Надежда Мальчихина
Коррекция агрессивного поведения детей средствами игровой терапии
▼ Скачать + Заказать документы
Агрессивное поведение детей в детском саду - одна из самых острых проблем, которые возникают в процессе нашей педагогической деятельности. Что нам делать с детской агрессивностью, как помочь агрессивным детям. Для того чтобы понять как действовать надо заглянуть в глубь проблемы, понять природу агрессивного поведения, его причины.
Публикация «Коррекция агрессивного поведения детей средствами игровой терапии» размещена в разделах
Вообще, очевидно, что природный агрессивный потенциал существует и детская агрессивность появляется на свет вместе с рождением человека. Человека нельзя совсем лишить агрессивности, так как это детерминировано биологически. Агрессивность предоставила возможность человеку как биологическому виду взять реванш над другими видами, позволила доминировать в этом мире и создать современную мощную техногенную цивилизацию". Вопрос в другом: как сделать так, чтобы эта агрессия не стала разрушительной. Мы можем сделать то, что мы можем в своей семье, на своём рабочем месте. Да приходит ребёнок с агрессивным потенциалом, но дальше во что он выльется это вопрос воспитания, социализации.
Наиболее типичные семейные факторы, которые могут повлиять на агрессивность у детей.
Проявление агрессии родителями.
Безусловно, прежде всего, влияние на детскую агрессивность оказывает прямая агрессия, направленная родителями на детей (физические наказания, негативные комментарии в грубой форме и др.). Однако даже если ребёнок не является непосредственно объектом агрессии, различные формы демонстрации агрессивного поведения родителей, направленные как друг на друга, так и на другие объекты (например, домашних животных, способствуют закреплению агрессивного поведения у детей. Такой пример могу привести: ту модель поведения родителей, которую ребёнок видит в семье он, как правило, переносит её в свою семью и это происходит даже на подсознательном уровне. Есть такое расхожее выражение: «Бьёт- значит любит». Откуда оно берё т свои корни: девочка, которая в семье видела жестокое обращение со стороны отца к маме, она чаще всего будет выбирать похожего мужчину и также страдать от насилия в семье, но при этом у неё в голове сформируется такая связь, которая будет оправдывать поведение мужу (отец маму бил, но он же её любил и меня муж бьёт - значит любит). И формируется так называемая включённость в цикл насилия из поколения в поколения, причём как в качестве жертвы, так и в качестве насильника.
Авторитарное воспитание.
При данном стиле воспитания родительское отношение характеризуется сочетанием обострённого внимания и заботы о ребёнке с мелочным контролем, обилием ограничений и запретов. Родитель часто вмешивается в деятельность ребёнка, ограничивая инициативу: «Перестань! Ты делаешь неправильно! Надо вот так!». В совместной работе родитель обычно берёт инициативу на себя, мнением ребёнка часто не интересуется и не прислушивается к нему, если оно высказывается, стремится задействовать ребёнка как исполнителя. В данном случае агрессия ребёнка носит компенсаторный характер.
Недостаточность ограничений в семье.
Во многих случая агрессивность у детей сопровождается низким уровнем развития навыков самоконтроля, что в свою очередь тесно связано со стратегией воспитания в семье. Отсутствие чётких и прозрачных правил, недостаточность или размытость ограничений в семье приводят к тому, что ребёнок не может научиться контролировать собственное поведение.
Излишнее внимание, уделяемое агрессивному поведению.
Родители и/или педагоги, стремясь повлиять на агрессивное поведение ребёнка, активно реагируют на драки, тогда как социально приемлемое поведение остаётся без внимания. В этом случае мы можем столкнуться с феноменом, который Венгер А. Л. называет «негативное сомопредъявление» : ребёнок использует агрессию, как способ заявить о себе и получить признание. Демонстративную агрессивность проявляют дети, привыкшие добиваться и получать преимущественно негативное внимание: они, как правило, имеют низкий уровень самоуважения.
Дети, как и мы с вами испытывают разные эмоции, имеют на это право, нет эмоций плохих или хороших и мы на занятиях с ребятишками это проговариваем. Ребенок, как и любой человек, имеет право испытывать и злость и страх и гнев - это нормально. Вопрос в интенсивности этих проявлений и в том насколько они безопасны для самого ребёнка и окружающих. Ребёнок, который постоянно сдерживает своё раздражение, свой гнев рано или поздно выдаст либо аффективную разрядку, либо это перейдёт в невроз, в психосоматику. То есть выход раздражения, напряжения, гнева должен быть. Значимо, какой это выход, как научить детей не причинять вреда окружающим. Для успешного развития и адаптации в обществе любому ребёнку важно осознавать границы своей свободы (что можно, что нельзя, что причиняет вред себе и окружающим, принимать и учитывать в своём поведении социальные правила и нормы.