миляуша вяткина
Краткосрочный проект «Мой родной Башкортостан»
▼ Скачать + Заказать документы
Название проекта :
«Любимый край Башкортостан»
Тип проекта :
познавательный
Возраст детей:
средняя группа
Продолжительность проекта :
краткосрочный
Период выполнения:
с 23 сентября 2019г. по 10 октября 2019г.
Участники проекта :
воспитатель – дети – родители
Принципы внедрения проекта :
- доступность;
- наглядность;
- систематичность;
- учет возрастных особенностей.
Этапы работы над проектом :
Публикация «Краткосрочный проект „Мой родной Башкортостан“» размещена в разделах
- Башкортостан. Башкирский народ
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» октябрь 2020
I этап – Подготовительный:
- постановка познавательной проблемы, создание мотивации;
- изучить и подобрать методическую литературу по теме;
- подобрать дидактический материал;
- наглядные пособия (альбомы для рассматривания, картины);
- составить перспективный план.
II этап – Основной
Выполнение проекта.
III этап – Заключительный
Актуальность проекта
Чувство родины начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким ему людям – матери, отцу, дедушке, бабушке, братьям и сестрам. Развитие любви и привязанности к родному дому – это первая ступень патриотического воспитания детей дошкольного возраста. «Родной дом» - сложное многогранное понятие, оно включает отношение к себе как к личности, отношение к своей семье, включенность в семейные традиции. Первые друзья малыша, детский сад, куда он ходит, улица, на которой стоит его дом – все это включается в представление ребенка о родном доме, о своей малой Родине.
Постепенно эти представления расширяются. Родина уже ассоциируется не только с домом и с улицей, но с родным городом, с окружающей природой. Позже приходит осознание причастности к краю, к своей республике, к России.
Эта тема актуальна, так как провиденные беседы с детьми, мониторинговые мероприятия показывают, что знания детей в этой области недостаточные, поверхностные.
Цель: формирование привязанности, преданности и ответственности по отношению к своей малой Родине.
Задачи:
- познакомить с историей, с основами башкирской национальной культуры;
- расширять представления о родном крае, культуре, традициях людей живущих в Башкортостане;
- формировать у детей познавательный интерес к окружающему миру родного края, вызывать чувство ответственности по отношению к родине;
- воспитывать патриотические чувства и любовь к родному краю.
Ожидаемые результаты:
- расширить представления воспитанников об истории, о родном крае, культуре, традициях людей живущих в Башкортостане;
- сформировать у воспитанников познавательный интерес к окружающему миру родного края, вызывать чувство ответственности по отношению к своей родине;
- воспитать патриотические чувства и любовь к родному краю.
I этап
Перспективное планирование
Виды деятельности Сроки проведения
Работа с детьми
Беседы:
«Моя республика Башкортостан»
«Мой родной город»
«В гостях у Айгуль»
Рассматривание иллюстраций:
Города Башкортостана
Столица Башкортостана - Уфа
Знакомство с художественной литературой:
«Медведь и пчелы» башкирская народная сказка
«Мой родной Башкортостан» М. Карим
«Красив Урал» М. Сюндюкле
«В березовом саду» М. Карим
Сюжетно-ролевые игры:
«День рождение Айгуль»
«В аул к бабушке и дедушке»
Дидактические игры:
«Собери башкирский ковер»
«Кто быстрее соберет флаг»
«Оденем куклу на праздник»
Подвижные игры:
«Липкие пеньки»
«Юрта»
«Медведь и пчелы»
Целевые прогулки:
В кабинет родного края
Организованно образовательная деятельность:
Познавательное развитие
«Мой край родной Башкортостан»
Художественно-эстетическое развитие
Рисование: «Украсим фартук для Айгуль»
Аппликация: «Бочонок для меда»
24.09.2019г
26. 09.2019г
23.09.2019г
25. 09.2019г
7. 09.2019г
2.10.2019г
1.10.2019г
24.09.2019г
4.10.2019г
27.09.2019г
8.10.2019г
23.09.2019г
27.09.2019г
9.10.2019 г
25.09.2019г
30.09.2019г
8.10.2019г
23.09.2019г
24.09.2019г
2.11.2019г
4.11.2019г
С родителями Ширма ко дню республики Башкортостан «Мой родной Башкортостан»
Папка-передвижка «Природа родного края» 25.09.2019г
7.11. 2019г
С педагогами Консультация на тему: «Проектно поисковая деятельность педагога с детьми по ознакомлению с историей родного края»
9.11.2019г
II этап
В проекте принимали участие воспитатели, дети и их родители. Проект краткосрочный, рассчитан на 3 недели.
Самый первый опыт общения человека получает в семье. Семья, наши близкие, родные люди – это самое ценное, что есть у каждого из нас. С дошкольного возраста у ребенка начинается осознание своего «я», того, что он – член семьи, коллектива, гражданина своей республики, своей страны - России и принадлежит к определенной нации. У воспитанников формируется пространственно-временное осознание того, что у него есть дом, детский сад, родной город, родина – Башкортостан, страна - Россия, планета - Земля.
Понимание Родины у дошкольников связано с ощущением родного края, земли, на которой родился он и рос, с конкретными представлениями о том, что близко и дорого – с любовью к родителям, своим близким, своему дому, родным местам.
Свою работу начала с постановки познавательной проблемы, с создания мотивации, изучила и подобрала методическую литературу по теме, дидактический материал, наглядные пособия, составила перспективный план.
Продолжила свою работу с посещения кабинета родного края.
Познакомила с историей жизни башкирского народа и их жилищем.
Как и у каждого народа, у башкир есть музыкальные инструменты, вбирающий в себя его образ и душу. Для Башкортостана – это кубыз, думбыра, гармонь, курай. Волшебное звучание курая веками очаровывает сердца людей.
Сегодня курай – не только национальный музыкальный инструмент, но и своеобразная визитная карточка Башкортостана. Символ цветка одноименного растения изображен на государственном гербе и флаге республики.
Познакомила воспитанников с одеждой, утварью, предметами быта.
Вся дальнейшая работа была направлена на обогащение знаний детей. Истинная любовь к своей родине, знание истории, культуры, традиции, умение рассказать и показать ребенку достойные ее стороны – вот главный источник эффективности воспитательно-образовательной работы с детьми.
На организованно образовательных деятельностях по познавательному развитию познакомила воспитанников с символикой Башкортостана.
На организованно образовательных деятельностях по художественно-эстетическому развитию создавали аппликацию «Бочонок для меда», на рисовании «Укрась фартук для Айгуль».
В образовательной деятельности в режимных моментах с воспитанниками раскрашивали флаг республики Башкортостан.
В режимных моментах, приобщая к культуре родной республики, уделяла большое внимание воспитанию патриотических чувств дошкольников, в развитии их интеллектуального и творческого потенциала, и расширению кругозора. Дети любят играть в дидактические игры: «Составь узор», «Найди пару», «Башкирский палас». В хороводные игры: «Юрта», «Всадники»
Посетили в детском саду выставку детских работ «Край родной Башкортостан»
III этап
На заключительном этапе подготовили музыкальное развлечение «Мой край-Башкортостан». И провели чаепитие, с угощениями из башкирских блюд.
Нравственно-патриотическое воспитание ребенка – сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств и чтобы слова «Я люблю свою Родину» не превращались в пустой звук, важно, чтобы яркий, емкий образ Родины возник у дошкольников.
Чувство Родины…Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям. И хотя многие впечатления ещё не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота. Ребенок принимает свой дом таким, каков он есть и любит его. Это чувство «родительского дома» ложится в основу любви к Родине, Отчизне. Если в семье есть свои, только ей присущие привычки, правила (отмечать какие-то даты, готовить друг другу сюрпризы, вместе отдыхать и т. п., то все это постепенно и основательно входит в социальный опыт ребенка и остается как приятные воспоминания детства, которые хочется пережить снова. У каждого есть воспоминания, они дороги человеку и накрепко привязывают его к родному дому, родным людям.
На сегодняшний день мы добились следующих результатов в своей работе:
повысили уровень коммуникативных и интеллектуально-познавательных способностей у детей;
расширили кругозор, обогатили словарь, повысили познавательный интерес;
воспитывали уважение к башкирскому народу, труду взрослых, развили интернациональные чувства, любовь к родному краю, патриотические чувства;
расширили представления воспитанников об истории, о родном крае, культуре, традициях людей живущих в Башкортостане;
сформировали у воспитанников познавательный интерес к окружающему миру родного края, вызвали чувство ответственности по отношению к своей родине.
Именно акцент на знание истории семьи, традиций, культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к семье, обществу, государству.
Таким образом, нравственно – патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения и семьи.
Литература:
1. «Я Родину хочу свою познать» Р. Х. Гасанова.
2. «Мой край Башкортостан» Ф. Н. Фазлыева
3. «Словесное творчество старших дошкольников на основе культуры башкирского народа» Л. Н. Гасанова, Р. Х. Гасанова.
4. «Культура народов Башкортостана» А. А. Хусаинова, Э. С. Гайнитдинова.
5. «Земля отцов» Р. Х. Гасанова.
7. «Я познаю Башкортостан» Р. Л. Агишева.
8. «Я – башкортостанец» Р. Л. Агишева.
9. «Этноэкологические наблюдения природы на основе народных примет» З. Г. Нафикова, А. Г. Березина.
10. «Комплексное развитие детей в процессе их общения с природой» Л. И. Марченко.
11. «Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников»
А. М. Виноградова