Получи документы

Коррекционно-развивающие технологии для детей с ОВЗ

Трубачева
Коррекционно-развивающие технологии для детей с ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы

В настоящее время актуальной проблемой является подготовка школьников к жизни и деятельности в новых социально – экономических условиях, возникла потребность в изменении целей и задач коррекционного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья. Важное место в учебном процессе, который я осуществляю, занимает коррекционно – развивающая модель обучения, которая обеспечивает школьников комплексными знаниями, выполняющими развивающую функцию. В результате коррекционно - развивающего обучения происходит преодоление, коррекция и компенсация нарушений физического и умственного развития детей с нарушениями интеллекта.

Публикация «Коррекционно-развивающие технологии для детей с ОВЗ» размещена в разделах

Ключевые слова: коррекционно-развивающие технологии, психологическое развитие, коммуникация, арт- терапевтические технологии.

При работе с детьми, имеющими, ограниченные возможности здоровья применяю коррекционно-развивающие педагогические технологии, позволяющие добиваться положительной динамики в обучении и воспитании. Ведь, образование детей с ОВЗ предусматривает:

1. Создание специальной коррекционно-развивающей среды, обеспечивающей адекватные условия и возможности для получения образования;

2. Воспитание;

3. Лечение и оздоровление;

4. Коррекцию нарушений развития;

5. Социальную адаптацию.

Коррекционно-развивающее обучение способствует преодолению, коррекции и компенсации нарушений физического, психического и психологического развития обучающихся. Построение общей системы коррекционно-развивающего обучения невозможно без применения грамотно подобранного спектра педагогических технологий. Технологии коррекционно-развивающего обучения позволяют наиболее гибко отзываться на образовательные нужды и возможности каждого обучающегося с ограниченными возможностями здоровья.

Коррекционно-развивающие технологии

- здоровьесберегающие технологии;

- технология дифференцированного обучения;

- технология личностно-ориентированного обучения;

- игровые технологии (коррекционно-развивающие игры и упражнения);

- информационно-коммуникационные технологии;

- технологии компенсирующего обучения;

- технология проблемного обучения;

- технологии основанные на использовании активных методов обучения (АМО);

- технология проектного обучения;

- арт - терапевтические технологии (связаны с воздействием разных средств искусства на обучающихся, они позволяют с помощью стимулирования художественно-творческих проявлений осуществить коррекцию нарушений психосоматических, психоэмоциональных процессов и отклонений в личностном развитии).

Вариантов грамотного внедрения педагогических технологий образования детей с ОВЗ в процесс обучения масса, их необходимо продуктивно совмещать.

Традиционные технологии обучения

В коррекционной работе основным методом является применение традиционных технологий обучения, основанных на постоянном эмоциональном взаимодействии учителя и учащихся.

Традиционные технологии позволяют обогащать воображение учащихся, вызывая у них обилие ассоциаций, связанных с их жизненным и чувственным опытом, стимулируют развитие речи учащихся.

Объяснительно – иллюстративные технологии

Работая с учащимися с задержкой психического развития в первую очередь необходимо развивать образное мышление, использовать образные представления и предлагать выполнять те виды умственной деятельности, которые детям наиболее близки и понятны. «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать», - так говорит народная мудрость. Учитель скажет: зрительные впечатления (образы) ярче и лучше, чем словесные, рисуют картину, врезаются в сознание и дольше остаются в нем. Раз так, то в процессе обучения полезно использовать эту особенность.

Использование картин известных художников, иллюстраций, картинок, дающих представление о каком-либо физическом явлении.

Для многих детей усвоение и понимание теоретического материала в виде логического рассказа, вывода формул практически невозможно. Учащиеся, если не видят «картинку», испытывают затруднения. Рисунки всегда привлекают детей : они вглядываются в него, раздумывают над ним, советуются друг с другом по поводу содержания и незаметно для себя втягиваются в анализ рисунка и так же незаметно приходит понимание явления или закона.

Рассматривание иллюстраций привело нас с детьми к возможности обратного процесса – созданию собственных «картин». Учащиеся получают домашнее задание: нарисовать картинку к изучаемому явлению, понятию.

Дети с удовольствием придумывают образы на уроках, хорошо запоминают изучаемое понятие или явление.

Использование отрывков из литературных произведений, загадок, пословиц, поговорок, связанных с изучаемым явлением. Иногда даже самый маленький детский стишок помогает осмыслить и запомнить физическое явление и закон.

Например, при изучении гидростатического давления и в теме «Плавание тел» :

Про море вспомнить в самый раз.

А где же водолаз?

И правду ль водолаз гутарит:

«Чем глубже, тем сильнее давит»?

Наша Таня громко плачет:

Уронила в речку мячик.

Тише, Танечка не плачь!

По закону Архимеда

Не утонет в речке мяч!

Результатом применения является экономия времени, сохранение сил учителей и учащихся, облегчение понимания сложных знаний.

Игровые технологии

Развитию мышления учащихся способствуют и различные игровые моменты на уроке: перебрасывание кубика формул, работа на время с карточками, обозначающими физические величины, единицы физических величин, «игра в слово». Дети очень любят игру в «черный ящик» (узнавание предмета по наводящим вопросам, который позволяет определять свойства и характеристики предметов, приборов, физического оборудования и т. д. Иногда учебную деятельность стимулирует самое простое задание: представить и показать явление (например, показ трения - скрип двери); кто быстрее решит задачу, быстрее соберет установку, выполнит эксперимент.

Инновационные технологии

Человек по своей природе больше доверяет глазам, и огромная часть информации воспринимается им через зрительный анализатор. Учитывая это, можно мобилизовать зрительное восприятие детей с ограниченными возможностями здоровья, применяя элементы информационно – коммуникационных технологий (в дальнейшем ИКТ). Организуя работу по развитию наглядно-образного мышления, внимания, памяти, одновременно необходимо создавать положительную мотивацию. Высокая позитивная мотивация может играть роль компенсирующего фактора в случае недостаточно высоких способностей обучающегося, однако в обратном направлении этот принцип не работает – никакие способности не могут компенсировать отсутствие учебного мотива или низкую его выраженность и обеспечить значительные успехи в учебе.

Положительная мотивация к познавательной деятельности может быть результатом возникшего интереса к необычным урокам, на которых применяется компьютер не только как электронная доска, но и для индивидуальной работы школьников.

Учащимся с ограниченными возможностями здоровья чаще всего присуще безразличное или отрицательное отношение к решению любых учебных задач, отсутствие или низкий уровень учебной мотивации, что приводит к недостаточному освоению базовых знаний. Поэтому необходимо обеспечить формирование и развитие учебных мотивов у таких школьников. Один из путей формирования учебной мотивации связан непосредственно с особенностями организации учебного процесса. Эффективным средством повышения познавательной активности и формирования положительных мотивов является ИКТ – компонент.

Учитывая Интерес учащихся к компьютеру, Интернету я использую следующие задания: поиск нужной информации в Интернете, подготовка сообщений по изучаемым темам, оформление своих творческих работ в виде документов, схем и рисунков. На уроках использую презентации, тестовые технологии,компьютерные тренажеры.

Технология уровневой дифференциации

Цель данной технологии состоит в том, чтобы все школьники овладели базовым уровнем знаний и умений и имели возможности для своего дальнейшего развития. Считаю, что целесообразно применять уровневую дифференциацию при изучении сложных тем или разделов, Чаще всего проверочные разно уровневые работы провожу на контроль - обобщающих уроках.

Можно также применять и при изучении новой темы. Объяснять материал нужно от сложного к простому, в конце можно определить уровень усвоения материала на уроке.

Анализируя знания обучающихся с применением элементов разно уровневого обучения можно сделать следующие выводы:

Обучение способствует переводу обучения на дифференцированное, с учетом индивидуальных особенностей учащихся.

Повышается рефлексивность (зачем; что делаю; надо осознать) и мотивация учения.

Повышается уровень удовлетворения или удовлетворенности результатами обучения учителем и учениками.

Применяя в работе рассмотренные принципы и технологии

• Учащиеся с ОВЗ не только получают «багаж» знаний, при изучении программного материала происходит развитие мыслительных процессов, формируется сфера практических умений учащихся;

• Материал учебника и рассказ учителя становится понятным, осознанно запоминается, ученик видит область практического применения знаний;

• Повышается мотивация учения, развивается потребность узнавать новое, самостоятельно добывать знания, приобретать новые практические навыки;

• Формируются коммуникативные отношения, умение сотрудничать со сверстниками и педагогами;

• Развиваются способности детей, повышается самооценка.

Танцевально-двигательная терапия как средство психолого-педагогической поддержки детей с ограниченными возможностями

Основной задачей танцевально-двигательная терапии является обретение чувствования и осознанности собственного "Я". Танцевально-двигательная терапия использует движение и творческое выражение для интеграции и развития личности. ТДТ основывается на идеи о том, что осознанный телесный опыт благоприятствует и углубляет самосознание. Наиболее прямое выражение особенностей индивидуальности возможно через тело. Это физический опыт действия мышц выступает как быстрый путь познания и получения опыта о себе, способствует повышению самооценки. Суть танцевально-двигательной терапии заключается в предоставлении ребенку возможностей для самовыражения, самореализации, для самоутверждения и познания собственного «Я».

На сегодняшний день танцевально - двигательная терапия используется как в клинической работе, так и в сфере образования. Танцевально-двигательная терапия применяется в работе с детьми, подростками и взрослыми с эмоциональными расстройствами в больницах, клиниках и спец. школах. Среди клиентов также могут быть умственно-отсталые, лица с задержками психо-эмоционального развития. Танцевально-двигательная терапия успешно используется в программах учебных заведений различных уровней.

Музыкальное и хореографическое искусство являются незаменимыми средствами эстетического воспитания, художественного развития, способного глубоко воздействовать на духовный мир ребенка с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). В воспитании детей ритмика и танец занимают особое место. Одна из основных целей – формирование разнообразных эмоций и чувств, являющихся важнейшим условием развития личности.

Детям с ОВЗ очень трудно бывает адаптироваться к новой, непривычной обстановке, каковой является для них образовательный центр. Так или иначе, - это новая среда, вокруг новые дети, новые педагоги. В то же время для обучения и развития им необходима специальным образом организованная обучающая среда. Эта среда должна постепенно изменяться в соответствии с познавательными и личностными потребностями ребенка и, следовательно, ребенок не всегда чувствует себя в ней абсолютно комфортно.

Перед педагогами стоит сложная задача: нужно, с одной стороны, создать для ребенка с ограниченными возможностями здоровья развивающую среду, а с другой - помочь ему научиться адекватно вести себя в ней, несмотря на постоянное изменение ситуации. Структура танца, его четкий рисунок формируют внешние опоры для личностного поведения ребенка. Танцы создают эмоциональное равновесие: собирают, успокаивают детей, облегчают переход от одного занятия к другому.

Занятия танцами полезны и для детей с эмоционально-волевыми нарушениями, и для детей, у которых на первый план выступают познавательные проблемы.

Для решения эмоционально-волевых проблем важно, что по ходу танца ребенок естественно оказывается в ситуации взаимодействия с другими детьми, не приобретая при этом негативного опыта общения. Даже дети, которые никогда не позволяют прикасаться к себе, во время танца держат друг друга за руки. Танцуя, все смотрят друг на друга и выполняют определенные движения. Постепенно дети учатся согласовывать свои действия с действиями других людей, и тогда танец становится более организованным и ритмичным.

Дети с нарушениями общения, в отличие от остальных, обычно пропускают в своем развитии очень важный этап обучения через подражание. В результате занятий танцами такие дети начинают подражать действиям других людей, что создает новые возможности для их обучения.

У детей с познавательными проблемами на фоне положительного эмоционального подкрепления формируется моторная и зрительно-моторная координация, развиваются пространственные представления, двигательная память, серийная организация действий.

Для всех детей с ограниченными возможностями здоровья важно, что на занятиях танцами они учатся лучше осознавать свое тело и управлять им.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Приемы танцевальной терапии:

«Веселый поход». Игра, направленная на сплочение группы, внимание, воображение, быстроту мышления и сообразительность.

Основная цель – сблизить и сплотить участников терапии.

Ход игры: под веселую, задорную музыку цепочка участвующих друг за другом движутся по залу. Впереди стоящий задает любое движение, которое все должны повторять в течение 15 секунд. Затем первый участник переходит в конец цепочки, а новый впереди стоящий задает новое танцевальное движение.

«Лебединое озеро». Прием, направленный на достижение раскрепощения, самораскрытия, уверенности в себе.

Ход игры: участники встают в круг и под легкую, спокойную музыкальную композицию танцуют в одном стиле (все лебеди). В круг участников присоединяется фея, которая передает волшебную палочку любому танцующему. «Главный» лебедь (которому досталась палочка) проходит в центр круга и танцует сольный, оригинальный танец, задавая определенные движение для всех остальных птиц.

«Отражение». Игра-импровизация, главным образом направленная с одной стороны на раскрытие своих творческих способностей, с другой – на «вчувствование»в другого человека, доверие и сплоченность. Все участники терапии делятся на пары, встают в два круга: внутренний и внешний. При включении музыкальных композиций разных стилей участники внутреннего круга задают движение каждый для своей пары, а участники внешнего круга стараются повторить его в зеркальном отображении. Как правило, в данном приеме танцевальной терапии должна использоваться музыка нескольких, разнообразных стилей. Нами были использованы музыкальные композиции в стиле цыганского, русского и испанского танца.

Комплекс танцевально – игровых упражнений

Игра «Зеркальный танец»

Цель: Разогреть тело, разбудить эмоции, снять мышечные зажимы и настроить на работу.

Музыка: любая ритмичная, темп средний.

Дети садятся на пол или на стулья, расположенные полукругом. Педагог сидит в центре зала и показывает разные движения для всех частей тела, давая установку: «танцует правая нога», «танцует левая нога», «смотрим по сторонам» (упражнение для головы, «удивляемся» (упражнение для плеч, «ловим комара» (хлопок под коленом, «притаптываем землю» (притопы) и т. д. По команде «танцует всё» - в работу включаются все части тела (повторяется 3-4 р).

Игра проводиться в начале занятия и является частью ритмической гимнастики в танцевально-игровом тренинге.

Игра «Цепочка»

Цель: Исследовать возможность вхождения в контакт и взаимодействие в группе.

Музыка: ритмичная, темп умеренно-быстрый

Дети становятся в колонну и двигаются змейкой. Их руки находятся в постоянном сцеплении, которое по команде ведущего принимает разные формы: руки на плечи, на пояс, накрест, за руки, под руки и т. д.

При этом ведущий меняет предлагаемые обстоятельства: «двигаемся по узкой тропинке на носочках», «идем по болоту - ступаем осторожно», «перешагиваем лужи» и др.

Игра «Матросы»

Цель: Развить координацию, снять напряжение, отработка движений.

Музыка: мелодия «Яблочко», темп умеренно-быстрый.

Игра построена на основных движения танца «Яблочко». Все строятся в две шеренги.

1 этап: Педагог дает команду и показывает, что нужно делать, участники повторяют:

«маршируем» (марш на месте с высокоподнятым коленом);

«смотрим вдаль» (наклоны в стороны, кисти рук изображают бинокль);

«тянем канат» (на «раз, два» - выпад на правую ногу в сторону, руки изображают захват каната, на «три, четыре» – переносим тяжесть тела на левую ногу и тянем к себе канат);

«лезем на мачту» (подскоки на месте, руки имитируют подъем по веревочной лестнице);

«смирно!» ( подъем на полупальцы: вверх, вниз, правая рука к виску).

2 этап: Педагог вразброс дает команды, дети самостоятельно выполняют.

Игра «Танец аборигенов»

Цель: стимулировать творческое самовыражение, высвобождение чувств, повысить самооценку, развить танцевально-экспрессивные возможности.

Музыка: Афро-джаз. Темп быстрый.

Все становятся в круг.

1 этап. Педагог показывает базовые движения африканских танцев, дети пытаются повторить.

2 этап. Каждый ребенок, по очереди солирует в кругу с воображаемым копьем или бубном. Группа продолжает двигаться на месте. Каждый солист получает в подарок аплодисменты.

Игра «Паруса»

Цель: Снизить эмоциональное возбуждение, восстановить дыхание, помочь ориентации в пространстве и развить умение чувствовать себя частью единого целого.

Музыка: спокойная инструментальная. Темп медленный.

Это упражнение на напряжение и расслабление.

Дети строятся в форме клина, изображая парусный корабль.

1 этап. По команде учителя: «поднять паруса», все поднимают руки в стороны, слегка отводя их назад, и замирают, стоя на полупальцах.

2 этап. По команде учителя: «спустить паруса» - опускают руки, приседая вниз.

3 этап. По команде: «попутный ветер» - группа двигается вперед, сохраняя форму клина корабля.

4 этап. По команде: «полный штиль» - все останавливаются. Повторить 3-4 р.

Игра «Переправа»

Цель: Осознать свои танцевальные возможности, развить умение импровизировать, стимулировать творческое самовыражение.

Музыка: разные стили по ритму и темпу («барыня», «вальс», «реп», «латина», «полька», «джаз», и т. д.).

Дети располагаются на одной стороне зала.

Задача: переправится на другую сторону по одному человеку.

Каждый ребенок должен постараться придумать свой способ перемещения, используя свои танцевальные знания (различные шаги, прыжки, бег и т. д.)

После того как, все дети оказались на другой стороне зала, упражнение повторяется еще раз под другую музыку.

Игра «Невесомость»

Цель: помочь ориентации в пространстве, исследовать возможность самопонимания и самосознания в предлагаемых обстоятельствах, развить групповое взаимопонимание и взаимодействие.

Музыка: спокойная «космическая», темп медленный.

1 вариант: Дети хаотично располагаются по залу и медленно перемещаются, изображая состояние невесомости.

2 вариант: Дети располагаются по кругу и изображают игру в волейбол в невесомости, посылая друг другу импульсы взглядом и медленными жестами во время «передачи мяча».

Педагог становится равноправным участником игры. И собственным примером.

Игра «Костер»

Цель: Стимулировать общение в парах, развить способность взаимопонимания и вхождения в контакт с партнером по танцу, расширить танцевально - экспрессивный репертуар.

Музыка: энергичная, темпераментная музыка разных стилей и жанров. Темп: быстрый или умеренно - быстрый.

Группа образует круг. Все садятся на пол, поджимая колени «по-турецки». Двое детей, у каждого из которых, в руках находиться красный платок, выходят в центр и импровизируя в дуэтном танце, вступая по желанию во взаимодействие, изображают пламя костра.

По сигналу учителя «языки пламени» (платки) передаются следующим участникам, и теперь они поддерживают костер, стараясь проявить фантазию и исполнить свой «танец огня», не похожий на предыдущий. Игра продолжается до тех пор, пока все не побывают в кругу.

Игра «Трансформер»

Цель: побудить участников к взаимодействию и взаимопониманию, развить чувство ориентации в пространстве.

Музыка: в качестве музыкального сопровождения игры используется ритм.

Педагог дает команды: построится в колонну, шеренгу, диагональ; сделать круг широкий, круг плотный, два круга, три круга; сделать круг в круге; встать по парам; встать по тройкам и т. д.

Таким образом, группа трансформируется, принимая различные фигуры и положения. При этом можно усложнить задание и перестраиваться маршем, подскоками, прыжками, кошачьим шагом и другими движениями. Выполняя задания за установленный промежуток времени (счет до пяти или до десяти)

Игра «Лебединое озеро»

Цель: Осознать свои танцевальные особенности и возможность самовыражения, развить умение импровизировать.

Музыка: различные вальсы, темп средний или умеренно-быстрый.

Дети располагаются по всему залу, принимая статичное положение (стоят, сложив «крылья» или приседают на корточки).

Педагог (в роли феи или волшебницы) поочередно дотрагивается волшебной палочкой до детей, каждый из которых исполняет сольный танец лебедя. При повторном касании «лебедь» замирает.

Публикации по теме:

Календарно-тематическое планирование коррекционно-развивающих занятий для детей с ОВЗ Коррекционно – развивающая работа проводится по двум блокам: Содержание первого блока направлено на познавательное и речевое развитие в.

Комплексное коррекционно-развивающее занятие для детей с ОВЗ «Лягушка-путешественница» •Цель: Формировать способность регулировать процессы возбуждения и торможения, умение быстро переключаться с одной деятельности на другую.

Развивающие деревянные игрушки для детейРазвивающие деревянные игрушки для детей В наше время очень много разнообразных деревянных игрушек. Они благотворно влияют на здоровье и психику ребенка, на координацию движений.

Коррекционно-развивающее занятие для детей с ОВЗ «Какая бывает вода?»Коррекционно-развивающее занятие для детей с ОВЗ «Какая бывает вода?» Цель: Закреплять и расширять знания детей о неживой природе, формировать взаимосвязь и взаимозависимость объектов и явлений природы. Задачи:.

Презентация методического семинара «Инновационные технологии в коррекционно-развивающей работе с детьми дошкольного возраста»Презентация методического семинара «Инновационные технологии в коррекционно-развивающей работе с детьми дошкольного возраста» Пути повышения эффективности обучения ищут педагоги всех стран мира. Одним из важнейших решений этой задачи является разработка и внедрение.

Программы и технологии коррекционно-развивающего обучения в ДОО компенсирующего вида В статье указан перечень программ и технологий для организации коррекционно-развивающей работы в ДОО компенсирующего вида. Адресная направленность:.

Развивающие игры для детей 6–7 лет к Дню географаРазвивающие игры для детей 6–7 лет к Дню географа Развивающие игры для детей 6-7 лет к Дню географа. Цель: расширять представления дошкольников по географии. Задачи: - закрепить и.

Развивающие игры с машинками для детей 1,5–3 летРазвивающие игры с машинками для детей 1,5–3 лет СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫЕ ИГРЫ С МАШИНКАМИ Развозим игрушки по домам Возьмите несколько игрушек и развезите вместе с малышом их на машине по домам.

Содержание коррекционно-логопедической работы в едином коррекционно-образовательном пространстве семьи и ДОУ Родительское собрание Тема: «Содержание коррекционно-логопедической работы в едином коррекционно - образовательном пространстве семьи и.

Советы учителя-дефектолога «Коррекционно-развивающие игры на восприятие отдельных свойств предметов в работе с детьми с ОВЗ»Советы учителя-дефектолога «Коррекционно-развивающие игры на восприятие отдельных свойств предметов в работе с детьми с ОВЗ» Игры на восприятие вкуса. Задачи: дать ребёнку представление о четырёх вкусовых эталонах: кислое, сладкое, горькое, солёное. Показать,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Коррекционно-развивающие технологии для детей с ОВЗ
Опубликовано: 10 декабря 2022 в 12:39
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Коррекционно-развивающие технологии для детей с ОВЗ» (включая файлы) размещена пользователем Трубачева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!

23 ноября. День рождения Н. Носова. Передвижка о писателе

 23 ноября исполняется 115 лет со дня рождения известного детского прозаика, драматурга и киносценариста Николая Николаевича Носова. Книги этого писателя знакомы всем в нашей стране,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД