Елена Топченко
Коррекционно-развивающая программа в системе психологического сопровождения детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Одной из основных задач, стоящих перед дошкольными учреждениями, в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом - является создание и использование адаптированной программы по коррекции нарушений развития детей с ограниченными возможностями здоровья.
Публикация «Коррекционно-развивающая программа в системе психологического сопровождения детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Работа психолога в ДОУ
- Работа психолога. Программы
- Старшая группа
- Темочки
В нашем городе, согласно статистическим данным по детям с ограниченными возможностями здоровья, освидетельствованными психолого-медико-педагогической комиссией - наиболее многочисленным является группа детей, имеющих задержку психического развития : 2016 г. - 363 человека, 2017 г. - 379 человек, 2018 г. – 434 человека. Таким образом, наблюдается рост числа детей, имеющих задержку психического развития
Для дошкольников с задержкой психического развития характерны трудности восприятия пространства и времени.
Все операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстракция, конкретизация) недостаточно сформированы и имеют своеобразные черты. Наряду с указанными особенностями психических процессов у детей с задержкой психического развития отмечаются недостатки в развитии речевой деятельности, а так же нарушения эмоциональной сферы и эмоциональная незрелость. Внимание характеризуется недостаточной устойчивостью, быстрой истощаемостью.
Старший дошкольный возраст непосредственно предшествует переходу ребёнка на следующий очень важный этап его жизни - поступление в школу. Несформированность психических процессов (мышления, памяти, восприятия, внимания) может оказаться существенным тормозом в формировании умственных способностей. Для преодоления этих нарушений требуется особая коррекционная работа в дошкольном возрасте, без которой дети окажутся в числе отстающих в учении, уже в первый период их пребывания в школе.
Поэтому оказание психологической помощи детям, испытывающим данные проблемы становится особенно актуальной. Именно для таких детей, имеющих проблемы в развитии когнитивной сферы разработана «Коррекционно-развивающая программа по развитию познавательной сферы у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития».
Целью программы является развитие когнитивной сферы у детей с задержкой психического развития старшего дошкольного возраста.
В результате реализации программы у детей развиваются познавательные процессы: внимание, мышление, восприятие, память и зрительно-двигательная координация; формируется произвольная сфера, познавательная мотивация.
Спецификой программы является комплекс игр и упражнений, направленных на развитие сенсомоторной сферы, развитие мышления, развитие внимания и памяти.
На занятиях используются: игры-разминки, упражнения на развитие познавательных процессов (памяти, внимания, восприятия, мышления); дидактические игры; пальчиковые игры, подвижные игры; релаксационные методы.
У детей прошедших курс занятий по развитию познавательной сферы повысился уровень познавательной активности и познавательных процессов: внимания, памяти, восприятия, мышления; уровень развития зрительно-двигательной координации и мелкой моторики.
Анализ обратной связи от участников программы свидетельствует о положительной динамике в развитии познавательной сферы у детей с задержкой психического развития. Родители отмечают изменения в поведении детей и в своем отношении к ним: «ребенок стал более уравновешен», «в процессе совместной деятельности научился доделывать начатое задание до конца», «появился интерес к занятиям».
Программа прошла апробацию и успешно реализовывалась в течение ряда лет педагогами-психологами на базе учреждений города Тольятти.
Список литературы:
1. Кокосова И. В. Организация психологического сопровождения детей с отклонениями в развитии // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. 2010.
2. Комплексное сопровождение детей дошкольного возраста / Под ред. Л. М. Шипицыной. СПб. : Речь, 2009.
3. Психологическое и социальное сопровождение больных детей и детей-инвалидов / Под ред. С. М. Безух, С. С. Лебедевой. СПб. : Речь, 2007.