соли может привести к заболеваниям сердца, нарушением пищеварения, разрушением костной мышечной ткани. Без соли человек жить не может, это плохо влияет на его здоровье.
Воспитатель: как вы думаете, где можно использовать соль?
В выработках соляных шахт создают подземные лечебницы, санатории. Там очень целебный воздух и совсем нет вредных микроорганизмов.
Также соль используют в народной медицине (ингаляции, промывание носа, солевые компрессы при ушибах, полоскание горла). Очень полезны ванны с морской солью.
Дидактическая игра «Солёный несоленый»
Ребята, давайте немного отдохнем и поиграем в игру «Соленый - несоленый». Дети приседают, услышав продукт, который можно солить (банан, капуста, конфета, суп, огурец, малина, помидор, клубника, груша, грибы, сок, апельсин, хлеб, сыр, мандарин, рыба, яйцо)
Дидактическая игра: «Соль полезна для того, чтобы»
Воспитатель: Соль необходима человеку. Без соли человек жить не может, это плохо влияет на его здоровье. Я предлагаю поиграть в игру «Соль полезна для того, чтобы (С мешочком солью, передаем соседу и говорим)
1) Чтобы консервировать овощи.
2)Чтобы посолить суп
3)чтобы посыпать дорожки весной.
4)Чтобы посолить салат.
5)Чтобы засолить грибы.
6)чтобы делать компрессы.
7)Чтобы полоскать горло.
Творческая работа.
Воспитатель: А сейчас я хочу пригласить вас в свою мастерскую, и хочу показать еще для чего люди, используют соль.
Опыт №1 «Соль поглощает воду»
Насыпим в стакан ложку соли и нальём ложку воды. Что произошло? Куда делась вода? (Вода впиталась в соль). Значит соль поглощает воду.
Добавьте ещё воды, размешайте. Что произошло с солью. она исчезла? (Соль растворилась в воде)
Вывод: Соль растворяется в воде
Опыт №2. «Плавающее яйцо»
Ребята, соленая вода похожа на морскую воду. А в обычной реке вода тоже соленая? (Нет в речке вода пресная)
а вы знаете, что в соленой воде легче плавать. Хотите проверить? А поможет нам в этом обычное яйцо. Возьмем яйцо опустим его в стакан с пресной водой. Что вы видите? (Яйцо утонуло)
А теперь опустим яйцо в стакан с соленой водой. Что теперь вы видите? (Яйцо не тонет)
Какой вывод мы сделаем?
Вывод: В соленой воде легче плавать. Соль повышает плотность воды. Чем больше соли в воде, тем сложнее утонуть. Поэтому в морской воде легче научиться плавать.
Опыт №3 «Цветная соль»
Скажите, мне, пожалуйста, может ли соль быть цветной? (да)
-Чем можно окрасить соль? (цветными мелками, гуашью, пищевыми красителями). Ребята есть еще очень много способов окрасить соль, это можно сделать также гуашью и красителями, а дальше играет ваша фантазия. Таким способом окраски можно получит соль разного цвета.
Воспитатель: Ребята, а вы знаете пословицы и загадки про соль?
Ну-ка внимательно послушайте пословицы, и попробуйте отгадать мои загадки.
Загадки о соли.
Меня не едят — и без меня мало едят.
Не красива и не вкусна, а без неё не проживёшь.
Меня одну не едят, а без меня мало едят (соль).
Белый камень из горы,
Всегда стоит на столе.
Воспитатель: Молодцы ребята. Скажите мне что вам больше всего понравилось на нашем занятии?
Согласны ли вы с утверждением, что соль - удивительное вещество природы, необходимое людям? (Ответ детей).
Воспитатель: Молодцы! А я желаю в свою очередь всем вам голубого неба над головой, зеленой травы под ногами, и чтобы у всех сбывались розовые мечты. Надеюсь, что все ваши пожелания обязательно сбудутся, и прощаюсь с вами. До новых встреч!
Заключение:
Таким образом, в ходе реализации проекта были созданы благоприятные условия для изучения, расширения и обобщения знаний детей о соли. Дошкольники узнали много нового об особенностях соли, ее свойствах и качествах, о вреде и пользе для нашего организма. Самостоятельно провели много интересных экспериментов, познакомились со способами выращивания кристаллов соли. Дети научились искать и собирать информацию, анализировать результаты, отвечать на вопросы, устанавливать причинно–следственные связи, а также развили навыки взаимопомощи, поддержки и тесного общения со взрослыми и сверстниками. Повысился интерес к познанию окружающего мира. Все это способствовало саморазвитию личности каждого ребенка, воспитанию в нем целеустремленности и самоуважения.