Мария Григорьева
Коррекция темпо-ритмической стороны речи у старших дошкольников с заиканием с использованием танцевальной терапии
▼ Скачать + Заказать документы
Проблему заикания можно считать одной из самых древних в истории развития учения о расстройствах речи.
Заикание является одним из распространенных, сложных и длительно протекающих речевых нарушений у детей. Оно характеризуется сложным симптомокомплексом, при котором нарушается ритм, темп, мелодика речи, координация в работе мышц речевого аппарата, в связи с чем возникают речевые судорожные запинки.
Публикация «Коррекция темпо-ритмической стороны речи у старших дошкольников с заиканием с использованием танцевальной терапии» размещена в разделах
- Заикание, ТНР. Занятия, рекомендации родителям и педагогам
- Работа музыкального руководителя
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Старшая группа
- Хореография для детей, детские танцы, постановки
- Темочки
Для уменьшения речевых судорог и с целью отслеживания правильности произнесения фразы, темп речи детей замедляется.
Основным условием естественной речи являются спокойное состояние нервной системы и мышечная расслабленность.
Проблема своевременной коррекции заикания выдвигается в разряд актуальных наряду с формированием у детей навыков положительного взаимодействия с окружающими как залог их благополучного развития, что для детей с нарушениями развития оказывается возможным только при условии систематической профессиональной логопедической помощи в полноценном овладении речью.
Поскольку заикание — это расстройство не только речи, но и нервной системы, то при его устранении необходимо научить детей освобождаться от мышечного и нервного напряжения. Преодолеть это поможет использование танцевальных технологий на логопедических занятиях по коррекции заикания.
Танцевальная терапия - это психотерапевтическое использование танца и движения как процесса, способствующего интеграции эмоционального и физического состояния личности.
В основу танцевальной терапии положен танец, художественная форма движений.
Особенностью танцевальной терапии выступает наличие музыки, которая рассматривается даже без связи с движением как лечебный фактор. Ее действие будет эффективнее, если ритм как организующий элемент музыки положить в основу двигательных систем, целью которых является регулирование движений. Ритмика развивает психические функции, такие, как восприятие, внимание, память, воображение. Именно поэтому танцевальная терапия, различные ее виды используются в специализированных образовательных учреждениях для детей с различными проблемами в развитии уже с дошкольного возраста.
В основе психотерапевтического применения танцевальной терапии лежит взаимодействие эмоциональных проявлений с изменением мышечно-физиологического тонуса.
Основным средством в танцевальной терапии является танцевальная игра. Она погружает в мир образов и чувств, движения несут символическую форму повествования. Предлагаемые обстоятельства помогают проиграть свои внешние и внутренние ощущения, развить эстетические чувства и получить сенсорное удовлетворение и радость от ощущения собственного тела. Все это способствует установлению в организме ритмического баланса и энергетической гармонии.
Недостаточная разработанность проблемы коррекции темпо-ритмических расстройств у детей 5-6 лет с заиканием средствами танцевальной терапии даёт основание считать ее исследование одним из актуальных вопросов логопедии.
Нами была определена проблема исследования: каковы педагогические условия коррекции темпо – ритмической стороны речи старших дошкольников с заиканием средствами танцевальной терапии? Решение данной проблемы составило цель исследования.
Объект исследования: темпо – ритмическая сторона речи у старших дошкольников с заиканием.
Предмет исследования: процесс коррекции темпо-ритмической стороны речи старших дошкольников с заиканием средствами танцевальной терапии.
Гипотеза исследования: преодоление темпо-ритмических нарушений речи у заикающихся старших дошкольников средствами танцевальной терапии будет протекать успешно, если:
-определены основные направления и содержание коррекционно-логопедической работы по преодолению темпо-ритмических нарушений у детей;
- обеспечена целевая направленность коррекционно-логопедических занятий по преодолению темпо-ритмических нарушений у заикающихся дошкольников;
- создан алгоритм реализации коррекционно-логопедической деятельности по преодолению темпо-ритмических нарушений у детей с использованием танцевальной терапии.
В соответствии с поставленной целью и выдвинутой гипотезой нами были определены следующие задачи исследования:
раскрыть теоретические основы проблемы коррекции темпо-ритмической стороны речи у старших дошкольников с заиканием посредством танцетерапии,
отразить результаты экспериментальной работы по коррекции темпо-ритмической организации речи дошкольников 5-6 лет с заиканием с применением танцевальной терапии.
На основе анализа психолого-педагогической литературы, нами был проведён педагогический эксперимент, который проходил в три этапа: констатирующий, формирующий и контрольный. В нем принимали участие 10 дошкольников старшей группы с нарушением темпо-ритмической стороны речи судорожного характера.
Цель констатирующего эксперимента определение уровня развития темпо-ритмической стороны речи старших дошкольников с заиканием.
В результате проведённой работы на констатирующем этапе исследования было отмечено, что темпо-ритмическая сторона речи детей 5-6 лет имеет нарушения в своем развитии, поэтому мы провели формирующий эксперимент, направленный на коррекцию темпо-ритмической стороны речи у старших дошкольников с заиканием с помощью танцевальной терапии.
На этом этапе танцевальной терапии применялись танцы, основанные на естественных движениях тела, танцы-импровизации и танцы по показу взрослого.
Для того чтобы проверить эффективность экспериментальной работы, было проведено контрольное обследование детей экспериментальной группы. Методика контрольного обследования совпадала с методикой констатирующего исследования развития темпо-ритмической стороны речи детей старшего дошкольного возраста посредством танцевальной терапии. Результаты анализировались с привлечением данных констатирующего эксперимента. Контрольный эксперимент показал, что проведённая коррекционная работа способствует нормализации темпо-ритмической стороны речи детей экспериментальной группы.
Таким образом, гипотеза исследования подтвердилась, цель достигнута, задачи выполнены.
Перспективным является дальнейшее изучение коррекции темпо-ритмической стороны речи заикающихся дошкольников посредством танцевальной терапии, поскольку представляется возможным дальнейшее совершенствование работы в данном направлении.