Ирина Попкова
Коррекционно-развивающая программа коррекции застенчивости у дошкольников методами сказкотерапии
▼ Скачать + Заказать документы
Застенчивость свойственна многим детям и взрослым. Наверное, ее можно назвать одной из наиболее распространенных причин, осложняющих общение.
Застенчивые дети очень робки, а их самовосприятие обычно достаточно негативно. Они остро ощущают свои действительные и мнимые недостатки и не знают или не ценят своих положительных качеств. Многие, если не большинство из них, относятся к разряду особенно чувствительных к критике или подразумевающейся критике.
Публикация «Коррекционно-развивающая программа коррекции застенчивости у дошкольников методами сказкотерапии» размещена в разделах
- Застенчивость. Работа с застенчивыми детьми
- Застенчивый ребенок. Консультации
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Сказкотерапия. Воспитание сказкой
- Сказкотерапия. Программы
- Сценарии по сказкам
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2017
Учитывая, что за последние несколько лет произошло существенное изменение роли и места персональных компьютеров и информационных технологий (ИКТ) в жизни общества, именно с их помощью было решено повысить эффективность данной программы.
Очевидно, что занятия с использованием мультимедиа-проектора и компьютера, обладают рядом преимуществ и позволяют интегрировать аудиовизуальную информацию, представленную в различной форме (видеофильм, анимация, слайды, музыка, стимулируют непроизвольное внимание и мотивацию детей к обучению благодаря возможности демонстрации явлений и объектов в динамике.
В соответствии с требованиями ФГОС наша программа:
- сочетает принципы научной обоснованности и практической применимости (т. е. соответствует основным положениям возрастной психологии и педагогики);
- соответствует принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка;
- обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей, в процессе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию детей;
- предполагает построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми.
Цель
помочь воспитанникам преодолеть трудности общения, связанные с такой чертой их личности, как застенчивость. Сформировать у дошкольников позитивное поведение с опорой на пример положительных сказочных героев, повысить уверенность в себе, сформировать адекватную личностную самооценку, вместе с развитием разнообразных форм коммуникации, творческих способностей и познавательного интереса.
В соответствии с целью программы формируются следующие задачи:
сформировать у детей адекватную самооценку;
помочь ребенку овладеть языком «эмоций» как способом выражения собственного эмоционального состояния, сформировать способности к эмоциональной саморегуляции.
развить познавательные процессы через игровое взаимодействие и общение
развить творческие, коммуникативные способности, а так же воображение
Расширить знания о мире;
Пополнить поведенческий репертуар
Способствовать развитию навыков социальной адаптации.
Многим детям бывает трудно воспринимать абстрактные понятия. Прямое, логическое изложение часто не помогает в преодолении трудностей понимания, а напротив усугубляет их. Используя особенности метафоры, «сокращающей» словесное изложение, сжимающей содержание до яркого конкретного образа, удается перешагнуть через длительные объяснения сразу к интуитивному пониманию (например, знакомство детей с мотивационной сферой осуществляется через сказку о борьбе) очень активных ребятишек).
В одном и том же сказочном пространстве разные люди находят смыслы и значения, близкие и понятные им. Это происходит не только благодаря наполненности сказок архетипическими образами, но и потому что типичные речевые обороты сказок задают условные ситуации в особом пространстве сказки. В котором происходят события, в той или иной форме имеющиеся в опыте практически любого человека. Любое значение сказочного содержания тут же ребенком доосмысливается, обогащается личностными смыслами, интериоризируется.
Комплексная программа с использованием методов сказкотерапии предполагает, что на занятии сказку можно нарисовать, слепить или представить в виде аппликации и др. Рисуя или работая с цветным картоном, пластилином, ребёнок воплощает все, что его волнует, чувства и мысли. Тем самым освобождаясь от психоэмоционального напряжения.
В дошкольном возрасте восприятие сказки становится специфической деятельностью ребенка, обладающей невероятно притягательной силой, позволяющей ему свободно мечтать и фантазировать. При этом сказка для ребенка не только вымысел и фантазия. Это еще и особая реальность, которая позволяет раздвигать рамки обычной жизни, сталкиваться со сложными явлениями и чувствами и в доступной для понимания ребенка сказочной форме постигать взрослый мир чувств и переживаний.
Каждая сказочная ситуация имеет множество граней и смыслов. Ребенок, читая сказку, бессознательно выносит для себя тот смысл, который наиболее актуален для него в данный момент. Со временем человек меняется, и ту же самую сказку он может понять по-разному… Часто дети просят своих родителей и воспитателей читать им одну и ту же сказку. Вероятно, эта сказка наиболее соответствует мировосприятию ребенка в данный момент и помогает ему понять важные для себя вопросы. Благодаря многогранности смыслов, одна и та же сказка может помочь ребенку в разные периоды жизни решать актуальные для него проблемы.
Весь процесс работы с группой детей можно условно разделить на три этапа. Первый этап обычно занимает два-три занятия и является подготовительным, в котором ставится задача объединения детей в группу и принятие ими правил и специфики такой работы. Очень часто на первом занятии оговариваются «правила и права» общения детей в группе, среди которых может быть условие «не драться и не обзываться в игровой комнате», или же право ребенка позаботиться о себе и не говорить на тему, неприятную для него и т. д.
Чтобы правила работы в группе соблюдались, число их должно быть минимальным. Игры и сказки, используемые на первом подготовительном этапе, носят, по большей части, непроблемный характер и не направлены сразу на решение серьезных проблем у детей. На данном этапе важно, чтобы дети почувствовали себя комфортно в игровой комнате, наладили контакт друг с другом и психологом, привыкли к новой и незнакомой для них ситуации, усвоили план проведения занятия и ритуальные моменты. На этом этапе в рисунках детей, как правило, не отражены их проблемы и переживания, это, скорее, этап поиска темы, первый шаг на пути осознания своих проблем и конфликтов. Принцип поведения психолога по отношению к рисункам детей основывается на их безусловном принятии, одобрении и использовании вопросов и групповом обсуждении рисунков, а не интерпретации и трактовки символов как в директивной психотерапии.
Когда дети уже привыкли к ситуации в игровой комнате, можно переходить к основному этапу работы, цель которого - помочь ребенку в решении трудных для него ситуаций, проблем и преодолении нежелательных черт характера. На этом этапе используются различные игры, такие как ролевые, связанные с сюжетом сказки, психотерапевтические, направленные на разрешение трудностей и проблем детей, сплочение группы и осознание групповой поддержки и т. д.
Сказки, используемые на этом этапе, будут носить проблемный характер, и касаться либо таких общечеловеческих тем, как выбор и ответственность за свое поведение, любовь и уважение к другим людям, взаимопомощь, либо более конкретных проблем, например, связанных с неуверенностью.
Рисунки на этом этапе могут уже отражать реальные проблемы ребенка, где конфликт разрешается в адекватной форме выражения и проигрывания травмирующих событий в различных вариантах (например, заштриховывание персонажей, вызывающих страх у ребенка). Заключительный этап может содержать проигрывание трудных ситуаций и способов их разрешения, а также прослушивание сказок с позитивно окрашенным прогнозом на будущее.
Кроме того, необходимо отметить полезность проведения подобной работы с группой родителей, поскольку большая часть трудностей, возникающих в дошкольном и младшем школьном возрастах, имеет в своей основе нарушение детско-родительских отношений, и, следовательно, без положительного изменения этих отношений работа с ребенком будет недостаточно эффективной.
Работа с родителями может вестись по нескольким направлениям: с одной стороны - это могут быть групповые дискуссии, лекции психолога или анализ конкретной ситуации, посвященной проблемам воспитания.
Можно выделить несколько направлений сказкотерапии используемых нами в рамках данной программы:
1. Аналитическое направление - интерпретация сказок. При этом акцент делается соответственно на умственную, когнитивную, ментальную сферу психики человека. Цель метода - осознание, интерпретация того, что стоит за каждой сказочной ситуацией, фразой, конструкцией сюжета.
2. Индивидуальное рассказывание новой или известной сказки от 3-го лица.
3. Групповое рассказывание сказок. В этом случае рассказчиком является группа детей (или взрослых).
4. Рассказывание известной всей группе сказки отрывками. Каждый участник группы по очереди рассказывает маленький кусочек сказки. Повествование разбивается на отрывки произвольно, в зависимости от того, какую часть рассказа берет на себя предыдущий рассказчик.
5. Рассказывание известной сказки и придумывание к ней продолжения. После того как сказка рассказана, участники группы придумывают к ней продолжение, причем последний рассказчик должен закончить сказку.
6. Групповое придумывание сказки. Кто-то начинает говорить первую фразу (например: «В некотором царстве, в некотором государстве…», следующий участник группы присоединяет к сказочной фразе одну или две фразы и так далее.
7. Рассказывание сказки от первого лица и от имени различных персонажей сказки (может проводиться как в группе, так и индивидуально). Участники группы выбирают сказку, которую они собираются рассказывать, и распределяют персонажи сказки между собой. Причем, персонажи, от имени которых будет рассказываться сказка, могут быть разнообразными.
8. Переписывание сказки, ребенок сам выбирает наиболее соответствующий его внутреннему состоянию конец. Он находит тот вариант, который позволяет ему освободиться от внутреннего напряжения. Переписывание любимых сказок детства может быть полезно в том случае, если любимая сказка стала жизненным сценарием и не дает человеку свободно и осознанно строить свою жизнь.
9. Слушая или читая сказку, ребенок или взрослый проигрывает ее в своем воображении. Он представляет себе место действия и героев сказки. Таким образом, он в своем воображении видит целый спектакль. Поэтому совершенно естественным является использование постановки сказки с помощью кукол в психологических целях. «Оживляя» куклу, ребенок чувствует и видит, как каждое его действие немедленно отражается на поведении куклы. Таким образом, ребенок получает оперативную не директивную обратную связь на свои действия. А это помогает ему самостоятельно корректировать свои действия, улучшая кукловождение. Ребенок становится волшебником, заставляя неподвижную куклу двигаться так, как он считает нужным.
В качестве показателей эффективности занятий учитывается стремление детей поддерживать общение и деятельность с другими сверстниками и взрослыми в группе и вне ее, что проявляется в:
а) положительных личностных изменениях и сдвигах в самосознании детей, увеличении общего числа и пропорций положительно окрашенных самооценок и отношений к себе, в укреплении «эго» и чувства «Я», в открытии и утилизации символических каналов сублимации и реализации;
б) в улучшении эмоционального самочувствия: последовательность этапов улучшения самочувствия выступает как движение от первично недифференцированных и диффузности чувств, выражаемых в совместной деятельности, к ясно выраженным реалистическим дифференцированным положительным и отрицательным отношением к людям;
в) позитивной динамике умственного развития за счет снятия эмоционального напряжения, позволяющего детям более полно и адекватно реализовать в совместной деятельности свои способности и намерения.