Поповкина
Коррекционно-развивающая программа для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
▼ Скачать + Заказать документы
Коррекционно-развивающая программа для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями
ЛАНГЕПАССКОЕ ГОРОДСКОЕ МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 2»
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР
___Г. Я. Черепанова
«___»___20___г. УТВЕРЖДАЮ
Директор ЛГ МАОУ «СОШ № 2»
___А. В. Шаповалова
приказ от «___»___20___г. №___
Темочки:
- ЗПР. Задержка психического развития
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Умственная отсталость (УО). Материалы для занятий с детьми
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2021
Коррекционно-развивающая программа для обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)
«Развитие познавательной деятельности»
на 2020-2021 учебный год
Общее количество часов по плану на учебный год: 34 часа
Количество часов в неделю: 1 час
Класс: 7Г
Составитель программы : Поповкина Светлана Ивановна, учитель начальных классов I квалификационной категории
Принято на заседании школьного методического объединения учителей, работающих с детьми с ОВЗ
протокол от «___» ___20___г. № ___
Руководитель ШМО ___Султанахмедова С. Б.
Подпись
Лангепас, 2020
Коррекционно-развивающая программа для обучающихся с умственной отсталостью «Развитие познавательной деятельности» в 7 Г классе на 2020-2021 учебный год составлена:
• в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
• на основании Примерной адаптированной основной образовательной программы образования обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
• примерных рабочих программ для 1 дополнительного и 1 классов по отдельным предметам и коррекционным курсам для детей с умственной отсталостью : курс «Психо-коррекционные занятия», /Реестр примерных образовательных программ Министерства образования и науки Российской Федерации. Одобрена решением от 04.07.2017. Протокол №3/17
• является приложением к Адаптированной основной образовательной программе общего образования для обучающихся с умственной отсталостью, утвержденной приказом Лангепасского городского муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №2», от 30.05.2020 года №349 –о
Раздел I
Планируемые результаты
Данная психокоррекционная программа должна обеспечить достижение обучающимися с легкой степенью умственной отсталости двух видов результатов: личностных и предметных.
Умения и навыки, предполагаемые к формированию:
Личностные результаты обеспечивают овладение комплексом социальных (жизненных) компетенций, необходимых для достижения основной цели современного образования – введения обучающихся с легкой степенью умственной отсталости в культуру, овладение ими социокультурным опытом, включают индивидуально-личностные качества и социальные (жизненные) компетенции обучающегося, социально значимые ценностные установки.
Предметные результаты включают освоенные обучающимися знания и умения, специфичные для каждой образовательной области, готовность к их применению.
Создание комфортных коррекционно-развивающих условий для обучающихся с ОВЗ, способствующих коррекции и развитию познавательных процессов и личностных особенностей должны научить обучающихся с легкой степенью умственной отсталости :
• описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;
• выделять существенные признаки предметов;
• сравнивать между собой предметы и явления;
• обобщать, делать несложные выводы;
• классифицировать явления, предметы;
• определять последовательность событий;
• давать определения тем или иным понятиям;
• развивать пальцевый гнозопраксиса
Программа коррекции предполагает соблюдение основных принципов:
1. Принцип комплексности: воздействие охватывает весь комплекс нарушений в развитии.
2. Патогенетический принцип: предполагает учет механизмов нарушения.
3. Принцип учета симптоматики и степени выраженности нарушений
4. Принцип опоры на сохранное звено психической функции, сохранные анализаторы и на их взаимодействие.
5. Принцип поэтапного формирования умственных действий.
6. Принцип постепенного усложнения используемого материала с учетом «зоны ближайшего развития».
7. Принцип системности: представляет собой систему методов, направленных на преодоление основного дефекта.
8. Принцип доступности предполагает построение обучения школьников на уровне их реальных познавательных возможностей. Конкретность и доступность
Планируемые результаты освоения коррекционно-развивающей программы
Система контроля и оценки достижения планируемых предметных результатов освоения программы осуществляется учителем.
Обучение безотметочное. Показателем усвоения обучающимися программы учебного материала является динамика становления коммуникативных умений и речевой активности. Мониторинг предметных результатов осуществляется 3 раза в год (сентябрь, декабрь, май)
Вид контроля результатов обучения : текущий.
Текущий контроль для анализа хода формирования знаний и умений обучающихся осуществляется в повседневной работе с целью проверки усвоения предыдущего материала и выявления пробелов в знаниях учащихся и на основе этого оперативно вносить изменения в учебный процесс. Он проводится прежде всего с помощью систематического наблюдения учителя за работой класса в целом и каждого ученика в отдельности на всех этапах обучения; проводится в следующих формах: наблюдение, устный опрос, совместное выполнение заданий, самостоятельная работа. Другими важными задачами текущего контроля является стимуляция регулярной, напряженной и целенаправленной работы обучающихся, активизация их познавательной деятельности; определение уровня овладения учащимися умениями самостоятельной работы, создание условий для их формирования.
Во время обучения в подготовительном и первом классах, а также в течение первого полугодия второго класса целесообразно всячески поощрять и стимулировать работу учеников, используя только качественную оценку, поощрять его словесно.
Словесная оценка есть характеристика результатов учебного труда школьников. Эта форма оценочного осуждения, позволяет раскрыть перед учеником динамику результатов его учебной деятельности, проанализировать его возможности и прилежание. Особенностью словесной оценки являются ее содержательность, анализ работы школьника, четкая фиксация (прежде всего) успешных результатов и раскрытие причин неудач. Причем эти причины не должны касаться личностных характеристик обучающегося ("ленив", "невнимателен", "не старался"). Оценочное суждение сопровождает любую отметку в качестве заключения по существу работы, раскрывающего как положительные, так и отрицательные ее стороны, а также способы устранения недочетов и ошибок. При этом не является принципиально важным, насколько обучающийся продвигается в освоении того или иного учебного предмета. На этом этапе обучения центральным результатом является появление значимых предпосылок учебной деятельности, одной из которых является способность ее осуществления не только под прямым и непосредственным руководством и контролем учителя, но и с определенной долей самостоятельности во взаимодействии с учителем и одноклассниками.
В целом оценка достижения обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) предметных результатов базируется на принципах индивидуального и дифференцированного подходов. Усвоенные обучающимися даже незначительные по объему и элементарные по содержанию знания и умения должны выполнять коррекционно-развивающую функцию, поскольку они играют определенную роль в становлении личности ученика и овладении им социальным опытом.
При оценке предметных результатов следует выбирать такие, которые стимулировали бы учебную и практическую деятельность обучающегося, оказывали бы положительное влияние на формирование жизненных компетенций.
Оценка базовых учебных действий
Мониторинг сформированности базовых учебных действий проводится 3 раза в год: в сентябре (стартовый, декабре (промежуточный) и мае (итоговый).
Мониторинг проводится учителем совместно с педагогом-психологом методом включенного наблюдения. Для оценки сформированности каждого действия используется следующая система оценки:
0 баллов - действие отсутствует, обучающийся не понимает его смысла, не включается в процесс выполнения вместе с учителем;
1 балл - смысл действия понимает, связывает с конкретной ситуацией, выполняет действие только по прямому указанию учителя, при необходимости требуется оказание помощи;
2 балла - преимущественно выполняет действие по указанию учителя, в отдельных ситуациях способен выполнить его самостоятельно;
3 балла - способен самостоятельно выполнять действие в определенных ситуациях, нередко допускает ошибки, которые исправляет по прямому указанию учителя.
Балльная система оценки позволяет объективно оценить промежуточные и итоговые достижения учащегося в овладении конкретными учебными действиями, получить общую картину сформированности учебных действий, и на этой основе осуществить корректировку процесса их формирования на протяжении всего времени обучения.
Оценка личностных результатов
Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку продвижения ребенка в овладении социальными (жизненными) компетенциями, которые, в конечном итоге, составляют основу этих результатов.
Всесторонняя и комплексная оценка овладения обучающимися социальными (жизненными) компетенциями осуществляется на основании применения метода экспертной оценки, который представляет собой процедуру оценки результатов на основе мнений группы специалистов, входящих в состав школьного психолого-медико-педагогического консилиума (далее - ПМПк). Экспертная оценка осуществляется в конце учебного года. В течение года учитель и родители осуществляют мониторинг формирования личностных результатов, вносят результаты в индивидуальную карту развития ребенка
Для полноты оценки личностных результатов учитывается мнение родителей (законных представителей, поскольку основой оценки служит анализ изменений поведения обучающегося в повседневной жизни в различных социальных средах (школьной и семейной).
Результаты анализа представляются в следующей форме:
0 баллов - нет фиксируемой динамики;
1 балл - минимальная динамика;
2 балла - удовлетворительная динамика;
3 балла - значительная динамика.
Подобная оценка позволяет экспертной группе выработать ориентиры в описании динамики развития социальной (жизненной) компетенции ребенка. Результаты оценки личностных достижений заносятся в индивидуальную карту развития обучающегося, что позволяет не только представить полную картину динамики целостного развития ребенка, но и отследить наличие или отсутствие изменений по отдельным жизненным компетенциям.
Формы контроля результативности реализации программы :
• мониторинг сохранности состава группы учащихся, занимающихся по данной программе, и посещаемости занятий;
• наблюдение за деятельностью обучающихся во время занятий;
• успешное участие обучающихся в конкурсах разного уровня, в совместной со сверстниками театрализованной деятельности.
Оценка полученных знаний осуществляется во время проведения игр и бесед, при судействе конкурсов и викторин, просмотре сценического творчества детей. Также при обследовании используются апробированные методы и диагностические методики изучения детей дошкольного возраста с нарушениями в развитии (С. Д. Забрамной, Е. А. Стребелевой,
Раздел II
Содержание коррекционно-развивающей работы
№ Направления коррекционно-развивающей работы Характеристика учебной деятельности
Диагностика уровня развития познавательных способностей Выполняет тестовые работы
1. описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам; Участвует в играх, выполняет упражнения для совершенствования навыков описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам
2. выделять существенные признаки предметов; Участвует в играх, выполняет упражнения для формирования навыков выделять существенные признаки предметов
3. сравнивать между собой предметы и явления; Участвует в играх, выполняет упражнения для совершенствания навыков сравнивать между собой предметы и явления
4. обобщать, делать несложные выводы; Участвует в играх, выполняет упражнения для формирования умозаключения на основе аналогии, обобщать, делать несложные выводы
5. классифицировать явления, предметы; Участвует в играх, выполняет упражнения на классификацию явлений и предметов
6. определять последовательность событий; Участвует в играх, выполняет упражнения для определения последовательности событий
7. давать определения тем или иным понятиям; Участвует в играх, выполняет упражнения для формирований умения давать определения тем или иным понятиям
8. Развивать пальцевый гнозопраксис Участвует в играх, выполняет упражнения для развития пальцевого гнозопраксиса
Особенности организации коррекционных занятий
Программа по коррекционному направлению предусматривает создание специальных условий обучения и воспитания, позволяющих учитывать особые образовательные потребности учащихся с ограниченными возможностями здоровья посредством индивидуализации и дифференциации образовательного процесса. В процессе расширения представлений и знаний идет обучение учащихся выявлению характерных, существенных признаков предметов, развитие умений сравнивать, сопоставлять, анализировать, осуществлять контроль за своей деятельностью, устанавливать взаимосвязи между воспринимаемым предметом, его словесным обозначением и практическим действием, на развитие мышления, памяти, слухового и зрительного внимания
На протяжении всех этапов осуществляется тесное взаимодействие с родителями, которое направлено на формирование адекватной позиции родителей «особого» ребенка, повышение уровня педагогической компетенции и психологического потенциала, развитие у родителей умения создавать ситуацию совместной деятельности с ребенком, обучение навыкам коррекционной работы.
Каждое занятие состоит из 3 частей:
а) организационная;
б) основная (с включением динамической паузы);
в) заключительная (с подведением итога и рефлексией).
Основные этапы
I этап. Обследование уровня развития познавательных процессов обучающихся с ОВЗ
II этап. Коррекция нарушений в познавательной сфере у обучающихся с ОВЗ по областям :
а) совершенствование навыков классификации;
б) формирование навыков сериации;
в) формирование навыков сравнения;
г) формирование умозаключения на основе аналогии;
д) развитие пальцевого гнозопраксиса.
III этап. Итоговый этап:
а) мониторинг уровня развития обучающихся с ОВЗ
б) оценка достижений учащихся в результате реализации коррекционной работы
в) корректировка программы
Для достижения положительного результата в ходе реализации коррекционного курса используются самые эффективные методы и приемы:
1. предметная деятельность;
2. упражнения на развитие общей моторики;
3. отгадывание загадок, ребусов;
4. дидактические игры и упражнения.
III раздел
Тематическое планирование
Согласно учебному плану коррекционно-развивающие занятия проводятся из расчета 1 час. в неделю
Распределение часов в течение 2020-2021 учебного года
1 четверть 2 четверть 3 четверть 4 четверть Итого за учебный год
8 час. 8 час. 11 час. 7 час. 34 часа
Тематический план коррекционно-развивающих занятий
№ Наименование раздела Количество
часов Характеристика учебной деятельности
1. Диагностика развития познавательных способностей на начало учебного года 1 Диагностика развития познавательных способностей, беседы с учащимися, наблюдение, анализ продуктов деятельности, анализ медицинских документов
2 Коррекционно-развивающая работа 14 Участвуют в играх, выполняют упражнения для совершенствования навыков описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам, выделять существенные признаки предметов, сравнивать между собой предметы и явления, обобщать, делать несложные выводы, классифицировать явления, предметы, определять последовательность событий, давать определения тем или иным понятиям, для развития пальцевого гнозопраксиса.
3 Диагностика развития познавательных способностей по итогам полугодия 2 Участвуют в играх, выполняют упражнения для диагностики развития познавательных способностей, беседы с учащимися, наблюдение, анализ продуктов деятельности
4 Коррекционно-развивающая работа 15 Участвуют в играх, выполняют упражнения для совершенствования навыков описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам, выделять существенные признаки предметов, сравнивать между собой предметы и явления, обобщать, делать несложные выводы, классифицировать явления, предметы, определять последовательность событий, давать определения тем или иным понятиям, для развития пальцевого гнозопраксиса.
5 Диагностика развития познавательных способностей по итогам года 2 Участвуют в играх, выполняют упражнения для диагностики развития познавательных способностей, беседы с учащимися, наблюдение, анализ продуктов деятельности
ИТОГО 34 часа
Календарно-тематическое планирование на 2020 -2021 учебный год
№ п / п
Тема урока Количество часов Дата проведения планируемого занятия Дата проведения фактического занятия Учебно-методическое обеспечение
1. Диагностика познавательных процессов, устойчивости познавательного интереса, мотивации и функций поведения. 1 01.09-04.09 [5]
2. Диагностика познавательных процессов, устойчивости познавательного интереса, мотивации и функций поведения. 1 07.09-11.09 [2], [3], [5], [10], [11], [12]
3. Развитие зрительной памяти: «Я фотоаппарат», «Я положил в мешок». Игры на взаимодействие по правилу. 1 14.09-18.09 [2], [3], [5 [12]
4. Развитие зрительной памяти: «Я фотоаппарат», «Я положил в мешок». Игры на взаимодействие по правилу. 1 21.09-25.09 [2], [3], [5], [9], [10]
5. Тренировочные игры и упражнения на развитие памяти и внимания. 1 28.09-03.10 [2], [3], [5], [9], [10]
6. Тренировочные игры и упражнения на развитие памяти и внимания. 1 05.10-09.10 [2], [3], [5], [9], [10]
7. Тренировочные игры и упражнения на развитие памяти и внимания. 1 12.10-16.10 [3]
8. Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций: анализа и синтеза, классификации и обобщения. 1 19.10-23.10 [3]
9. Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций: анализа и синтеза, классификации и обобщения. 1 02.11-07.11 [2], [3], [12]
10. Упражнения на развитие устойчивости внимания: «Подбери картинки к сюжету», «Штриховка». Игра по правилу. Выполнение заданий по словесной инструкции. 1 09.11-13.11 [2], [4], [9], [10], [12]
11. Упражнения на развитие устойчивости внимания: «Подбери картинки к сюжету», «Штриховка». Игра по правилу. Выполнение заданий по словесной инструкции. 1 16.11-20.11 [2], [4], [9], [10], [12]
12. Тренировка внимания. Развитие мышления: закономерности и логические цепочки («Разложи оп порядку», «Лото»). 1 23.11-27.11 [2], [4], [9], [10], [12
13. Тренировка внимания. Развитие мышления: закономерности и логические цепочки («Разложи оп порядку», «Лото»). 1 30.11-04.12 [2], [4], [9], [10], [11], [12]
14. Развитие познавательного интереса и мотивации через прием значимости для ребенка. 1 07.12-11.12 [2], [4], [5], [9], [10],[12]
15. Диагностика развития познавательных способностей по итогам полугодия 1 14.12-18.12
16. Диагностика развития познавательных способностей по итогам полугодия 1 21.12-25.12
17. Развитие памяти на последовательность движений. Развитие пространственных представлений (направления движения). Развитие объема внимания. 1 11.01-15.01
[2], [4], [9], [10], [11]
18. Развитие памяти на последовательность движений. Развитие пространственных представлений (направления движения). Развитие объема внимания. 1 18.01-22.01 [2], [4], [9], [10], [11]
19. Развитие памяти на последовательность движений. Развитие пространственных представлений (направления движения). Развитие объема внимания. 1 25.01-29.01 [2], [4], [5],
20. Тренировка логического мышления. Обучение поиску закономерностей. Развитие наглядно-образного мышления. 1 01.02-05.02 [2], [4], [9], [10], [11]
21. Тренировка логического мышления. Обучение поиску закономерностей. Развитие наглядно-образного мышления. 1 08.02-12.02 [2], [4], [9], [10]
22. Тренировка логического мышления. Обучение поиску закономерностей. Развитие наглядно-образного мышления. 1 15.02-19.02 [2], [4], [9], [10], [11]
23. Развитие устойчивости внимания. Задания на развитие зрительной памяти: «Пары картинок», «Чего не хватает». Игры на взаимодействие. 1 22.02-27.02 [2], [4], [9], [11
24. Развитие устойчивости внимания. Задания на развитие зрительной памяти: «Пары картинок», «Чего не хватает». Игры на взаимодействие. 1 01.03-05.03 [2], [4], [9], [10], [11]
25. Развитие устойчивости внимания. Задания на развитие зрительной памяти: «Пары картинок», «Чего не хватает». Игры на взаимодействие. 1 09.03-13.03 [2], [4]
26. Развитие пространственных представлений: положение тела в пространстве. Последовательное развитие операций сравнения: выделение в предметах различных свойств. 1 15.03-19.03 [2], [4], [5], [9], [11], [12]
27. Развитие пространственных представлений: положение тела в пространстве. Последовательное развитие операций сравнения: выделение в предметах различных свойств. 1 22.03-26.03 [2], [4], [5], [9], [10], [11]
28. Развитие пространственных представлений: положение тела в пространстве. Последовательное развитие операций сравнения: выделение в предметах различных свойств. 1 05.04-09.04 [2], [4], [5], [9], [10], [11], [12]
29. Последовательное развитие операций сравнения: выделение общих и отличительных признаков. 1 12.04-16.04 [3]
30. Последовательное развитие операций сравнения: выделение общих и отличительных признаков. 1 19.04-23.04 [2], [4], [5], [9], [10], [11]
31. Последовательное развитие операций сравнения: выделение общих и отличительных признаков. 1 26.04-30.04
32. Последовательное развитие операций сравнения: выделение общих и отличительных признаков. 1 03.05-07.05 [1], [4]
33. Диагностика учебной мотивации, степени познавательной активности. 1 11.05-15.05
34. Диагностика уровня развития познавательных процессов. 1 17.05-21.05
Приложение 1
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
№ п/п Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения Количество Примечание
Книгопечатная продукция
1. Диагностика и коррекция задержки психического развития у детей: Пособие для учителей и специалистов коррекционно-развивающего обучения. / Под ред. С. Г. Шевченко. — М. : АРКТИ, 2001. — 224 с. 1
2. Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью / Н. Д., Соколова, Л. Б., Баряева, О. П., Гаврилушкина, СПб. Каро, 2009.-87с. 1
3. А. М,Щербакова, Н. В. Москаленко Формирование социальной компетентности воспитанников специальных (коррекционных) школ – интернатов VIII вида// Дефектология, 2001г. № 3,4. 1
4. О. Г. Милостивенко Методические рекомендации по предупреждению ошибок чтения и письма у детей: учебное пособие. – СПб. фирма «Стройлеспечать», 1995., -63с. 1
5. Екжанова Е. А., Стребелева Е. А., Психолого-педагогическая диагностика, Программа, Москва, Просвещение, 2007 – 123с. 1
Печатные пособия
6. Демонстрационный материал (картинки предметные, таблицы, дидактический раздаточный материал, наборы настольных игр в соответствии с основными темами программы обучения. 1
7. Наборы ролевых игр, игрушек, конструкторов.
8. Наборы предметных и сюжетных картинок.
Интернет-ресурсы
9. https://infourok.ru/rabochaya_programma_korrekcionnogo_obucheniya_razvitie_umstvennoy_deyatelnosti_u_doshkolnikov-393760.htm
10. Программный продукт с обучающими играми для детей : www.igraemsa.ru
11. Программный продукт «Тренируем ум»
12. Программный продукт с обучающими играми для детей : https://ladushki.ru
Приложение 2
Индивидуальная карта развития
Ф. И., класс:
Учебный год:
№ Критерии оценки Начальная диагностика Срезовая диагностика Срезовая диагностика Итоговая диагностика
Уровень развития Уровень развития
низкий средний хороший высокий низкий средний хороший высокий низкий средний хороший высокий низкий средний хороший высокий
1. Умение описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;
2. Умение выделять существенные признаки предметов;
3. Умение сравнивать между собой предметы и явления;
4. Умение обобщать, делать несложные выводы;
5. Умение классифицировать явления, предметы;
6. Умение определять последовательность событий;
7. Развитие пальцевого гнозопраксиса
Общий балл
Средний балл
Успешность в процентах
(низкий уровень -0 балл, ниже среднего -1 балла, средний – 2 балла, выше среднего– 3 балла)