Елена Прохорова
Социальная адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях группы компенсирующей направленности
▼ Скачать + Заказать документы
Социальная адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях группы компенсирующей направленности
В последнее время все чаще слышатся такие слова как «интеграция» и «инклюзия». Инклюзивное образование заключается в совместном обучении детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) с детьми с нормой развития. По мнению С. С. Боровика «Интеграция детей с ограниченными возможностями здоровья в массовые образовательные учреждения — это глобальный общественный процесс». В данном случае ребенок приспосабливается к уже имеющимся условиям образовательного учреждения. Таким образом, интеграция позволяет совместно обучаться детям с ОВЗ с нормально развивающимися детьми без реорганизации пространства. Но и при интегрированном обучении всегда предусматривается дополнительная помощь нуждающимся детям [3].
Публикация «Социальная адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях группы компенсирующей направленности» размещена в разделах
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
- Группы компенсирующей направленности
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
По сути, и то и другое понятие предусматривают социальную адаптацию детей с ОВЗ. Каким бы не был особым ребенок – он, в первую очередь, человек, маленькая личность, которой в дальнейшем предстоит самостоятельно контактировать с окружающими [1; 4].
Детский сад – самый первый достаточно большой коллектив. Поступление в дошкольное образовательное учреждение является стрессом даже для детей с нормой развития и требуется поддержка со стороны взрослых: воспитателей и родителей. Для детей с ограниченными возможностями этот этап еще серьезнее и переносится гораздо сложнее [2;5;6].
Задача каждого педагога в детском саду - помочь освоиться в коллективе особому ребенку; показать и ему самому, и другим детям, что он такой же как все. Как же этого добиться? Дети всегда ориентируются на нас, взрослых: они нас слышат, они на нас смотрят, они за нами повторяют. В первую очередь на собственном примере стоит показать, что особый малыш ничем не отличается от других. На занятиях у педагога не может быть какого-то различия между детьми с нормой развития и детьми с ОВЗ. Основной принцип работы в группах с интегрированной направленностью – «Мы вместе». Родителям особых малышей всегда нужна поддержка и помощь. Музыкальный руководитель, учитель-логопед, педагог-психолог, инструктор по физической культуре, воспитатели и, конечно, родители – одна большая команда.
194
В МБДОУ №2, г. Ростова-на-Дону успешно реализуется программа социализации детей с ОВЗ в группе сверстников. В детском саду несколько комбинированных групп, одна из них – старшая группа «Гномики». Воспитатели данной группы, узкие специалисты (педагог-психолог, учитель-логопед, музыкальный руководитель инструктор по физической культуре) уделяют особое внимание процессу адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья. Так, например, в группе «Гномики» недавно прошел осенний утренник. В гости к ребятам приходила сердитая гостья - Тетушка Непогодушка, которая была недовольна шумом, смехом, песнями детей. Благодаря помощи детей (дошкольники произносили волшебное заклинание) Непогодушка подобрела, стала плясать с дошкольниками, угостила их вкусными подарками. Подготовка к каждому утреннику – довольна кропотливая работа. У детей с ОВЗ плохо развита общая и мелкая моторика, для запоминания движений и стихотворений им необходимо больше времени, чем сверстникам. Каждое музыкальное занятие музыкальный руководитель заканчивает веселой игрой, в которую вовлечены все дети без исключения.
В группе компенсирующей направленности регулярно проводятся фронтальные логопедические занятия. Ребята с удовольствием знакомятся со звуками и буквами, узнают в чем различия между ними, учатся языковому анализу и синтезу, составляют рассказы по картинкам, а также расширяют свой словарный запас. Логопедические занятия с детьми проходят в игровой форме, например, совсем недавно к дошкольникам на занятие приходила Эльза - королева волшебной страны, которая просила ребят помочь найти свою сестру Анну. Благодаря ребятам ее быстро нашли, а также выполнили несколько игровых заданий: определили с какого дерева упали листья, какие слова являются вежливыми, какие «красивые слова» можно сказать своему другу.
В процессе адаптации к условиям детского сада дошкольники с ОВЗ вместе с другими детьми посещают уроки хореографии, кружок «Лепим из соленого теста», студию бисероплетения «Бусинка» и т. п. Нанизывая бисер на проволоку и выполняя самые простые манипуляции, дети не просто создают поделки своими руками, но и развивают мелкую моторику.
Кроме того, в процессе организации коррекционно-развивающей работы с детьми с ОВЗ воспитателями и узкими специалистами активно используются информационно-коммуникативные технологии (презентации, обучающие видеоролики и мультфильмы и т. п., оздоровительно-развивающие технологии (криомассаж, песочная терапия и т. п.).
Таким образом, качественный анализ результатов внедрения программы социальной адаптации детей с ОВЗ, показал:
- программа помогла существенно расширить возможности для творческого, интеллектуального и культурного развития личности ребенка, реализации его интересов; способствовала повышению творческой активности дошкольника;
- обеспечила преемственность в содержании различных видов воспитательной работы с детьми с ОВЗ;
- способствовать нравственному воспитанию детей.
195
Литература:
1. Акатов Л. И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья. Психологические основы: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. —— М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. — 368с
2. Акимова О. И. "Инклюзивное образование как современная модель образования лиц с ограниченными возможностями здоровья" // Инклюзивное образование: методология, практика, технология. – 2011. Материалы международной научно-практической конференции 20-22 июня 2011: под ред. С. В. Алехиной. – М. : МГППУ, 2011.
3. Инклюзивное образование / сост. : С. В. Алехина, Н. Я. Семаго, А. К. Фадина. – Москва: Школьная книга, 2010. – Вып. 1. – 272 с.
4. Ковалев, Е. В. Образовательная интеграция (инклюзия) как закономерный этап развития системы образования / Староверова М. С. // Инклюзивное образование. Выпуск 1. – М. : Центр «Школьная книга», 2010. – 272с.
5. Платохина Н. А., Абашина Н. Н. Педагогические условия развития коммуникативных навыков детей с задержкой психического развития в условиях инклюзивного образования//Научно-методический электронный журнал Концепт. 2017. № 10. С. 28-39.
6. Платохина Н. А., Абашина Н. Н. Региональный компонент в процессе познавательного развития детей с общим недоразвитием речи// В сборнике: Дефектологическая наука - практике материалы I Всероссийского съезда дефектологов. 2016. С. 12-17.