оксана мельникова
Как работать с развитием речи и мыслительными процессами ребенка. Часть1
▼ Скачать + Заказать документы
Например, фрукты (показываем фрукты на картинках) :
Назови каждый предмет. Как можно назвать одним словом все эти предметы? Почему?
Где растут фрукты? (В саду.) Кто их выращивает? Как?
Что делают из фруктов? Как? Какими приборами, приспособлениями?
Назови фрукты овальной формы. Назови фрукты круглой формы.
Назови жёлтые фрукты. Назови оранжевые фрукты. И т. д.
Какие фрукты сладкие? Какие кислые?
Посмотри на картинку и помоги найти овощи и фрукты. Где должны расти овощи? Расскажи, какие фрукты и овощи нужно взять, чтобы сварить борщ и компот. Как ты будешь варить? Что тебе для этого нужно?
Публикация «Как работать с развитием речи и мыслительными процессами ребенка, Часть1» размещена в разделах
Таким же образом работаем с другими группами предметов и явлений.
Четвертый лишний (классификация) :
Покажите ребенку ряд предметов, среди которых один, который по какому-либо признаку к ним не подходит. Спросите ребенка, какой рисунок в каждом ряду не подходит к остальным. Почему?
Объяснения могут быть разными:
• стол, стул, кровать — мебель, а груша не мебель — фрукт;
• медвежонок, мяч, кукла — игрушки, а лиса — настоящая (животное);
• платье, шорты, носки — одежда, а ребенок — не одежда, он ее носит;
• клубника, земляника и банан растут, а сыр не растет;
• футболка сарафан, купальник — летняя одежда, а куртку носят, когда холодно;
• воробей, голубь, ворона — зимующие птицы, а скворец – перелетная.
И т. д.
Времена года (показываем на картинках) :
Рассмотри картинки. Что ты видишь на них? Когда это бывает? Почему ты так думаешь? Назови признаки каждого времени года. Что в это время делают люди? Как одеваются? Как ведут себя животные? Что происходит в природе? Какие месяцы соответствуют каждому времени года?
Как ты представляешь себе:
«Какого цвета лето?» (Зелёного.)
«Какого цвета осень?» (Жёлтого, оранжевого.)
«Какого цвета зима?» (Белого.)
«Какого цвета весна?» (Голубого, ярко-зеленого.) И т. д.
Ориентация во времени:
Какое время суток? Старший дошкольник должен понимать вопрос «Какое время суток?» Можно связать время суток с распорядком дня: «Мы просыпаемся утром, играем днем, смотрим телевизор вечером, а спим ночью».
Попросите ребенка составить четыре предложения со словами: утром, днем, вечером, ночью. Предложите ему перечислить названия времени суток в обратном порядке: ночь, вечер, день, утро. Чем они отличаются друг от друга?
Дни недели. Дети должны понимать вопрос: «Какой сегодня день недели?». Объясните, что понедельник — первый день недели, вторник — второй день недели, среда — третий день, середина недели, четверг — четвертый день, пятница — пятый день, суббота — шестой день воскресенье — седьмой. Всего в неделе семь дней. Когда ребенок усвоит порядок дней, попросите его назвать дни недели в обратном порядке — от воскресенья до понедельника.
Слова вчера, сегодня, завтра объясните, используя названия дней недели. Например: «Сегодня понедельник, а какой день был вчера?» — «Воскресенье». — «Давай еще раз вспомним, какой сегодня день». — «Понедельник». — «А какой день будет завтра?» — «Вторник». Спросите ребенка, что он делал сегодня, вчера, что собирается делать завтра. Например «Завтра я пойду в гости» и т. д.
Объясните слова рано, поздно: «Летом солнышко встает рано и заходит поздно».
Слова всегда и никогда также объясните на примерах: «Летом листочки на деревьях всегда зеленые» «Я всегда чищу зубы перед сном», «Корова никогда не ест мяса», «Собаки никогда не летают». ( Задайте вопрос: «Почему?»)
Объясните ребенку слова долго и быстро. Например: «Строить домик из кубиков долго, а разрушить его можно быстро». Придумайте свои примеры со всеми этими словами.
Ориентация в пространстве:
Рассмотри рисунки. Скажи, кто (или что) находится спереди (впереди, сзади, посередине, справа и слева.
Попросите ребенка указать, где находятся различные существа и предметы на картинке. Например, «*** бежит впереди ***», «*** бежит за *** (сзади)» и т. д. Если ребенок затрудняется, помогите ему наводящими вопросами.
Занимаясь с ребенком, обязательно сядьте рядом так, чтобы ваша правая рука была с той же стороны, что и правая рука ребенка. Затем спросите, кто на рисунке стоит справа от него, а кто слева.
Практика: дайте поручение встать впереди другого ребенка или предмета; позади него; встать справа, слева от другого ребенка или предмета; встать посередине комнаты.
Попросите ребенка подойти ближе к окну, встать дальше от него и т. д. Спросите, что находится выше и ниже головы ребенка. И т. д.
Обратите внимание на то, как ребенок понимает инструкции, насколько точно их выполняет и как быстро переключается на выполнение других поручений.
Понимание предлогов в, на, на—над, за — из-за, под - из-под, со, между.
Дети часто затрудняются в употреблении предлогов. (Предлог между употребляется в значении посередине) Обратите внимание ребенка на согласование слов после употребления этих предлогов. В младшем возрасте дети иногда даже не употребляют предлоги в и на.
Потренируйтесь на аналогичных примерах. После предлога со обязательно должно стоять слово со стечением согласных (со стола, со Светой, со Славой, со сковороды).
Образование множественного числа существительных (понятия частей речи не давать)
Назовите один предмет и попросите ребенка назвать много таких же предметов. Свое задание вы можете начать так: «Я тебе говорю про один предмет, а ты скажи про много. Например: «У Тани карандаш, у Пети карандаш. Что есть у Тани и у Пети?» — «Карандаши», — должен ответить ребенок. Образование множественного числа существительных вызывает у некоторых детей затруднения, т. к. изменяется не только окончание (тарелка — тарелки, и само слово (ухо — уши). Если ребенок затрудняется, поупражняйтесь на собственных примерах.
Множественное число глаголов. Что делает? Что делают?
Рассмотри картинки и скажи, кто что делает (например, «девочка бежит», «девочки бегут»). Внимательно следите за окончаниями слов и словосочетаний, которые образует ребенок.