Екатерина Бондаренко
Коррекционно-развивающее занятие в старшей группе дошкольного возраста «Дружить — в мире жить»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: развитие конструктивных взаимоотношений в группе сверстников.
Задачи:
Развивающая: формировать умение детей решать небольшие проблемы путём переговоров, принимать совместные решения, договариваться, делиться; развивать умение заботиться о других.
Коррекционная: корректировать тенденцию детей принимать скоротечные решения в свою пользу, не посоветовавшись с другим.
Профилактическая: профилактика развития неблагоприятных взаимоотношений внутри детского коллектива.
Публикация «Коррекционно-развивающее занятие в старшей группе дошкольного возраста „Дружить — в мире жить“» размещена в разделах
- Дружба. Конспекты занятий о дружбе
- Дружба. Учимся дружить
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Коррекционные занятия. Конспекты для коррекционных групп
- Старшая группа
- Темочки
Предварительная работа: наблюдение с целью определения характера отношения ребёнка к сверстникам, степени развития потребности в общении, выявление умения найти подход со сверстниками. Диагностика межличностных отношений (тест Лири); чтение произведения «Крокодил Гена и его друзья»
Материалы: образная игрушка Крокодила Гены, печенье, салфетки, маленькие игрушки мышей.
Ход занятия:
Вводная часть:
Занятие проходит в групповой комнате, педагог-психолог приходит к ребятам с большой мягкой игрушкой Крокодилом Геной в руках. Дети рассаживаются на стульчиках, расставленных по кругу.
- Ребята, крокодил Гена очень хочет обзавестись друзьями, давайте ему поможем в этом?
Ритуал приветствия: игра «Давайте поздороваемся»
Дети, стоя в кругу здороваются различными частями тела (коленками, ушками, пальчиками, ладошками, плечами и т. д.)
- Ребята, давайте расскажем нашему гостю о том, что такое дружба для вас? Какими качествами по вашему мнению должен обладать настоящий друг?
- Крокодил Гена впервые у нас в гостях, и вас он еще совсем не знает, а для того, чтобы ближе познакомиться и подружиться я предлагаю вам сыграть в веселую игру «Спутанные цепочки»
Рече-двигательная разминка: «Спутанные цепочки» (разогревающая игра)
Участники встают в круг, закрывают глаза, и каждый протягивает перед собой правую руку. Столкнувшись, руки сцепляются. Затем участники вытягивают левые руки и снова ищут себе партнера. Ведущий помогает рукам соединиться и следит за тем, чтобы каждый держал за руки двух людей, а не одного. Участники открывают глаза. Они должны распутаться, не разжимая рук. Чтобы не происходило вывихов рук в суставах, разрешается «проворачивание шарниров» – изменение положения кистей без расцепления рук. В результате возможны такие варианты: образуется либо круг, либо несколько сцепленных «колечек» из людей, либо несколько независимых кругов или пар.
«Волшебное перо» (успокаивающая игра)
Цель: укрепляет привязанность каждого отдельного ребёнка к психологу, привлекает внимание детей. Одновременно тренируется телесное сознание детей, в особенности их тактильное чувство, сосредоточение.
- Сядьте, пожалуйста, в круг на пол. У меня есть волшебное перо, которым я буду касаться разных частей вашего тела. Оно приятно на ощупь, а его прикосновение будет вселять в вас бодрость и веселье. Поочередно я буду подходить к каждому из вас. Ребёнок, рядом с которым я останавливаюсь, закрывает глаза. Пёрышко коснётся вас, а вы должны пальчиком, с закрытыми глазами, показать на то место, где вы почувствовали прикосновение. Но давайте договоримся, не мешать другим, хорошо?
Основная часть:
- Ребята, как вы умаете, чтобы дружба была крепкой и никогда не прекращалась, каких правил надо придерживаться? А иногда у друзей возникают споры и конфликты, что же тогда делать? Как вы думаете?
- Правильно, надо договариваться, приходить к общему мнению и уметь уступать.
- А давайте с вами сыграем в игру, и покажем нашему гостю как мы дружно и легко можем справиться с любой проблемой?
Игра «Сладкая проблема». Цель: научить детей решать небольшие проблемы путем переговоров, принимать совместные решения, отказываться от быстрого решения проблемы в свою пользу
Ход игры: В этой игре каждому ребенку понадобится по одному печенью, а каждой по паре детей – по одной салфетке.
«Дети, садитесь в круг. Игра, в которой нам предстоит поиграть, связанное с сладостями. Что бы получить печенье, вам сначала надо выбрать партнера и решить с ним одну проблему. Сядьте друг протии друга и посмотрите друг другу в глаза. Между вами на салфетке будет лежать печенье, пожалуйста, его пока не трогайте. В этой игре есть одна проблема. Печенье может получить только тот, чей партнер добровольно откажется от печенья и отдаст его вам. Это правило, которое нельзя нарушать. Сейчас вы можете начать говорить, но без согласия своего партнера печенье брать не имеете права. Если согласие получено, то печенье можно взять»
Затем воспитатель ждет, когда все пары примут решение и наблюдает, как они действуют. Они могут сразу съесть печенье, получив его от партнера, а другие печенье разламывают пополам и одну половину отдают своему партнеру. Некоторые долго не могут решить проблему, кому же все – таки достанется печенье.
«А теперь я дам каждой паре ещё по одному печенью. Обсудите, как вы поступите с печеньем в этот раз»
Воспитатель наблюдает, что и в этом случае дети действуют по-разному. Те дети, которые разделили первое печенье пополам, обычно повторяют эту «стратегию справедливости». Большинство детей, отдавшие печенье партнеру в первой части игры, и не получившие ни кусочка, ожидают теперь, что партнер отдаст печенье им. Есть дети, которые готовы отдать партнеру и второе печенье. Когда пара сделала выбор, обсудить.
Вопросы для обсуждения:
- Кто отдал печенье своему товарищу? Скажите, как вы себя при этом чувствовали?
- Кто хотел, чтобы печенье осталось у него? Что вы делали для этого?
- Чего вы ожидаете, когда вежливо обращаетесь с кем-нибудь?
- В этой игре с каждым обошлись справедливо?
- Кому меньше всего понадобилось времени, чтобы договориться?
- Как вы при этом себя чувствовали?
- Как было бы справедливо поступить?
После обсуждения сменить пары и ещё раз проиграть все действия. Понаблюдать как в этот раз поступают дети. Повторно обсудить результат.
Заключительная часть
Рефлексия.
Ребята мы помогли нашему гостю понять, что такое дружба, как заводить друзей, и как беречь дружбу.
Ребята вам понравилось наше сегодняшнее занятия?
Ребята давайте вспомним, о чём сегодня мы говорили? Что вам больше всего запомнилось? Скажите встретились ли вы с какими-нибудь трудностями по ходу занятия? (Ответы детей)
Однако, несмотря на все трудности, каждый из вас сегодня был большим молодцом и прекрасно справился со своей задачей! Спасибо вам за прекрасную работу и дружескую атмосферу.
Ритуал прощания: игра «Скажи, что чувствуешь!»
Ход игры: Дети перекидывают друг другу мяч и продолжают фразу: «Я сегодня, потому что…». Начать может психолог. К примеру: «Я сегодня рада, потому что увиделась с вами».
Домашнее задание: ребята, старуха Шапокляк, уехала по делам на остров Проказ, и попросила нас присмотреть за крыской Ларисой и её друзьями. Попросите своих родителей помочь вам по уходу за маленькими зверятами.