Анна Слюсаренко
Исследовательско-творческий проект по формированию логического мышления «Танграм» — волшебный квадрат»
▼ Скачать + Заказать документы
Исследовательско-творческий проект по формированию логического мышления
Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение детский сад №5 г. Приволжска
Исследовательско- творческий проект
««Танграм»- волшебный квадрат»
Подготовила воспитатель:
Слюсаренко Анна Алексеевна
2017 г.
Исследовательско-творческий проект «Танграм"-волшебный квадрат»
Темочки:
- Головоломки для детей
- Исследовательская деятельность
- Логическое мышление
- Проекты творческие
- Проекты, проектная деятельность
- Танграм, головоломка
- Темочки
«От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами: чем больше мастерства в детской ладошке, тем умнее ребенок».
В. Сухомлинский
Цель:
• создать условия для развития логического мышления, познавательных и творческих способностей детей в процессе проектной деятельности;
• закрепить знания геометрических фигур, познакомить детей старшего дошкольного возраста с игрой-головоломкой «Танграм».
Задачи:
• Закреплять знания детей о геометрических фигурах и их свойствах;
• Развивать умения определять методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно.
• Формировать умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с применением различных вариантов;
• Развивать конструктивные и творческие способности детей, фантазию, творческое воображение.
Вид проекта : исследовательско-творческий.
Участники: Дети старшей группы, воспитатель группы, родители воспитанников.
Сроки реализации: сентябрь 2017 года – февраль 2018 года.
Продукт проекта : составление картотеки к игре-головоломке «Танграм», выставка детского творчества: мозаика из геометрических фигур «Танграма» (фотографии, изготовление поздравительных открыток с использованием мозаики из геометрических фигур «Танграма».
Предполагаемый результат:
- Проявляют интерес к играм-головоломкам;
- Стремятся к достижению поставленной цели;
- Самостоятельно преодолевают трудности в решении познавательных задач;
- Умеют дружно работать в паре, помогать товарищу.
Формы реализации проекта :
- Обучение в процессе совместной деятельности;
- Игровые задания на составление фигур с постепенным усложнением;
- Индивидуальная творческо-исследовательская деятельность;
- Совместная творческая деятельность в подгруппе детей (3-6 человек).
Методы и приемы:
- Практические (игровые);
- Моделирование;
- Экспериментирование;
- Воссоздание по образцу;
- Преобразование;
- Конструирование.
Дидактические средства:
- Дидактическая игра «Танграм»;
- Схемы-модели для составления узоров.
Функции участников:
- Воспитатель – реализация проекта;
- Дети – презентация результатов проекта;
- Родители –помощь в оснащении процесса реализации проекта.
Актуальность проекта :
Подготовительная группа — особый возраст. Её воспитанники осознают себя самыми старшими в детском саду, готовятся переступить порог школы. Воспитатель же, в свою очередь, должен воспитывать в детях уверенность в своих силах, самостоятельность мышления, целеустремлённость. Что касается занятий математикой, которые так важны для интеллектуального развития, то задача педагога — систематизировать накопленные у дошкольников знания, научить их оперировать абстрактными понятиями.
Головоломки – игрушки на все времена. До появления настольных и бурного развития компьютерных игр, одним из основных развлечений для большинства людей была игра - головоломка «Танграм». Игра способствует развитию наглядно- образного мышления, воображения, внимания, понимания цвета, величины и формы, восприятия, комбинаторных способностей; направлена на развитие различных мыслительных процессов - сопоставление, обобщение, установление последовательности, определение отношений «целое» - «часть», - все то, чем так необходимо овладеть ребенку-дошкольнику.
Этапы реализации проекта :
I этап – организационный:
- Анализ проблемы: как повысить познавательную активность детей;
- Составление поэтапного плана проекта;
- Подбор литературы по выбранной тематике проекта;
- Подбор необходимого оборудования и пособий для практического обогащения проекта.
II этап – реализация проекта
- Определение задач;
- Планирование деятельности в рамках проекта;
- Подборка игровых заданий по дидактической игре;
- Определение тематики и разработка конспектов НОД.
III этап – Заключительный:
- Определение направлений в работе с родителями;
- Работа с детьми по теме проекта;
- Привлечение родителей к сотрудничеству с воспитателем;
- Внедрение разнообразных заданий, игровых ситуаций по выбранной дидактической игре;
- Представление результатов проекта.
Реализация проекта (по блокам)
I блок
Перспективное планирование по работе с детьми для реализации проекта «Танграм»-волшебный квадрат»
Сентябрь - декабрь: практический этап непосредственного выполнения работы с головоломкой:
- составление узоров по схемам-моделям (от простого к сложному);
- использование игровых ситуаций - заданий в процессе всей образовательной деятельности;
- самостоятельное экспериментирование детей с геометрическими фигурами головоломки «Танграм»;
Январь-февраль: творческий этап:
- продумывание объекта конструирования:
- составление детьми по собственному замыслу картинки - мозаики из геометрических фигур игры «Танграм».
Сентябрь-октябрь
1. Проведение вводной беседы «Знакомство с головоломкой «Танграм» (история возникновения, суть и назначение игры, из чего состоит, правила игры). Воспитатель Слюсаренко Анна Алексеевна Приложение № 1
2. первый этап:
-составление фигуры из двух-трех элементов;
-из треугольников составить квадрат, трапецию;
-прикладывание деталей друг к другу и смотреть, что получится: грибок, домик, елочка, бантик, конфетка. Воспитатель Слюсаренко Анна Алексеевна Приложение № 2
Ноябрь.
1. второй этап - упражнения по накладыванию фигурок на карточки-схемы; - упражнения по складыванию фигурок по заданному примеру из всех семи элементов. Воспитатель Слюсаренко Анна Алексеевна Приложение № 3
2. Заучивание чистоговорок, скороговорок к картинкам с животными и птицами (заяц, лиса, медведь, петух, гусь). Воспитатель Слюсаренко Анна Алексеевна Приложение № 4
Декабрь.
1. третий этап- воссоздание фигур по образцам контуров. Воспитатель Слюсаренко Анна Алексеевна Приложение № 5
2. Отгадывание загадок по темам: животные, птицы. Воспитатель Слюсаренко Анна Алексеевна Приложение № 6
Январь.
1. Аппликация при помощи геометрических фигур игры «Танграм» по замыслу детей. Воспитатель Слюсаренко Анна Алексеевна Приложение № 7
2. НОД по развитию математических представлений с применением развивающих игровых технологий «Математическая викторина». Воспитатель Слюсаренко Анна Алексеевна Приложение № 8
Февраль
1. Изготовление дидактической игры «Цветная геометрия». Воспитатель Слюсаренко Анна Алексеевна Приложение № 9
2. Итоговое мероприятие «Открытка для папы» при помощи мозаики из геометрических фигур игры «Танграм». Воспитатель Слюсаренко Анна Алексеевна Приложение № 10
II блок
Перспективное планирование по работе с родителями для реализации проекта «Танграм» - волшебный квадрат»
Сентябрь. Беседа «Игры в жизни детей». Воспитатель Слюсаренко Анна Алексеевна Приложение № 11
Октябрь-ноябрь. Консультация «Танграм для дошкольников – развивающая головоломка». Воспитатель Слюсаренко Анна Алексеевна Приложение № 12
Декабрь. Информация «Как привлечь ребенка и изготовить игру-головоломку «Танграм» в домашних условиях» .Слюсаренко Анна Алексеевна воспитатель Приложение 13
Январь-февраль. Консультация «Плоскостное моделирование в развивающей игре «Танграм» Воспитатель Слюсаренко Анна Алексеевна
Приложение № 14
III блок
Перспективное планирование по работе с педагогами для реализации проекта «Танграм» - волшебный квадрат»
Октябрь. Консультация «Использование игры-головоломки «Танграм» для развития математических представлений у детей старшего дошкольного возраста» Воспитатель Слюсаренко Анна Алексеевна Приложение № 15
Декабрь. Мастер – класс по изготовлению игры «Танграм» Воспитатель Слюсаренко Анна Алексеевна Приложение № 16
IV блок – заключительный этап проекта :
Февраль:
-Подготовка и проведение презентации проекта;
- творческие работы детей (фотовыставка);
-подведение итогов.
V блок – анализ деятельности:
Промежуточные данные реализации проекта в группе :
Анализируя промежуточные данные работы можно сказать: логическое мышление формируется на основе образного и является высшей стадией развития детского мышления. Начинать развитие логического мышления следует в дошкольном детстве при помощи развивающих игр-головоломок, таких как например «Танграм». Успешность освоения игры в дошкольном возрасте зависит от уровня сенсорного развития детей. Играя, дети запоминают названия геометрических фигур, их свойства, отличительные признаки. У детей развивается умение анализировать простые изображения, выделять в них и в окружающих предметах геометрические формы, видоизменять фигуры путем разрезания и составлять их из частей.
Промежуточные данные диагностики уровня логического мышления у детей старшей группы показал, что дети в данное время находятся на среднем уровне, т. е. все дети этой группы выделяют свойства объекта, группу объектов по определенному признаку, хорошо владеют количественными операциями.
Наблюдая за ростом мыслительной деятельности, которая очевидна при многоразовом использовании логических операций, можно смело утверждать, что:
а) все дети группы знакомы с приёмами сравнения, анализа, классификации. Почти всем понятны способы использования логических игр и применение их на практике;
б) примерно 75% детей испытывает устойчивый интерес к развивающим играм. Возрастает степень их активности в самостоятельной деятельности;
в) дети не всегда достигают нужного результата, но применяют много усилий для достижения нужного результата.
г) работа по развитию мышления на основе
игры- головоломки «Танграм» уже стала приносить свои плоды: дети стали более активными и рассудительными.
Исследовав практическое применение «Танграма», я пришла к выводу, что эта головоломка развивает умственные и творческие способности, пространственное воображение, комбинаторные способности, логическое мышление, сообразительность, смекалку, а также усидчивость и мелкую моторику, формирует внимательность, упорство в достижении цели, способствует творческому поиску чего – то нового, учится терпению и последовательности.
Вообще, игры - головоломки – это хорошая разрядка от трудных ежедневных проблем и они просто интересны!
Закончить о танграмах можно словами М. Гарднера: «Очарование танграма состоит в простоте материала и в кажущейся его непригодности для создания фигурок, обладающих эстетической привлекательностью»
Считаю, что деятельность по реализации проекта «Танграм» - волшебный квадрат» плодотворна. Исследовательско - творческий проект, направлен на развитие у старших дошкольников умения действовать в соответствии с предлагаемым алгоритмом, применять методы решения проблемы с использованием различных вариантов; развитие конструктивных и творческих способностей детей, логического мышления.
Интернет ресурсы:
1. А. С. Карташкин: «Мир головоломок»
2. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D2%E0%ED%E3%F0%E0%EC
3. https://festival.1september.ru/articles/626772/
4. https://melkie.net/zanyatiya-s-detmi/konspekt-zanyatiya-v-podgotovitelnoy-gruppe-po-fgos-po-matematike.html#hcq=KsAhsBq