Наталья Мамаева
Коррекционно-образовательная деятельность по развитию фонетико — фонематического развития «Звуки [Т], [Т’]»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: формирование понятия согласный звук. Звуки Т, Ть
Задачи:
- Коррекционно – образовательные : познакомить со звуками Т. Ть. Познакомить с понятием «согласный, твердый, согласный мягкий». Научить характеризовать звук Т, Ть по акустическим признакам, анализировать прямые слоги.
Публикация «Коррекционно-образовательная деятельность по развитию фонетико — фонематического развития „Звуки [Т], [Т’]“» размещена в разделах
- Буквы Д, Т и звуки [Д], [Т]. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие фонематического слуха
- Темочки
- Коррекционно – развивающие : развивать у детей фонематические процессы, закреплять понятия «слог, слово. Предложение». Упражнять в выделении звуков Т, Ть в конце и в начале слов.
- Коррекционно – воспитательная : воспитывать умение внимательно слушать педагога. Выполнять поставленную задачу.
Оборудование: зеркала, картинки для звукоподражания, предметные картинки, в названии которых присутствуют звуки Т, Ть, цветные фишки для выкладывания звуковой схемы. Наборы для выкладывания слоговой схемы, схемы предложения.
Ход занятия
1. Организационный момент. Гласные, красные песенки поют.
Гласный звук – движение - «А» покажи,
А затем слово на А назови.
Кто первый назовет,
Тот место за столом займет.
2. Развитие мелкой моторики. «Наперсток»
Вышивает, шьют иголка,
Пальцу больно,
Пальцу колко.
А наперсток
В тот же миг
К девочке на пальчик
Прыг!
Говорит иголке.
- Шей, а колоться ты не смей! Левая ладошка раскрыта, в правой руке воображаемая иголка.
Иголка «шьет» и задевает кончик указательного пальца на левой руке. Дети делают правой рукой движение, как будто надевают на указательный палец левой руки наперсток.
«Шьют»
3. Работа над развитием дыхания и голоса. Автоматизация нижнедиафрагмального дыхания:
Вот мы шарик надуваем,
А рукою проверяем.
Шарик лопнул – выдыхаем.
Наши мышцы расслабляем.
Глубоко вдохнуть и на выдохе произнести: «Ма – а – а – а».
4. Объявление темы занятия. Посмотрите на картинку для звукоподражания : кузнец кует подкову, ударяет сильно молотком и при этом слышится звук Т.
Со звуком Т мы сегодня познакомимся.
5. Акустико – артикуляционный образ звука. Хоровое и индивидуальное произнесение звука т с наблюдением за артикуляцией перед зеркалом: губы растянуты в улыбке, кончик языка касается верхних передних зубов. Воздух не проходит свободно, он встречает преграду: язык и верхние зубы. Значит, звук Т – согласный, обозначать мы его будем фишкой синего цвета. А теперь послушайте. Как я произношу звук Т : Т – Т – Т. Согласные звуки делаться на твердые и мягкие. Звук – Т - согласный, твердый. Обозначаем его синей фишкой. Звук Ть – мягкий – обозначаем зеленым цветом.
Гласные тянуть в песенке звонкой.
Могут заплакать и закричать.
Но не умеют свистеть и шипеть.
А согласные согласны шелестеть свистеть, скрипеть.
Но не хочется им петь!
5. Развитие фонематического слуха. Игра «Хлопай, не зевай!
Педагог произносит звуки, прикрыв рот «экраном». Т, А, У, И, Т, Т, ТА АУ, ТУ, ИТ, ТИ.
Звуковой анализ слогов. Выкладывание графической схемы ТА, ТИ.
Игра «Топни, прыгни!» На твердый звук необходимо топнуть, а на мягкий – подпрыгнуть.
6. Физкультминутка. Выполнение движений по тексту стихотворения.
Потянулись, растянулись, улыбнулись, обнялись.
Руки подняли вразлет –
Появился самолёт.
Мах крылом туда-сюда.
Делай раз и делай два.
7. Закрепление звука в словах. ТАНК, ТОРТ, КОСМОНАВТ, Сеть, ПАСТЬ, ТЕНЬ. ТЕЛЕФОН. Дети обозначают местонахождение звука по схеме. Деление слов на слоги с выкладыванием графической схемы. (сколько слогов столько полосочек)
8. Закрепление звука в предложении. Составление предложений со словами ТОРТ, ТАНК. Выкладывание схемы индивидуально, затем все вместе на доске.
Итог занятия.
С каким звуком мы сегодня познакомились? Какой это звук? Назовите слова со звуком Т, со звуком Ть.