Ирина Цвикло
Мастер-класс «Учимся сочинять синквейн»
▼ Скачать + Заказать документы
Мастер-класс «Учимся сочинять синквейн»
Цвикло Ирина Васильевна,
воспитатель МБДОУ «Называевский детский сад №1»
1 слайд. Мастер-класс
Тема. «Учимся сочинять синквейн»
2 Слайд.
Цель: Обучение педагогов ДОУ составлению дидактического синквейна, с целью применения данной технологии в работе с детьми старшего дошкольного возраста.
План проведения.
I Теоретическая часть:
Публикация «Мастер-класс „Учимся сочинять синквейн“» размещена в разделах
- Синквейн. Сочиняем стихи - синквейны
- Сочинительство. Учимся сочинять
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший мастер-класс» февраль 2018
— Что такое «Синквейн».
— Актуальность «Синквейна»;
— Научная концепция и правила составления «Синквейна».
II. Практическая часть:
— Самостоятельная работа педагогов по составлению синквейна.
— Обсуждение полученных результатов.
III. Подведение итогов.
I. Теоретическая часть.
Говорить умеют почти все, но говорить правильно, лишь единицы.
В Федеральном Государственном Стандарте дошкольного образования "Речевое развитие" выделена как основная образовательная область. Речь является основанием для развития всех остальных видов детской деятельности: общения, познания, познавательно-исследовательской и даже игровой.
Работая над темой по самообразованию «Речевое развитие», я постоянно нахожусь в активном поиске, и большое внимание уделяю применению инновационным педагогическим технологиям и методам. Одной из эффективных инновационных технологий в речевом развитии является технология синквейн.
Инновационность данного метода - создание условий для развития личности, способной критически мыслить, т. е. исключать лишнее и выделять главное, обобщать, классифицировать.
Сегодня очень важно научить детей не только правильно и чётко говорить, но и мыслить.
3 Слайд
Слово «Синквейн» происходит от французкого слова «cinq» (сайкь)-пять
Это стихотворение, состоящее из пяти строк. У него есть свои правила написания и нет рифмы.
Форма синквейн была разработана американской поэтессой Аделаидой Крэпси, которая опиралась на японские стихи-хоку (хайку, маленький стих, без рифмы, отличающейся краткостью, которое читается очень медленно.
4. Слайд.
Актуальность использования синквейна.
1.Во-первых, это новая технология-открывающая творческие, интеллектуальные и речевые возможности.
2. Во-вторых, гармонично вписывается в работу по развитию лексико-грамматической стороны речи, способствует обогащению и актуализации словаря.
3. В-третьих - является диагностическим инструментом, даёт возможность педагогу оценить уровень усвоения ребёнком пройденного материала.
4. В-четвертых – носит характер комплексного воздействия, не только развивает речь, но способствует развитию памяти, внимания, мышления.
5. В-пятых- имеет игровую направленность.
6.И в-шестых – самое главное достоинство – простота. Синквейн могут составить все.
В ДОУ эту технологию применяют уже с 5 лет.
5. Слайд.
Правила составления синквейна.
1. Первая строка – заголовок, тема синквейна, состоит она из одного слова – имени существительного.
2. Вторая строка – два прилагательных, которые раскрывают данную тему.
3. Третья строка – три глагола, описывающих действия, относящиеся к теме.
4. Четвёртая строка – фраза, в которой человек высказывает своё отношение к теме. Это может быть крылатое выражение, цитата, пословица или собственное суждение составителя синквейна.
5. Пятая строка — одно слово (ассоциация, синоним, характеризующее суть предмета или объекта.
Схема написания синквейна.
Чёткое соблюдение правил написания синквейна не обязательно
6 Слайд
- Коллективное составление синквейна «Апельсин»
Апельсин
Круглый оранжевый
Растёт, висит, зреет
Я люблю апельсины
Фрукт.
7 слайд.
- Синквейн можно составлять по прочитанному произведению, н-р: Корней Чуковский
Айболит
Добрый, хороший
Путешествует, лечит, спасает
Айболит очень любит зверей
Доктор.
- Синквейн можно составлять по индивидуальным картинкам.
- Наглядно по предметам (игрушкам).
Кукла
Красивая, любимая
Стоит, сидит, улыбается
Моя кукла самая красивая
Игрушка
- По пройденной теме (Осень)
Дождь
Сильный, холодный
Капает, льёт, стучит
Я не люблю дождь
Лужи
- Синквейн- загадка. Определение отсутствующей части.
?
Серый, колючий
Фыркает, спит, сворачивается
Мне нравится этот зверёк
Лес.
- Синквейн «Найди ошибку» (коррекция и совершенствование готового синквейна)
Белка
Рыжая, косолапая
Прыгает, скачет, воет
Мне нравится ловкая белка
Дикое животное.
II. Практическая часть.
Сейчас мы научимся составлять синквейн.
Всем понятны правила составления синквейна?
Участники конкурса вытягивают карточки-задания, и подбирают нужный материал (книжки, картинки.)
- Самостоятельная работа педагогов по созданию синквейнов.
III. Итог. Обсуждение полученных результатов.
8. Слайд. Педагогическая ценность.
Вопросы: Уважаемые коллеги, вам было интересно? Кто себя почувствовал настоящим поэтом или писателем? Это (Задаю вопросы
• Обогащает словарный запас.
• Учит формулировать идею (ключевую фразу).
• Позволяет почувствовать себя хоть на мгновение творцом.
• Активизирует и развивает мыслительную деятельность.
• Получается у всех (Получилось)
Это и есть педагогическая ценность данной технологии!
Я вас искренне благодарю, и надеюсь, что использованные мною методы в мастер-классе помогут вам в работе.
9 Слайд. Спасибо за внимание!
Общая научная концепция использования методики создания нерифмованного стихотворения в работе с детьми старшего дошкольного возраста разработана Н. Д. Душкой.