Елена Витальевна Хворова
Краткосрочный исследовательско-творческий проект «Гласные-звук и буква»
▼ Скачать + Заказать документы
ТЕМА.
«Гласные – звук и буква»
АКТУАЛЬНОСТЬ.
Актуальность данной темы определяется увеличением количества детей с дефектами речи, такие дети часто путают понятия «звук» и «буква», с трудом запоминают графические образы букв.
ЦЕЛЬ ПРОЕКТА.
Создание условий для расширения представлений о гласных звуках и буквах (а,о,у,и) и развитие интереса у детей с ОНР к изучению гласных звуков родного языка.
ЗАДАЧИ ПРОЕКТА:
1. Закрепить знания о гласных звуках, об особенностях их артикуляции.
Публикация «Краткосрочный исследовательско-творческий проект „Гласные-звук и буква“» размещена в разделах
- Буквы. Проекты
- Гласные звуки
- Исследовательская деятельность
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Проекты творческие
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
2. Формировать основы звуко-буквенного анализа на материале гласных звуков.
3. Закрепить зрительные образы гласных букв А, О, У, И. 4. Развивать общую и мелкую моторику. 5. Развивать фонематическое восприятие.
6. Развивать познавательные процессы, коммуникативные и творческие способности детей.
УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА.
Дети подготовительной к школе логопедической группы, логопед, воспитатели группы, родители.
ЭТАПЫ ПРОЕКТА.
I этап – информационно-накопительный.
II этап – организационно –практический.
III этап – итогово-перспективный.
На I этапе: обозначается проблема: Не все дети логопедической группы усвоили понятия «звук» и «буква», с трудом запоминают графические образы букв, поэтому была выбрана тема проекта «Гласные – звук и буква»
Определяется цель проекта, обозначаются задачи и прогнозируется результат проекта.
Осуществляется подбор методической литературы, наглядного и раздаточного материала, презентаций, подбор музыкальных и литературных произведений, подготовка материала для продуктивной деятельности. Составляется технологическая карта проекта, где обозначаются образовательные области, виды и содержание деятельности детей и педагогов, определяются средства и способы реализации проекта, определяются предполагаемые результаты проекта.
На II этапе осуществлялась непосредственно-образовательная деятельность, познавательно-исследовательская, коммуникативная, игровая, продуктивная деятельность с детьми, самостоятельная образовательная деятельность детей по данной проблеме, а также совместная деятельность логопеда, воспитателей, родителей.
III этап – итогово-перспективный.
III этап предполагает подведение итогов по проекту, демонстрацию продуктов деятельности участников проекта (газета «Буквы: А, О, У, И», выставка рисунков, открытое занятие для родителей группы,
определение и анализ достигнутых результатов, выявление проблем, возникших в ходе реализации проекта, а также определение целей и задач на будущее.
Предполагаемые результаты:
- Сформируются знания детей о гласных звуках, об особенностях их артикуляции.
- Закрепятся зрительные образы гласных букв А, О, У, И, дети будут дифференцировать понятия “звук – буква”.
- Проект будет способствовать развитию фонематического слуха, речевого дыхания, общей и мелкой моторики.
- В процессе реализации проекта будут развиваться познавательные, коммуникативные и творческие способности детей.
Образовательная область: Познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.
Вид деятельности и содержание деятельности:
Познавательно-исследовательская -
рассматривание букв из азбуки (плоскостные,
рассматривание и ощупывание букв из магнитной азбуки (объёмные,
НОД «Звук и буква У»
НОД «Звук и буква А»
НОД «Звук и буква У - А»
НОД «Звук и буква И»
НОД «Звук и буква О»
(см. О. С. Гомзяк «Говорим правильно в 6-7 лет» I период)
Коммуникативная:
Загадывание и разгадывание загадок о буквах (А, У, О, И)
Прослушивание и заучивание стихотворений о буквах и звуках (А, У, О, И)
Коллективное придумывание «Сказка о прогулке весёлого Язычка»
Познавательно-продуктивная:
Рисование букв и раскрашивание иллюстраций
Изготовление газеты «Гласные звуки и буквы»
Выставка работ по теме проекта
Игровая:
Д/И «Изобрази букву»
Д/И «Потрогай и угадай»
Д/И «Домики»
Словесная игра «Веришь — не веришь»
Словесная игра «Поймай гласный звук»
Двигательно-игровая:
Подвижная игра «Море волнуется раз…».
Итоговым мероприятием данного проекта являлось родительское собрание на котором демонстрировалась части логопедической НОД «Что такое доброта?», а также организация выставки детских работ по теме проекта и газета «Гласные звуки и буквы». Каждый ребёнок получил сертификат участника проекта.
Практическая значимость проекта:
1. Обогащена предметно-развивающая среда :
- иллюстративный материал «Предметные картинки для выделения гласных звуков»;
- собран литературно-художественный, демонстрационный материал по теме проекта;
- оформлены дидактические игры: «Изобрази букву», «Угадай на ощупь», «Домики»
2. Подготовлены рекомендации для родителей по закреплению пройденного материала.
Заключение:
Такая целенаправленная, комплексная работа взаимодействия воспитателей, логопеда и родителей с использованием игровой деятельности помогает детям логопедической группы в устранении имеющихся у них трудностей при усвоении грамоты. Разнообразие и вариативность дидактического материала, использование продуктивной и игровой деятельности позволяло ненавязчиво, опосредованно закрепить знания о гласных звуках, об особенностях их артикуляции, закрепить зрительные образы гласных букв А, О, У, И, формировать основы звуко-буквенного анализа, развивать общую и мелкую моторику, фонематическое восприятие, познавательные процессы, коммуникативные и творческие способности детей.
Таким образом, задачи проекта выполнены.
Цель проекта: создание условий для расширения представлений о гласных звуках и буквах (а,о,у,и) и развитие интереса у детей с ОНР к изучению гласных звуков родного языка - достигнута.
Определён путь решения проблемы об усвоении детьми логопедической группы понятий «звук» и «буква», и их графических образов.
Тема проекта раскрыта и определена перспектива на будущее: продолжать знакомить детей с понятиями «звук» и «буква» родного языка и их графическими образами.