Моисеева Оксана Николаевна
Обогащение словаря старших дошкольников с ОНР фразеологнизмами
▼ Скачать + Заказать документы
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ПЕРВОМАЙСКИЙ ДЕТСКИЙ САД» ПЕРВОМАЙСКОГО РАЙОНА ТАМБОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Доклад по теме: «Обогащение словаря старших дошкольников с ОНР фразеологизмами»
Выполнил: учитель-логопед филиала
«Колокольчик»
Моисеева О. Н.
п. Первомайский
2018г
Публикация «Обогащение словаря старших дошкольников с ОНР фразеологнизмами» размещена в разделах
Роль фразеологизмов в обогащении словаря дошкольников с ОНР очень важна. Они являются одним из источников развития выразительности детской речи и находят свое отражение в произведениях художественной литературы и устного народного творчества, в том числе и в малых фольклорных формах. На необходимость приобщения детей к красоте русского слова, развития культуры речи указывали такие русские педагоги, как К. Д. Ушинский, И. Тихеева, А. Н. Усова. Особо актуален этот вопрос в старшем дошкольном возрасте. К этому времени словарь ребенка насыщен в достаточной мере для того, чтобы была предоставлена возможность открытия всего богатства родного языка. На необходимость обогащения речи дошкольников фразеологизмами указывали А. М. Бородин, Н. В. Гавриш, В. В. Гербова, О. С. Ушакова и другие. Исследования педагогов и психологов, посвященные изучению особенностей художественного восприятия и творчества показывают, что к старшему дошкольному возрасту у детей развивается осмысленное восприятие, проявляющееся в понимании содержания и нравственного смысла произведения, в особенности замечать и выделять средства выразительности. В данном случае фразеологизмы. Фразеологизмы это устойчивые сочетания слов, близкие по лексическому значению одному слову. Поэтому фразеологизмы часто можно заменить одним словом, менее выразительным. Сравните: Бить баклуши — бездельничать; Зарубить на носу — запомнить; Очки втирать — обманывать и т. д. Дети частенько задают вопросы, когда сталкиваются с таким явлением языка, как фразеологические обороты : «Мама, ты говоришь, что мне «Хоть кол на голове чеши!» или, что «Все как о стенку горох!» — как это понять? А где «раки зимуют?» А кому «медведь на ухо наступил?» Это и не мудрено: большинство таких оборотов воплощают в себе приметы жизни и быта давних времен. Ученые в своих исследованиях отмечают существенное несоответствие между способностью детей к восприятию фразеологизмов и умением осмысленно и логически грамотно использовать их в своей речи, особенно у детей с ОНР. Подходы к формированию фразеологического словаря в речи детей старшего дошкольного возраста должны основываться на положениях словарной работы, методике ознакомления с художественной литературой, с малыми фольклорными формами развития образной речи, формировании связных высказываний.
Работу по обогащению словаря детей важно проводить поэтапно, учитывая индивидуальные особенности каждого ребенка.
Этапы обогащения детей фразеологизмами.
1 этап обучения: ориентировочный - определение примерного объема фразеологического словаря у детей старшего дошкольного возраста; - выяснить наличие у детей фразеологической лексики.
Методы и приёмы.
Наглядные методы – показ картин с прямым и переносным значением фразеологизмов. Словесные методы – рассказ о происхождении того или иного фразеологического оборота, о том, что означает «крылатое выражение»; пояснения, вопросы, побуждающие детей к объяснению фразеологизмов, привлечение художественного слова.
2 этап обучения: - познакомить детей с тематической классификацией фразеологических единиц, обозначающих время, меру, признаки поведения; - выявить умение детей старшего дошкольного возраста давать толкование значений фразеологизмов.
3 этап обучения: - самостоятельное использование в речи фразеологических единиц детьми старшего дошкольного возраста с ОНР; - закрепить умение детей осознанно использовать фразеологические единицы, что придаст речи детей живость и образность. На третьем этапе ознакомления дошкольников с ОНР с фразеологизмами можно использовать упражнения на формирование умения конструировать высказывания, включающие фразеологизмы. Здесь, в работе с детьми можно использовать настольную игру «Лото», на карточках которой изображены разные предметы: яблоко, ведро, рыба, медведь и т. д. Дети должны были припомнить фразеологизмы, связанные с яблоком (яблоку негде упасть, ведром (льёт как из ведра) и т. д. Важно использовать инсценировки с диалогами, текст которых включает фразеологизмы. Уже усвоенные старшими дошкольниками фразеологизмы можно использовать в творческих заданиях типа: составь предложение или короткий рассказ, нарисуй портрет друга, употребляя предложенные фразеологизмы ( к примеру: не вешать носа и т. д.) Прекрасным средством развития мышления и образной речи являются пословицы, поговорки, загадки, прибаутки.
В процессе работы фразеологизмы необходимо распределить на тематические группы такие как: «Домашние животные» (кот наплакал», брать быка за рога) и т. д., «Дикие животные» (медведь на ухо наступил»,, «Насекомые» (комар носа (носу) не подточит и т. д., мухи не обидит и т. д., «Части тела» (клевать носом, смотреть сквозь пальцы, как на ладони, навострить уши и т. д.)
Использование фразеологизмов, связанных с понятием единиц измерения, на математических занятиях: от горшка два вершка, не по дням, а по часам, без году неделя; понятие «много-мало» - кот наплакал и т. д. Использование фразеологизмов, связанных с природой и животными, на занятиях по ознакомлению с окружающим: медведь на ухо наступил, где раки зимуют, как курица лапой, как с гуся вода, и т. д. Осуществляемая таким образом межпредметная связь повышала интерес ребят к занятиям, к художественной литературе. Работа по обогащению словаря детей фразеологизмами должна осуществляться в тесном взаимодействии с родителями. Работа с фразеологическими оборотами интересна и увлекательна. Очень важно не только открыть детям значение того или иного фразеологизма, правильное его употребление в речи, но и обратить внимание детей на игру слов, меткость и образность нашего языка. А способность человека с юмором относиться к тому, что происходит вокруг, увидеть долю иронии, даже в самом серьезном — есть признак талантливости и внутренней свободы. Именно таковы, до поры до времени, все мы в нашем детстве. И помните: выразительная и образная речь взрослых — лучший образец для детей, которому они с удовольствием подражают