Светлана Пашова
Консультация «Социальное партнёрство между семьёй и дошкольным учреждением в свете новых условий»
▼ Скачать + Заказать документы
Одной из самых важных проблем, которую должно решить современное общество, является проблема преодоления кризиса в духовно-нравственном воспитании подрастающего поколения. Происходящие в нашей стране социально-экономические и политические изменения привели к тому, что российское государство лишилось официальной идеологии, общественно-духовных и нравственных идеалов, были утрачены такие ценности как честь, дружба, любовь, семья, патриотизм, долг.
Публикация «Консультация „Социальное партнёрство между семьёй и дошкольным учреждением в свете новых условий“» размещена в разделах
Таким образом, перед обществом стоит задача формирования новой системы ценностей. И принимать участие в этом важном процессе должны – семья, дошкольное учреждение, церковь, государство. Причем необходимым является сотрудничество этих важных социальных институтов. Системный подход предполагает одновременное включение духовно-нравственного компонента в воспитательную деятельность семьи, учреждений образования, государственных учреждений и общественных организаций.
В нравственном воспитании современных детей появились негативные тенденции: книги ушли на второй план, их место занял экран телевизора, с которого в жизнь ребёнка постоянно входят персонажи сказок, герои мультфильмов, не всегда отличающиеся душевностью или нравственной чистотой. В образовании детей дошкольного возраста больше внимание стали уделять познавательному развитию, подготовке ребят к школе. Родители покупают своим детям красочные энциклопедии. Водят на дополнительные занятия к педагогам – репетиторам, не жалея на обучение ни времени, ни денег. А вот на совместные чтение книг, на изготовление подарков близким, на прогулки, совместные игры и прочее свободного времени не остаётся.
Чтобы дать уроки нравственности научить ребёнка быть добрым, чутким, честным, справедливым, педагогам необходимо выполнить образовавшийся пробел в воспитании нравственных чувств детей и привлечь к этому родителей.
А без развития в ребенке духовных, нравственных ценностей, невозможно воспитание патриотических чувств. Проблема патриотических чувств у детей дошкольного возраста актуальна и значима. Патриотизм – важнейшее нравственное качество любого человека, выражающееся в глубокой осознанной любви к родному краю, городу. Зарождаясь еще в раннем возрасте, патриотические чувства чрезвычайно важны для дальнейшего формирования личности.
Система образования в третьем тысячелетии представляет собой череду образовательных реформ, суть которых сводится к стремлению воспитать «человека новой формации» Необходимость принятия документа по ФГОС подсказана временем. Вопрос воспитания будущего поколения является одним из важнейших для дальнейшего развития и существования страны. Поэтому дошкольному учреждению необходимо влиять на формирование и воспитание такого человека, для которого нормы, правила и требования общественной морали выступали бы как его собственные взгляды, убеждения, как глубоко осмысленные и привычные формы поведения, приобретенные в силу внутреннего влечения к добру, чтобы способствовали их духовному и нравственному становлению. Для этого необходимо внести определенный вклад в решение проблем, связанных с преодолением духовного кризиса – это отсутствие взаимопонимания и дефицит общения в семье.
Семья и дошкольное учреждение – два важных социальных института, которые тесно взаимодействуют, хотя их воспитательные функции различны. Перед дошкольным учреждением стоят задачи не только должным образом обучать, воспитывать и развивать ребенка, но и вооружать соответствующими педагогическими знаниями родителей. Только в условиях сотрудничества детского сада и семьи возможно обеспечить единые педагогические принципы и требования, которые помогут в воспитании и полноценном развитии ребенка. Сотрудничество - это совместная развивающая деятельность взрослых и детей, скрепленная взаимопониманием, проникновением в духовный мир друг друга, совместным восприятием проживанием хода и результатов этой деятельности. Общение педагогов с родителями воспитанников всегда было и остается актуальным вопросом для детских садов. Один из аспектов этого вопроса – поиск действенных путей сотрудничества, необходимых как педагогам, так и родителям. Необходимо выработать единые воспитательно-образовательные позиции с семьей каждого воспитанника, создать атмосферу общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки и взаимопроникновения в проблемы друг друга. Важно научить родителей понимать и чувствовать душу ребенка, принимать и любить его таким, какой он есть, воспитывать собственным положительным примером, так как ребенок – зеркало семьи и выносит в жизнь как хорошее, так и плохое – все, что заложено в семье.
Сегодня речь не идет просто об обмене информацией между родителями и педагогами, об успехах и трудностях дошкольника.
Актуальным является включение семьи в жизнь ребенка в детском саду, поэтому необходимо формировать партнерские взаимоотношения между семьей и детским садом. Для этого был создан метод проект. Метод проект - это обучение и воспитание ребенка через деятельность, а в работе с семьей – через совместную деятельность.
Одним из направлений работы по активизации родителей в воспитательно – образовательном процессе является создание проекта: «Наша дружная семья»
Цель проекта: формирование партнерских отношений и выработка единых позиций духовно – нравственного воспитания ребенка на традициях народной - культуры.
Задачи:
1. Создать благоприятные условия для социализации детей и для развития творческих способностей личности.
2. Формирование у детей первоначальных знаний по истории народной культуры и родного края.
3. Воспитывать патриотические чувства, связывающие разные поколения.
4. Развитие творческой и педагогической компетенции родителей.
5. Ориентировать семью на развитие приоритета духовно – нравственных ценностей и творческого самовыражения при знакомстве детей с иконописной культурой, художественной литературой, музыкальным искусством.
6. Ознакомление родителей с основами православной педагогики и психологии, формирование представлений о формах семейного уклада.
Данные задач решались с использованием вариативных форм работы. Сначала был оформлен православный уголок, где были помещены иконы, где дети могли познакомиться с ликами святых. Затем была подобрана библиотека с православной литературой для детей и родителей, книги которые мы предоставляем можно забирать домой для домашнего чтения. Собраны альбомы с изображением православных храмов. В группе был оформлен информационный стенд, где помещается педагогическая информация для родителей.
Проект реализовался поэтапно.
1этап. На родительском собрании обсуждались особенности, потребности, возможности, интересы семей. Проводилось анкетирование родителей, консультации, лекции, беседы.
2 этап. С целью вовлечения родителей в жизнь группы планировались совместные мероприятия, проводились совместные вечера, праздники, конкурсы.
Дети и родители принимали непосредственное участие в православных праздниках: «Рождества Христова», «Масленицы», «Пасхи». Готовясь к данным мероприятиям, они получили первые представления о смысле праздника и его значении для верующих. Затем были привлечены и к практической деятельности, совместно с родителями дети рисовали, вырезали, лепили, клеили. После чего в детском саду была организованна выставка, посвященная определенному празднику, где и были представлены семейные работы. При этом было важно, чтобы сохранялось единство эмоционального и интеллектуального смысла всего происходящего. Дети и взрослые должны знать, зачем это они делают, зачем участвуют в этом празднике. С помощью родителей была организованна экскурсия в «Спассо-Преображенский собор», некоторые дети в соборе были впервые и увиденное их заинтересовало, рассказ священника вызвал много вопросов. После посещения храма дети охотно стали делиться своими впечатлениями, о том: какие храмы они посещали с родителями, какие иконы видели, как ставили свечи, давали милостыню. Вместе с детьми мы рассуждали о любви к людям и всему окружающему, умении прощать, делиться с близкими и чужими людьми, которые попали в беду. Дети приводили примеры из своей жизни, из жизни своей семьи. С большим интересом воспитанники слушали чтение произведений православного педагога Б. А. Ганаго, в простых рассказах он вовлекает в размышления о разных вопросах бытия: о любви и внимании; о благодарности и милосердии; о воспитании и послушании родителей; об отношении к каждому человеку как образу Божию. Эти маленькие рассказы доступны, легко воспринимаются на слух. В подготовительной к школе группе дети не просто включаются в обсуждение проблемных нравственных ситуаций, а переживают их вместе с героями, переносят их в ролевые игры. В ходе участия в таких играх у них формируется личностный смысл тех или иных поступков, духовно – нравственное отношение к происходящему. Родители убедились, что их участие в жизни детского сада и группы необходимо не потому, что этого хочет воспитатель или администрация, а потому что это важно для их собственного ребенка, для их семьи. Сегодня уже не ведется спор о том, что важнее в становлении личности: семья или детский сад. Современная наука единодушна в том, что без ущерба для развития личности ребенка невозможно отказываться от семейного воспитания, ровно как и семья не может воспитать ребенка изолированного от других воспитательно-образовательных учреждений. Все они призваны содействовать максимальному развитию ребенка, поэтому заинтересованы в том, чтобы объединить свои усилия. Как показала практика, вся система работы с родителями, оказалась эффективной. Благодаря слаженной работе детско – взрослого коллектива нам удалось избежать многих ошибок во взаимодействиях с родителями, намного уменьшились конфликтные ситуации. У родителей повысился интерес к вопросам воспитания, обучения и развития детей. Четко стали проявляться единые требования по отношению к ребенку, обусловленные повышением педагогической грамотности родителей.