Луиза Наумова
Корпоративная культура как показатель управления развитием дошкольно-образовательным учреждением
▼ Скачать + Заказать документы
Понятие «корпоративная культура» берёт свое начало с ХIХ в. Оно сформулировано фельдмаршалом Мольтке, который в свою очередь имел ввиду построенные отношения в офицерском обществе. Спустя годы эта формулировка приобрела другие краски в различных профессиональных сферах и сейчас корпоративная культура настолько значима, что любая организация без неё не сможет существовать, а уж тем более совершенствоваться. Современные авторы предлагают целый ряд трактовок корпоративной культуры. Несмотря на многообразие версий, основной их чертой можно выделить то, что корпоративная культура представлена как фактор, который используется для роста результативности деятельности организации, упрочения ее целостности, совершенствования направлений социальной сплоченности сотрудников, повышения их мотивации и плодотворности труда.
Публикация «Корпоративная культура как показатель управления развитием дошкольно-образовательным учреждением» размещена в разделах
Детский сад № 190 «Дюймовочка» – структурное подразделение автономной некоммерческой организации дошкольного образования «Планета детства «Лада» является детским садом общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому направлению развития детей.
Элементами корпоративной культуры данного учреждения являются стандарты поведения; система ценностей; символ, лозунг, девиз; мифы, легенды, герои; традиции, ритуалы, мероприятия.
Начиная работу по совершенствованию аспектов корпоративной культуры на практике, оценили ее настоящее состояние в ДОУ; в естественной и системной форме показали, чем является корпоративная культура.
Для того, чтобы провести изучение уровня корпоративной культуры в АНО ДО «Планета Детства «Лада»» детском саду № 190 «Дюймовочка» были выбраны методики исследования:
1. Анкетирование педагогов.
Педагогам предлагали разработанные анкеты:
- «Корпоративная культура в Вашем ОУ».
- «Насколько Вы удовлетворены работой в ОУ».
2. Анкетирование родителей. Родителям предложили следующие анкеты:
- «Результативность работы ОУ».
- «Насколько Вы удовлетворены платными образовательными услугами в ОУ».
В анкетировании приняли участие:
- сотрудники АНО ДО «Планета Детства «Лада»» детском саду № 190 «Дюймовочка» - 42 человек, из них 25 педагога и 17 человек обслуживающий персонал;
- родители АНО ДО «Планета Детства «Лада»» детском саду № 190 «Дюймовочка» - 114 человека.
3. Социологический опрос родителей воспитанников. В опросе приняло участие 36 родителей. Вопросы:
- Как давно Ваш ребенок посещает этот детский сад?
- Существует ли корпоративная культура в ОУ?
- Существует ли у ОУ фирменный знак (символ, если да – вы с ним знакомы?
- Насколько Вы удовлетворены профессионализмом сотрудников ОУ?
4. Беседы с сотрудниками ДОУ (групповые и индивидуальные, наблюдение за рабочим процессом в течение дня. Разработанность элементов корпоративной культуры.
Начиная работу по практическим аспектам корпоративной культуры, главным образом, нужно оценить ее настоящее состояние в ДОУ; необходимо в элементарной и системной конфигурации представить, чем является корпоративная культура.
В своей работе автор опирался на уже существующие анкеты по корпоративной культуре, удалив некоторые элементы.
Анкета применяется в практике основания, ведения и совершенствования корпоративной культуры ДОУ, как на первичных этапах работ, так и для последующих измерений развития корпоративной культуры.
Сотрудникам детского сада была предложена анкета «Корпоративная культура ДОУ»
Результат исследования анкет показал, что в ДОУ присутствуют следующие элементы корпоративной культуры : символы, традиции, система ценностей, свои герои, ритуалы, стандарты поведения, легенды, мероприятия, организации, определенный стиль управления.
Изучение и анализ корпоративной культуры ДОУ начали с определения его миссии. Под миссией ДОУ АНО ДО «Планета Детства «Лада»» детском саду № 190 «Дюймовочка» иметься в виду главное предназначение детского учреждения, цель создания, социальная роль, необходимость и рациональность дальнейшего существования организации.
Миссия ДОУ заключается в том, что через упрочение и развитие психического и физического здоровья детей, содействовать цельному воспитанию личности каждого ребенка.
Миссия ДОУ назначена с учетом круга интересов заказчиков, воспитанников, сотрудников, родителей, социальных партнеров.
Важнейшее условие благополучного развития и функционирования организации проявляется в ее позитивном имидже в глазах общества. А организация одобрительного внешнего образа неосуществимо без внутренней слаженности между работниками одного коллектива, выполнения сотрудниками создания и ведения единого корпоративного стиля и служебного этикета. Под служебным этикетом, имеется в виду, комплекс правил делового сотрудничества в организационных сообществах (поведение сотрудников в разнообразных ситуациях, появляющихся в организации). Служебный этикет базируется на принятых в обществе нормах этикета, такие нормы можно наблюдать при приветствии (например, первым надлежит здороваться подчиненному – с начальником, младшему по возрасту со старшим и т. д., при ведении переговоров (в т. ч. телефонных) и пр., но учитывая при этом особенность рассматриваемой организации.
Другое направление организационной культуры – корпоративный стиль – содержит символику учреждения (слоган, логотип, присутствие единых узнаваемых элементов, используемых при оформлении зданий и внутренних помещений, а так же единую форму костюма для псотрудниковерсонала (дресс-код).
В ДОУ АНО ДО «Планета Детства «Лада»» детском саду № 190 «Дюймовочка» имеется свой логотип – Дюймовочка. Все справки, документы, оформляются на фирменных бланках.
Дресс-код (от англ. Dress-code – кодекс одежды) – форма одежды, необходимая при визите на определенные мероприятия, при работе в организации, заведении. Также применяется для введения унификации в одежде, показывающей принадлежность работника к определенной организации или профессиональной группе. Этот термин появился в Великобритании, но стал применяться по всему миру. В отдельных организациях пожелания к одежде работников формулируют в виде пожеланий и являются рекомендациями, в других – подробное изображение стиля и формы одежды вносят в трудовой контракт, и за несоответствие могут применить санкции. Дресс-код вводит и список элементов и самой одежды, непозволительной для пребывания на рабочем месте (к примеру, глубокие декольте, шлепанцы, шорты, топы и пр.).
Во многих учреждениях образования дресс-код либо игнорируется, либо запросы к нему минимальны. При этом внешний вид работников и воспитателей ДОУ - это один из показателей совместного состояния дел в организации и выступает не на последнем месте в вырабатывании ее имиджа в глазах клиентов и партнеров.