Федотова Инна
Педагогический совет «Патриотическое воспитание дошкольников посредством художественной литературы о ВОВ»
▼ Скачать + Заказать документы
Доклад на педагогическом совете "Патриотическое воспитание дошкольников посредством художественной литературы о Великой Отечественной войне"
Каждый год наша страна празднует День Победы в Великой Отечественной войне. Это событие показывает самый яркий пример проявления героизма и патриотизма.
Для наших детей Великая Отечественная война – это далекая история…Если взрослые не будут передавать своим детям то, что хранится в нашей памяти, о том, что пережили наши дедушки и бабушки во времена войны, то связь времен прервется. В дошкольных образовательных учреждения в результате целенаправленной воспитательной работы у детей формируются и развиваются элементы гражданственности и патриотизма. Они учатся понимать значение слов «мир», «свобода», «долг». Через рассказы, стихи, а также картины, подвижные игры маленькие сердца наполняются гордостью за подвиги своих предков.
Воспитатели и родители должны сделать историю доступной и интересной, проводя тематические занятия, воспроизводя события войны в игре, создавая атмосферу понимания и уважения. Важной частью данного процесса является сохранение памяти о героизме, мужестве и самопожертвовании. Изучение исторических событий пробуждает в детях ответственные чувства, формирует глубокую привязанность к родной земле и ее культуре.
Поэтому перед нами стоит важная обязанность и задача – передать детям не только факты, но и эмоции, связанные с великой страницей нашей истории, чтобы они могли гордиться своей страной и помнить тех, кто защитил ее в трудные времена.
На основании вышесказанного можно выделить следующие задачи развития чувства патриотизма у детей:
- знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн);
- формирование толерантности, чувства уважения к другим народам и их традициям;
- развитие интереса к русским традициям и промыслам;
- изучение и расширение представлений о городах России;
- развитие чувства ответственности и гордости за достижения своей страны;
- воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу и региону (или краю, стране;
- воспитание уважения к трудовой деятельности.
Патриотическое воспитание ребенка является сложным педагогическим процессом, в основе которого лежит развитие нравственных и патриотических чувств. Основная роль в решении данной задачи является знакомство дошкольников с произведениями художественной литературы о войне. Грамотно подобранные рассказы и повести педагогом позволяют воспитывать сознание того, что мужество, проявленное в боях при защите Родины присуще людям только высокого долга, патриотам Отечества.
Литература, которая отражает исторические события, формирует у детей понимание значения самопожертвования, дружбы и взаимопомощи. Читая произведения о героизме простых людей, дети могут ощутить связь с поколениями, защищавшим мир и свободу. Образы героев становятся для них символами доблести и чести, вдохновляя на собственные свершения.
Работа с художественной литературой позволяет педагогам не только развивать эмоциональную сферу, но и активно обсуждать важные вопросы о патриотизме, справедливости и ответственности. Важно, чтобы дети не просто слушали рассказы, но и осмысляли их, делились своими мыслями и чувствами. Следовательно, художественная литература становится мощным инструментом в формировании нравственной основы, которая способствует становлению не только осознанных граждан, но и чутких, отзывчивых людей.
Кроме того, дети так же узнают смысл некоторых пословиц таких как: «Жить – Родине служить!», «Береги землю родимую, как мать родную», «Тот герой, кто за родину горой» и многие другие пословицы про Родину.
Больше всего детям из художественной литературы про войну нравятся стихотворения А. Барто «Я с войны», «Мой брат уходит на войну», «Вернулся» и т. д. Следует отметить, что стихотворения А. Митяева «Почему армия родная», «Дедушкин орден»; М. Исаковского «Навек запомни» и другие оставили огромные впечатления у детей.
Рассказы о Великой Отечественной войне, о детях и подростках, которые участвовали в борьбе с захватчиками, знакомят современных детей с подвигами прабабушек и прадедушек, наполняя их сердца гордостью и сочувствием. Дети, слушая эти истории, учатся дорожить миром, открывая для себя важность взаимопонимания и уважения к различиям. Сопереживая персонажам, они становятся частью великой истории, несущей в себе уроки о единстве, справедливости и храбрости, которые всегда актуальны, независимо от времени. Больше всего дети предпочитают рассказы А. Гайдара и А. Митяева о подвигах и мужестве солдат, которые защищали Родину, о детях и подростках, участвовавших в борьбе с захватчиками.
Важно отметить, что и рассказы о столице России и о родном городе являются отдельным видом специальной детской литературы в патриотическом воспитании дошкольников. Здесь дети знакомятся с достопримечательностями, достоинствами и особенностями родного края (области, города. У них развивается чувство гордости за свой край (область, свое отечество, Родину.
Исходя из вышеизложенного можно сделать вывод, что одна из основ патриотического воспитания состоит в изучении художественных произведений, а именно в формировании у детей образа героя и защитника своей Родины, что все великие деяния и мужественные поступки совершаются из любви к Отечеству, из чувства ответственности перед народом.