Наталья Анатольевна
Конспект мастер-класса «Космический синквейн»
▼ Скачать + Заказать документы
Мастер-класс учителя-логопеда Асановой Н. А. на тему: «Космический синквейн»
Оборудование: треугольники большого и маленького размера, вырезанные из картона; презентация; бумажные листочки; ручки.
1 слайд – Что же такое синквейн?
Синквейн представляет из себя стихотворную форму из пяти строк. Впервые эта форма была разработана американской поэтессой Аделаидой Крэпси, вдохновившейся японскими слоговыми миниатюрами танка и хайку. Впоследствии по всему миру, в том числе и в России, её стали использовать и в дидактических целях в качестве довольно результативного метода развития образной речи.
Публикация «Конспект мастер-класса „Космический синквейн“» размещена в разделах
- Космос. Все о космосе для детей
- Космос. Конспекты занятий
- Синквейн. Сочиняем стихи - синквейны
- Сочинительство. Учимся сочинять
- Темочки
Существует два вида синквейна : традиционный и дидактический. Традиционный синквейн основывается на слоговой зависимости, имеет ряд вариаций:
• Обратный
• Корона синквейнов, к которой добавлен шестой синквейн, где первая строка взята из первого синквейна, вторая строка из второго, и т. д.
Дидактический синквейн развился в практике американской школы. В этом жанре текст основывается на содержательной и синтаксической заданности каждой строки. В России синквейн начал применяться с 1993 года.
2 слайд - Почему именно синквейн?
У детей старшего дошкольного возраста с ОНР лексико-грамматическая сторона значительно отличается от речи нормально развивающихся сверстников и их словарного запаса, как в количественном, так и в качественном плане.
Задачи накопления, обогащения, уточнения словарного запаса у таких детей должны решаться параллельно с не менее важной задачей, такой как создание условий для активизации и актуализации собственного высказывания. И здесь на помощь может прийти дидактический синквейн. Эта технология не требует особых условий для использования и органично вписывающаяся в работу по развитию лексико–грамматических категорий у дошкольников и младших школьников с ОНР.
3 слайд - Правила составления дидактического синквейна :
В первой строке – должна находиться сама тема синквейна, обычно это явление или предмет, о котором идет речь. Чаще всего в первой строке пишется всего одно слово, но иногда и небольшое словосочетание. По части речи это местоимение или существительное, и отвечает на вопросы: Кто? Что?
Во второй строке – находятся уже два слова, иногда и словосочетания, которые описывают свойства и признаки этого предмета или явления. По части речи это обычно причастия и прилагательные, отвечающие на вопросы: Какой? Какая?
В третьей строке – содержатся уже 3 слова (иногда и словосочетания) которые описывают действия обычные для этого явления или объекта. По части речи это глаголы и деепричастия отвечающие на вопрос: Что делает?
В четвертой строке — автор пишет уже непосредственно свое мнение о затронутой теме. Иногда это может быть просто известный афоризм, фраза или что-то подобное, иногда даже небольшой стих. Самый традиционный вариант, когда эта фраза состоит из четырех слов, но это не так принципиально 3-5 слов считается также отлично, но встречаются и более длинные варианты для объяснения своей позиции по теме.
Пятая строка – содержит в себе опять всего одно слово или словосочетание. Это как бы резюме всего стихотворения, отражающее суть предмета или явления о котором говориться в синквейне, и мнение автора об этом. Обычно как часть речи также существительное или местоимение и отвечает на вопрос: Кто? Что? (Синоним, антоним, чувство, эмоция). И часто являет неплохой темой для составления нового синквейна.
При этом правила составления синквейна считаются больше рекомендацией, автор, если считает нужным может иногда и немного от них отступать, если это нужно для более красивого и содержательного стихотворения. Иногда целью развития речи у детей в 5-той строке синквейна можно встретить 2-3 и даже 4 слова связанных с темой синквейна и сутью стихотворения, это также не является отступлением от правил.
4 слайд - Эффективность и значимость синквейна :
- Простота. Синквейн могут составить все.
- Заключительное задание по пройденному материалу.
- Формирует анализ и синтез полученной информации.
- Пополняет словарный запас.
- Синквейн учит краткому пересказу.
- Синквейн помогает развить речь и мышление.
5 слайд - «Космический синквейн»
Составление космического синквейна с участниками мастер – класса.
1 – что? (ракета)
2 – какая? (быстрая, металлическая)
3 – что может делать? (летать, приземляться, взмывать в космос)
4 – составьте предложение (Ракета взмывает в космос)
5 – определите, к чему относиться ракета? (техника)