Юлия Веретенникова
Место сказкотерапии в системе коррекции детской тревожности и страхов
▼ Скачать +Заказ
Место сказкотерапии в системе коррекции детской тревожности и страхов.
Беспокойство, тревога, страх – неотъемлемые эмоциональные проявления психической жизни каждого человека, как радость, восхищение или гнев.
Причины, по которым у дошкольников могут возникать страх и тревожность, довольно разнообразны и могут быть связанны как с эмоциональным состоянием детей, так и с особенностями развития личности ребенка.
Публикация «Место сказкотерапии в системе коррекции детской тревожности и страхов» размещена в разделах
Тревожность имеет ярко выраженную возрастную специфику. Для каждого возрастного периода существуют определенные области, которые вызывают повышенную тревогу. Младшие дошкольники чаще всего боятся темноты, возможной разлуки с мамой, У детей постарше тревогу может провоцировать страх воображаемых существ или вымышленных персонажей.
Ученые различают тревожность как эмоциональное состояние и как устойчивое свойство личности. Личностная тревожность представляет собой склонность безопасные ситуации воспринимать, как носящие в себе угрозу.
Ситуативная же тревожность обычно возникает как реакция на конкретную ситуацию, объективно угрожающую человеку.
Причин тревожности у дошкольников может быть много, начиная от чрезмерной гиперопеки родителей, заканчивая плохой приспособляемостью к окружающей действительности.
Механизм тревожности заключается в том, что ребенок находится в постоянном ожидании каких – либо неприятностей, он ждет, что с ним должно случиться что – то плохое.
От состояния тревожности следует отличать состояние страха.
Страх – это острое эмоциональное состояние, которое проявляется в опасной ситуации. Страх вызывается всегда конкретной опасностью.
Коррекция детской тревожности и страхов может осуществляться различными методами: игротерапией, арттерапией, песокотерапией, и т. д. Однако, анализируя различные методы, мы можем сказать, что использование сказкотерапии в коррекции детской тревожности и страхов особенно актуально, поскольку сказка в своих символах, преподносит ребенку модели поведения в эмоционально сложных для него ситуациях. Сказкотерапия является самым древним психолого-педагогическим методом. Знания о мире и жизни испокон веков передавались из уст в уста и переписывались.
Уникальность сказки в ее доступности, как для ребенка, так и для психолога. Специалист всегда может при необходимости написать персонализированную сказку для одного конкретного малыша, учитывающею его индивидуально-психологические особенности.
Однако, при написании сказки, необходимо учитывать, что ребенок не должен чувствовать смущение или вину за свое поведение, он просто слушает сказку, где замысел сопряжен с реальностью, ребенок анализирует услышанное, узнаёт что - то новое, размышляет, сравнивает свою модель поведения с предложенной и уже самостоятельно выбирает варианты решения существующих проблем.
Используя сказки, психологи ведут продуктивную коррекционную работу в борьбе с детской тревожностью и страхами, поскольку сказкотерапия не только обладает большой привлекательностью и ценностью, но также является универсальным и очень доступным методом.
Пример персонализированной сказки в борьбе со страхом сказочных существ.
Ваня очень любил слушать сказки и просил маму с папой каждый вечер перед сном читать ему новую книгу. Ваня сладко засыпал и во сне ему снились сказочные герои. Ему снилось, как он покоряет морские просторы с капитаном Врунгелем, как летает вместе с Карлсоном, путешествует по сказочной стране с Алисой и проказничает вместе с Эмилем.
Но как то ночью за окном разыгралась непогода, шел проливной дождь, дул шквалистый ветер. Ваня никак не мог уснуть, ему все казалось, что кто – то пытается забраться в его комнату. За окном грянул гром и Ваня решил, что это страшный великан, спускается с неба по бобовому стеблю, потом сверкнула молния, и Ваня подумал, что это змей Горыныч дышит огненным пламенем. Капли дождя стучали по стеклу, и мальчику показалось, что это баба яга пытается открыть окно. Ваня с головой залез под одеяло и стал дрожать от страха.
Но вскоре Ваня уснул и приснилось ему, что попал он в сказочную страну. Шагает Ваня по дорожке, вдруг видит избушку на курьих ножках, а перед ней сидит баба яга. Испугался Ваня, но увидел что она плачет. Подошел он к бабе Яге и спрашивает:
- Почему вы плачите?
- Все меня бояться, отвечает баба яга.
- Конечно, отвечает Ваня, ведь ты злая и ешь добрых молодцев.
- Не правда все это, говорит баба яга, это люди все придумали, чтоб непослушных детей пугать.
- А что и про Бармалея и про змея Горыныча, тоже не правда.
- Нет конечно, - говорит баба яга, Бармалей вообще раньше воспитателем работал и очень детей любит. А змей Горыныч огнем дышит потому что в детстве зажигалку проглотил, а так он кроликов разводит и шиншилл разных.
Засмеялся Ваня и сказал бабе яге
- Не волнуйся, я всем - всем расскажу, какие вы добрые, и никто вас бояться больше не будет.
- Спасибо тебе мальчик большое, - заулыбалась баба яга.
С тех пор Ваня никогда не боялся сказочных героев, а если видел, что другие дети боятся, всегда их успокаивал и рассказывал, какие они на самом деле все добрые и хорошие.