Елена Теплякова
Коррекционная работа по формированию количественных представлений старших дошкольников с ОНР 3 уровня
▼ Скачать + Заказать документы
Основы коррекционного обучения разработаны в психолого-педагогических исследований ряда авторов (Р. Е. Левина, Л. Ф. Спирова, Б. М. Гриншпун, Г. В. Чиркина, Н. С. Жукова, Т. Б. Филичева, А. В. Ястребова и ряда других авторов).
Исследования в данной области показали, что дети с общим недоразвитием речи не могут спонтанно встать на онтогенетический путь развития речи, который присущ нормальным детям. Коррекция речи для них длительный процесс, направленный на формирование речевых средств, достаточных для самостоятельного развития речи в процессе общения и обучения.
Публикация «Коррекционная работа по формированию количественных представлений старших дошкольников с ОНР 3 уровня» размещена в разделах
Эта задача реализуется различно в зависимости от возраста детей, условий их обучения и воспитания, уровня развития речи.
Стержневым моментом на этом этапе обучения является специально организованная эмоциональная игра с определенной учебно-речевой задачей.
Образовательная задача базируется на понимании того, что дети с нарушением речи должны овладеть тем же объемом знаний, умений и навыков, что и дети с нормальным речевым развитием. Поэтому необходимо сформировать представления о количестве в соответствии с требованиями программы воспитания и обучения в детском образовательном учреждении.
При формировании количественных представлений важно не только добиваться усвоения знаний, умений и навыков, но и осуществлять мероприятия по коррекции психофизических возможностей детей, прежде всего их речевой деятельности. Так при обучении детей счету, необходимо избежать речедвигательных стереотипов (заучивания числительных по порядку) и добиваться осознанного употребления числительных, соответствия количества с числом и цифрой, понимания зависимости между смежными числами. Для этого на первых этапах следует ограничиться формированием счетной операции в пределах пяти[1].
Каждое число должно изучаться как минимум в течение двух занятий и повторяться на протяжении всего последующего обучения.
Освоив счет до пяти, детей знакомят с получением нового числа. Объясняется, что если к пяти добавить еще один, будет шесть (к шести добавить один – семь и т. д.). Каждое число соотносится с количеством и цифрой, сравнивается со смежными числами, определяется, на сколько предыдущее число меньше последующего и последующее больше предыдущего. Выполняются задания на пересчет предметов, звуков и движений, отсчитывание по образцу и заданному числу, сравнение численности двух множеств.
Однотипные упражнения предполагаются от занятия к занятию с той лишь разницей, что изменяется (увеличивается) количество предметов, с которыми выполняют операции. Практика показывает, что дети достаточно хорошо запоминают зависимости и отношения между величинами. Приступая к изучению числа шесть (семь, восемь, девять, десять) многие могут самостоятельно объяснить, что если к пяти добавить еще один, будет новое число шесть, которое больше, чем пять на один.
После того, как все числа до десяти будут изучены, следует приступить к рассмотрению натурального ряда чисел. Выполнять задания необходимо с опорой на числовой ряд. Не обязательно, чтобы дети выполняли все указанные задания на одном занятии. Главное, чтобы подобранные упражнения выполнялись регулярно. Системный подход к изучению чисел позволяет добиться понимания их закономерного расположения в числовом ряду, зависимостей и отношений между ними.
При изучении натурального ряда чисел дошкольники используют уже знакомые им слова и выражения. Постоянное проговаривание однотипных грамматических конструкций помогает автоматизировать звукопроизношение. Модельный, наглядный характер обучения делает доступным осознанное употребление в речи математических высказываний.
Занятия по математике, в том числе и при обучении количественных представлений, позволяет осуществлять коррекцию интеллектуальной и речевой деятельности. В процессе обучения выполнению количественных представлений дети расширяют пассивный словарный запас, начинают понимать значение обиходно-разговорных слов, а также математических терминов, учатся действовать по инструкции. Требование проговорить вслед за педагогом ход выполнения задания позволяет активизировать речевое подражание, увеличивать активный словарный запас и развивать регулирующую функцию речи.
Использования разнообразных предметов для составления и сравнивания множеств счета, определения их величины, формы и положения в пространстве позволяет расширять и вербализовать чувственный опыт. Обобщение наглядно-практических действий и математических операций, как отмечает А. В. Калинченко, создает предпосылки для развития словесно-логического мышления [2].
У детей развивается грамматический строй речи. Формирование представлений о множестве позволяет показать изменение имен существительных по числам (дом – дома; сова - совы). Происходит обучение согласованию по родам, числам и падежам имени существительного с именем числительным (много уток, две утки, с порядковыми числительными (первый снег, второй хлопок, с именем прилагательным (маленькая кукла, у второго дуба, на узкой дороге).
Важным условием в обучающем процессе количественным представлениям у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи является организация пространственно – развивающей среды.
Для расширения жизненного опыта детей, развития их познавательного и эмоционального интереса в дошкольном образовательном учреждении должны быть созданы игровые центры, например, комната сказок, комната экологии, комната социально – бытовой адаптации. Образные игрушки удобно расположить в помещении группы, в спальне, в кабинете логопеда и других специалистов, работающих с детьми. Ситуации для игр с ними создавать в разных местах (на ковре, на диване, в уголке конструктивных игр и т. п.).
В кабинете логопеда дидактический материал предлагать детям в процессе игровых и индивидуальных занятий. Это демонстрационный и раздаточный материал для счета, подбор картинок по признаку числа, лото «Счет от любого числа» и многое другое. Разнообразие демонстрационного и раздаточного материал способствует формированию количественных представлений на занятиях, проводимых совместно с учителем – логопедом, инструктором по изобразительной деятельности, и другими специалистами.
Все направления коррекционно-образовательной работы по количественному счету у детей с нарушениями речи является взаимосвязанным и взаимопроникающим, а задачи коррекционного обучения решать комплексно во всех формах его организации.
Таким образом, успешная коррекция речевого недоразвития при обучении количественным представлениям детей старшего дошкольного возраста осуществляется в результате многоаспектного воздействия, направленного на речевые и внеречевые процессы, на активизацию познавательной деятельности дошкольников.
Библиографический список
1. Екжанова Е. А., Стребелева Е. А. Коррекцинно-педагогическая помощь детям раннего и дошкольного возраста : научно-методическое пособие. – Спб. : КАРО, 2008. – 336 с.
2. Калинченко, А. В. Обучение математике детей дошкольного возраста с нарушением речи: метод. Пособие / /А. В. Калинченко. – М. : Айрис-прес, 2007. – С. 18.