Татьяна Смирных
Специальная коррекционно-развивающая среда для детей с ограниченными возможностями здоровья
▼ Скачать + Заказать документы
1 слайд «Специальная коррекционно-развивающая среда для детей с ограниченными возможностями здоровья».
2 слайд «Нет такой стороны воспитания, на которую обстановка не оказывала бы влияния, нет способности, которая не находилась бы в прямой зависимости от непосредственно окружающего ребенка конкретного мира… Тот, кому удастся создать такую обстановку, облегчит свой труд в высшей степени. Среди нее ребенок будет жить — развиваться …» Е. И. Тихеева
Сейчас, мы все чаще слышим про детей с ограниченными возможностями здоровья. Дети с ОВЗ. Кто они дети с ограниченными возможностями здоровья?
Публикация «Специальная коррекционно-развивающая среда для детей с ограниченными возможностями здоровья» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Оформление детских садов
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Темочки
3 слайд. Дети с ограниченными возможностями здоровья - это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания.
«Ребенок с ограниченными возможностями здоровья» - термин педагогический.
Это значит, что не все дети, имеющие медицинский диагноз, попадают в группу детей с ОВЗ. Статус «ребенок с ОВЗ» устанавливается психолого-медико-педагогической комиссией.
Необходимо помнить, что статус может быть изменен, если у ребенка наблюдается положительная динамика в результате оказанной психолого-педагогической помощи.
4 слайд К детям с ОВЗ относятся дети:
• Дети с нарушениями слуха
• Дети с нарушениями зрения
• Дети с тяжелыми нарушениями речи (ТНР)
• Дети с нарушением опорно-двигательного аппарата (НОДА)
• Дети с задержкой психического развития (ЗПР)
• Дети с нарушениями интеллектуального развития
• Дети с нарушениями эмоционально-волевой сферы (дети с расстройствами аутистического спектра (РАС)
• Дети с комплексными (сложными) нарушениями развития
5 слайд Целостная система специальных образовательных условий, начинается с предельно общих, необходимых для всех категорий детей с ОВЗ, и заканчивается частно-специфическими и индивидуально-ориентированными, определяющими эффективность реализации образовательного процесса и социальной адаптированности ребенка в полном соответствии с его конкретными особенностями и образовательными возможностями.
Развивающая среда и процесс развития ребенка – единая система, элементы которой
находятся в постоянном взаимодействии. Проектируя развивающую среду, как основу реализации индивидуального подхода к ребенку с ЗПР, учитывала такие потребности как: в общении, в движении, в познании.
6 слайд Коррекционно-развивающая среда – это комплексный, системный, вариативный, инвариантный, пластически меняющийся механизм непрерывной психолого-педагогической помощи ребенку с отклонениями в развитии на пути становления его социальной компетентности в играх, занятиях, общении со сверстниками и взрослыми, формировании мобильности и общественной активности.
7 слайд Совершенствуя КРС поставила основные задачи:
1. Индивидуализировать и дифференцировать методы, приемы и средства в условиях целенаправленного педагогического руководства образовательным процессом;
2. Ориентироваться на зону актуального и ближайшего развития;
3. Учитывать социальную компенсацию дефекта;
4. Коррекция и преодоление отклонений в поведении.
8 слайд Условия организации коррекционно-развивающей среды :
Для организации коррекционной работы с учётом ФГОС необходимо было создать такую коррекционно-развивающую среду, которая позволяла бы на ограниченном пространстве кабинета и групповых помещений реализовать поставленные задачи.
Поэтому при создании коррекционно-развивающей среды я опиралась на необходимые условия организации коррекционно-развивающей среды, учитывала: возраст, уровень развития, склонности, способности, половой состав, личностные характеристики детей.
9 слайд Учитывала общие принципы организации среды :
10 слайд 1. - принцип доступности, расположение игрового и дидактического материала в поле зрения ребенка и т. д.
11 слайд 2. - полифункциональность, возможность трансформирования, возможность её изменения. В интерьере выделяются определенные многофункциональные легко трансформируемые элементы при сохранении общей, смысловой целостности.
12 слайд 3.- эстетичность - эстетически оформленная среда, способствует эстетическому воспитанию детей в быту.
13 слайд 4. - эмоциогенность среды, индивидуальная комфортность - Среда побуждает детей взаимодействовать с её различными элементами, повышая тем самым функциональную активность ребенка. Окружение дает детям разнообразные и меняющиеся впечатления, содержит стимулы, что важно для развития познавательной активности детей;
14 слайд 5.- интеграции - интеграция образовательных областей. Материалы и оборудование для одной образовательной области используются и в ходе реализации других областей.
15 слайд 6.- информативности - разнообразие тематики материалов и оборудования и активности детей во взаимодействии с предметным окружением.
16 слайд Сейчас, я с уверенностью могу сказать, что коррекционно-развивающая среда является не просто оформлением моего кабинета, а служит и работает на меня, помогает не только мне, но и моим детям, как на занятиях, так в самостоятельной деятельности. КРС выступает в роли движущей силы, реализует право ребенка на свободу выбора деятельности, стимулирует разные виды активности, повышает познавательный интерес детей, создает благоприятный психологический климат, является подсказкой для закрепления и компенсации имеющихся у них ограничений, способствует достижению более высоких результатов.
Таким образом, коррекционно-развивающая среда улучшает взаимодействие ребенка в социуме, стимулирует развитие самостоятельности, удовлетворяет жизненно важные потребности.
17 слайд. Но сколько бы мы ни обсуждали важность создания коррекционно - развивающей среды, следует помнить: посредником должен быть педагог.
От его подготовленности, компетентности, доброжелательного и заинтересованного отношения к детям зависит, будет ли одухотворенной предметная среда, захочет и сможет ли ребенок освоить её.
18 слайд Творческих успехов Вам и вашим детям!