галина григорьевна опаренко
Работоспособность — важный показатель готовности к школе
▼ Скачать + Заказать документы
Работоспособность – важный показатель готовности к школе.
Правомерно ли и нужно ли говорить о «работоспособности» и развивать ее у детей дошкольного возраста и имеет ли она какие-то особенности по сравнению со взрослыми? Ведь ни о каком производительном труде в дошкольном возрасте речь не идет. … И тем не менее сохранение устойчивой работоспособности на занятиях, во время выполнения трудовых поручений, даже во время физкультурных занятий, спортивных развлечений, туристических походов необходимо и дошкольнику, является важным показателем общей готовности ребенка к школьному обучению.
Публикация «Работоспособность — важный показатель готовности к школе» размещена в разделах
Работоспособность ребенка отличается более низкими, чем у взрослого, показателями, например меньшей продолжительностью. Не случайно поэтому, что, чем младше ребенок, тем короче у него продолжительность активного бодрствования, тем чаще и больше он должен спать, чтобы восстановить силы.
У маленького ребенка, особенно в первые три года жизни, как считают некоторые физиологи, трудно проследить признаки утомления. Он просто прерывает деятельность (начинает отвлекаться на занятии, беспорядочно перелистывать страницы книги, а потом захлопывает ее, хотя физиологические показатели пока еще не свидетельствуют об утомлении. Однако старшие и даже средние дошкольники зачастую стараются довести начатое дело до конца, хотя утомление неизбежно наступает: они в несколько раз медленнее и в более простой форме отвечают на вопросы взрослых, часто отвлекаются, роняют раздаточный материал. Эти признаки нарастающего утомления следует заметить как можно раньше и своевременно переключить внимание детей на другие виды деятельности.
С возрастом работоспособность повышается. Повышение ее общего уровня происходит, в частности, за счет ежедневных занятий, в процессе которых осуществляется общая тренированность всех систем и функций организма. Об этом свидетельствует, например, тот факт, что у детей, привыкших систематически заниматься в детском саду, и у тех, кто поступил в дошкольное учреждение из дома, работоспособность разная. При систематическом обучении в детском саду, начиная с младших групп, усидчивость детей от младшего к старшему возрасту повышается, что в свою очередь позволяет увеличить продолжительность занятий и их количество.
Вместе с тем наблюдения за детьми 4-7 лет выявили существенные различия в развитии умственной работоспособности даже у дошкольников одного и того же возраста. У одних детей показатели характеризуются высоким и средним уровнем. У других - они значительно снижены. У большинства из этих детей наблюдается «интеллектуальная пассивность», т. е. отсутствует привычка думать, слушать, воспринимать. И если вовремя не обратить на это должного внимания, то обучение такого ребёнка уже в первом классе доставит много неприятностей и родителям, учителям и в первую очередь самому ребёнку.
Недостаточный уровень работоспособности снижает качество работы детей на занятиях. Дети не могут усваивать программный материал в полном объёме из-за повышенной утомляемости, которая прежде всего влияет на объём и продолжительность внимания, уровень развития памяти, мыслительных процессов. Ребенок с низкой работоспособностью отличается от своих сверстников неуверенностью в собственных силах.
Главная роль в нормализации умственной и физической работоспособности отводится коллективу дошкольного учреждения. Но результативность работы и её качество во многом зависят от единства воздействий на ребёнка семьи и детского сада.
Наибольшее влияние на уровень работоспособности дошкольника оказывает состояние его здоровья и условия семейного воспитания. Для детей с отклонениями в состоянии здоровья характерна, как правило, и низкая умственная работоспособность. Причиной этих отклонений могут быть остро перенесённые заболевания (инфекционные и хронические). Родители должны заботиться о выполнении режима дня, обязателен дневной сон, вечером необходимо исключить длительное сидение у телевизора, шумные игры. Ребенка настраивают на спокойную волну, предложив ему навести порядок в кукольном и книжном уголке, почистить зубы, приготовить на завтра одежду и то, что он хочет взять с собой в детский сад, самому раздеться.
Наряду с соблюдением правил гигиены нервной системы надо постоянно закаливать ребенка: гулять на свежем воздухе, совершая при этом с ребенком туристические походы, играя с ним в бадминтон, городки и другие игры. В зимнее время рекомендуется катание на лыжах, санках и т. п. Иначе говоря, прежде чем повышать умственную работоспособность в процессе обучения, нужно закаливать ребенка и укрепить его здоровье. Сидячие игры и занятия утомляют ослабленных детей гораздо дольше, чем их сверстников. Поэтому они могут быть меньшей продолжительности и обязательно должны меняться двигательной активностью. На работоспособность ребенка могут отрицательно влиять не благополучные семейные отношения. Умственная работоспособность дошкольника на занятиях зависит от ряда условий, и прежде всего от интереса к знаниям. А развить и поддержать его могут родители.
Неустойчивое внимание, быстрая утомляемость, приводит к тому, что дети легко забывают о цели действия, необходимости довести дело до конца, выполнить задание. Поэтому нужно позаботиться о том, чтобы любая деятельность детей протекала в наиболее благоприятных и интересных для них условиях. Например, если дети трудятся, то эффективность работы повышает мотив пользы: сделать вещь в подарок маме, бабушке, сестре. Пользу животным своей заботой о них; всегда интересна для детей совместная деятельность с взрослыми, но не в качестве подсобной силы (подай, поднеси, поддержи) а равноправного партнера. Если по ходу разговора с ребенком, занятий с ним от него требуют значительных умственных усилий, то варьируют задания и условия, в которых они выполняются, например задания на счет: сосчитать, сколько листиков мама положила на скамейку, угадать, сколько раз ударила она по спинке скамейки палочкой, из скольких частей, состоит слово «Сережа», «Таня». Использовать разнообразные игровые примеры, например, когда дети осваивают пространственные отношения, здесь могут участвовать любимые ребенком игрушки.
Иногда у детей с низкой работоспособностью недостаточно развита связная речь. Дома в играх с детьми 5-7 лет ребятам предлагают пересказать несложный коротенький текст или понравившийся отрывок (самый смешной, страшный, грустный, составить рассказ по двум-трем картинкам с постепенно развивающимся сюжетом, устроить из картинок или открыток «картинную галерею» и в качестве экскурсовода озаглавить «картины» и рассказать о них. Можно использовать и другие игровые приемы: «Ты опиши игрушку, а я угадаю» или «Я начну сказку, а ты закончи»…
И конечно, нужно помочь детям преодолеть застенчивость. Здесь хороши поручения передать что-то на словах, проявить самостоятельность и активность в магазине.
Представление о том, что вполне достаточно последнего года перед школой, чтобы научить ребенка всему тому, что необходимо при обучении в школе, полностью исправить недостатки в воспитании и обучении, - глубоко ошибочно. Успеваемость детей в школе зависит от результатов воспитательно-образовательной работы, проведенной с ними в процессе всего предшествующего периода дошкольного детства. Так же обстоит дело с формированием работоспособности дошкольников. С первых лет жизни необходимо систематически приучать детей к умственному труду, постепенно увеличивать его объем и длительность.
Если работоспособность ребенка снижена, надо выяснить главную причину этого. Здесь необходима тесная связь детского сада с семьей.
Г. Г. Опаренко МБДОУ «Котовский детский сад Облачко», Старооскольский район, Белгородская область.