елена бусаргина
Коррекционно-развивающее занятие для детей подготовительной группы «Учусь общаться»
▼ Скачать + Заказать документы
Коррекционно - развивающее занятие для детей подготовительной группы, испытывающих трудности в общении.
«Учусь общаться»
«Ввести ребенка в мир человеческих отношений – одна из важных задач воспитания личности ребенка дошкольного возраста»
В. А. Сухомлинский.
Актуальность развивающего занятия :
Публикация «Коррекционно-развивающее занятие для детей подготовительной группы „Учусь общаться“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Коррекционные занятия. Конспекты для коррекционных групп
- Подготовительная группа
- Темочки
На сегодняшний день одним из ведущих приоритетов в образовании является коммуникативная направленность, так как формирование личности, способной к организации межличностного взаимодействия, решению коммуникативных задач, обеспечивает успешную ее адаптацию в современном социокультурном пространстве.
Цель: учить детей видеть в людях хорошее и доброе, помогать раскрывать
свои возможности в общении.
Задачи:
1. Развивать умение детей понимать мысли и настроение говорящего по его мимике, жестам и пантомимике, а также умение передавать эмоциональное состояние с помощью тех же приемов.
2. Обращаться друг к другу по имени, при общении смотреть друг другу в глаза, использовать вежливые слова, не перебивать друг друга.
3. Развивать социальную компетентность, мыслительную активность, культуру речи: грамотно излагать свои мысли.
4. Развивать элементы рефлексии, учить детей критически относится к своим поступкам, повышать самооценку, уверенность в себе и самоуважение.
Оборудование:
1. Мяч.
2. Цветные карточки, клубок.
Ход занятия
1. Психолог (держа в руках мяч) говорит:
-Здравствуйте ребята! Я очень рада видеть всех участников занятия. А начнем мы его с того, что представимся друг другу. Но сделаем это необычно. Тот, кто поймает мяч, расскажет о себе что-нибудь начиная со слов «Меня зовут… Я люблю…»
Ребята, сегодня мы поговорим с вами о хороших и плохих качествах человека, о дружбе и настоящих друзьях и многом другом. Я приглашаю вас в мир общения
2. Игра «Разноцветное настроение»
Цель: отслеживание своего эмоционального состояния, настроения.
- Раз, два, три, четыре, пять – начинаем мы играть!
Сейчас я научу вас раскрашивать свое настроение. Я открою вам такой секрет. Оказывается, каждое настроение имеет свой цвет. Посмотрите – у меня есть разноцветные карточки. Мы разложим их по кругу. Получился цветик-восьмицветик – цветок настроений. Каждый лепесток – разное настроение:
красный – бодрое, активное настроение – хочется прыгать, бегать, играть в подвижные игры;
желтый - веселое настроение хочется радоваться всему;
зеленый – общительное настроение - хочется дружить с другими детьми, разговаривать и играть с ними;
синий – спокойное настроение – хочется спокойно поиграть послушать интересную книгу, посмотреть в окно;
малиновый – мне трудно понять свое настроение, и не слишком хорошее, и не слишком плохое;
серый – скучное настроение – не знаю чем заняться;
коричневый – сердитое настроение –я злюсь, я обижен;
черный – грустное настроение – мне грустно, я расстроен
- Мы отправим клубочек по кругу и каждый из вас скажет, какого цвета сейчас его настроение. Я начну, а вы продолжите.
Дети обозначают цветом свое настроение.
Основная часть
- Ребята, взрослые вам часто говорят, что нужно быть дружными, не сориться. А как вы понимаете, что такое дружба? (ответы).
Игра «Как поступить»
Примеры для обсуждения:
- Сегодня ты пришел (а) с машинкой (куклой) – я с тобой дружу, завтра ты без игрушки, не буду дружить.
- Если я с тобой дружу, значит ты должен во всем меня слушаться.
-Можно ли смеяться, когда твой товарищ упал? Почему?
- Можно ли обижать животных? Почему?
-Нужно ли делиться игрушками с другими детьми? Почему?
- Если ты сломал игрушку друга нужно ли извиняться? Почему?
Ребята, в дружбе иногда возникают сложные ситуации, когда мы завидуем друг другу вместо того, чтобы гордиться им, когда нам хорошо или не очень вместе. Некоторые из таких ситуаций мы сейчас попробуем решить с помощью игры. Я буду задавать вам вопросы, а вы постараетесь на них ответить.
«Закончи ситуацию»
- Маша и Света убирали игрушки. Маша быстро сложила свои кубики в коробку. Воспитатель ей сказала: «Маша, ты сделала свою часть работы. Если хочешь, иди играй или помоги Свете закончить уборку». Маша ответила… Что ответила Маша? Почему?
- Петя принес в детский сад новую игрушку – самосвал. Всем детям хотелось поиграть с этой игрушкой. Вдруг к Пете подбежал Сережа, выхватил машинку и стал с ней играть. Тогда Петя… Что сделал Петя?
-Катя и Петя играли в пятнашки. Катя убегала, а Вера догоняла. Вдруг Катя упала. Тогда Вера… Что сделала Вера? Почему?
- Таня и Оля играли в «дочки – матери». К ним подошел маленький мальчик и попросил: «Я тоже хочу играть с вами». «Мы тебя не возьмем, ты еще маленький», - ответила Оля. А Таня сказала… Что сказала Таня? Почему?
- Таня и Маша рисовали. К ним подошел воспитатель и сказал: «Молодец, Таня. Твой рисунок получился очень хорошим». Маша тоже то же посмотрела на Танин рисунок и сказала… Что сказала Маша? Почему? _
«Что нужно делать если …»
- Твоего друга обидели…
- Твой друг заплакал или загрустил…
- Твоего друга воспитатель похвалил, а тебя нет.
- Твой друг нарушил правила поведения в группе…
Ребята, а вы нарушали правила поведения или совершали плохие поступки?
Вывод: каждый из нас в своей жизни совершал и хорошие и плохие поступки. Но хороших поступков в нашем багаже должно быть больше.
Игра «Хорошие и плохие поступки»
Цель: развивать элементы рефлексии, научить детей критически относится к своим поступкам, повышать самооценку, развивать уверенность в себе и самоуважение.
1. Каждый ребенок получает лист черной бумаги. Дети вспоминают свой плохой поступок, который их беспокоит и который хочется забыть – называют его, затем нужно представить, что плохой поступок – это лист бумаги, скомкать его и выбросить в мусорное ведро.
2. А сейчас мы будем собирать багаж хороших поступков. Давайте вспомним наши хорошие поступки и вспомним о них.
После каждого высказывания дети аплодируют друг другу.
Добрые поступки помогают человеку стать лучше, а рядом с добрым человеком всегда много друзей. Не забывайте об этом.
Игра «Окажи внимание другому»
Цель: помочь ребенку научиться выражать свое хорошее отношение к другим людям, учит оказывать и принимать знаки внимания.
Участники игры становятся в круг, один ребенок стоит в центре. Дети по очереди говорят ему что-нибудь хорошее, приятное. Знаками внимания могут быть отмечены личностные качества, внешность, умения и т. п. Комплимент начинается со слов «Я думаю, что ты…». В ответ стоящий в центре говорит: «Спасибо, я тоже думаю, что я…» - повторяет сказанное ему, а затем делает еще одну похвалу в свой адрес: «А еще я думаю, что я…».
Упражнение «Хорошее настроение» (Танцевальная терапия).
Цель: изменение эмоционального состояния музыкальными средствами, заряд положительных эмоций, сближение детей, завершение занятия на веселой нотке.
- Музыкальные движения повышают настроенье.
Некогда нам унывать – будем дружно танцевать.
- Когда зазвучит припев, мы будем дружно шагать по кругу, а когда услышим мелодию куплета – быстро найдём себе пару и будем хлопать друг другу по ладошкам (двумя руками, правой и левой рукой поочерёдно). Звучит песня «Вместе весело шагать» (муз. В. Шаинского, сл. М. Матусовского.) Дети образуют круг, а затем самостоятельные пары и танцуют под музыку.
Итог занятия :
Беседа по вопросам:
- понравилась ли наша сегодняшняя встреча;
- что запомнилось больше всего;
- что вызвало затруднение;
-со всем ли удалось справиться?
Ритуал прощания:
Все встают в круг.
-На этом наше сегодняшнее занятия заканчивается. Пора прощаться. Внимательно посмотрите друг на друга, улыбнитесь, а затем хором произнесите:
Мы славно потрудились,
Немало мы узнали,
Чуть – чуть добрее стали,
И дружно поиграли.
Молодцы! А теперь давайте поблагодарим друг друга и скажем:
«Спасибо, друг! (Стоя в кругу, все пожимают руки своих «соседей».) Спасибо, наш дружный теплый круг!»
Литература:
1. В. В. Ветрова. Уроки психологического здоровья// Методическое пособие по развитию дошкольника. Творческий центр сфера; Москва 2011г. 126 с.
2. Н. В Микляева., Ю. В. Микляева., Н. П. Слабодник. Коррекционно-развивающие занятия в детском саду// Методические рекомендации для специалистов и воспитателей ДОУ. Творческий центр сфера; Москва 2008 г. 128 с.
3. О. Н. Саранская. Психологический тренинг для дошкольников «Давайте дружить».- М. : ООО «Национальный книжный центр», 2011. -64с.
4. Ю. В. Филипова. Общение дошкольников. – Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2001.- 176с.