Татьяна Кондратова
Применение логопедической ритмической гимнастики у дошкольников с нарушениями речи
▼ Скачать + Заказать документы
По данным Института возрастной физиологии РАО среди дошкольников до 90 % детей имеют отклонения в физическом здоровье; 18 - 20% - пограничные нарушения психического здоровья; около 60% - нарушение речевого развития, более 30% - несформированность сложно - координированных движений рук, около 70% - несформированность интегративных функций (зрительно - моторных, слухо - моторных, и сенсорно - моторных координаций).
Публикация «Применение логопедической ритмической гимнастики у дошкольников с нарушениями речи» размещена в разделах
- Гимнастика для детей. Утренняя, оздоровительная, зарядка
- Работа логопеда. Логопедия
- Работа музыкального руководителя
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Ритмическая гимнастика
- Темочки
Самую многочисленную группу до 60% от всех детей дошкольного возраста составляют дети с отклонениями в речевом развитии. Доказано, что полноценное развитие всех средств речи и ее основных функций в период дошкольного детства служит залогом сохранения нервно-психического здоровья и социализации детей
Отклонения в речевом развитии создают определенные трудности и могут повлечь за собой негативные проявления во всех сферах жизни. У детей низкая познавательная активность, недостаточная ориентировка в окружающей действительности. Дети, у которых не были своевременно выявлены и устранены недостатки речи, составляют значительную часть неуспевающих в начальной школе.
У детей с речевыми отклонениями имеются нарушения в моторной и слуховой функции, выявляются нарушения слухового внимания, слуховой памяти, недостаточность слухоречевого ритма.
Ритмика в педагогическом аспекте - это система физических упражнений, построенная на связи движений с ритмом. В связи с этим комплекс упражнений, подобранный определенным образом, поможет решить необходимые задачи в работе с детьми, имеющими нарушения в психофизическом развитии. Работа должна быть направлена на активизацию высшей психической деятельности, развитие всех видов внимания (зрительного, слухового, увеличения объема памяти, развитие тактильно-кинестетического и костно-мышечного чувства собственного тела.
Восприятие ритма вызывает многообразие кинестетических ощущений - в этом заключается сущность всех моторных реакций. Зачаточные движения возникают вследствие иннервации голосовых связок и речевого аппарата. Полные движения выражаются постукиванием ногой, качанием головой, размахиванием рукой.
При развитии координации движений, требуется постоянная отработка отдельных элементов движения и разработка рациональных методов обучения координированным действиям.
Общепедагогическое влияние ритма на различные отклонения в психофизической сфере воздействует на физическое, интеллектуальное и эстетическое воспитание человека.
Логопедическая ритмическая гимнастика - средство коррекции речевых нарушений с помощью движений и слова. Она оказывает влияние на общий тонус, моторику, она способствует тренировке подвижности нервных процессов центральной нервной системы, активированию коры.
Применение логопедической ритмической гимнастики для детей с речевыми нарушениями способствует укреплению костно-мышечного аппарата, развитию дыхания, моторных функций, формированию двигательных навыков, развитию ловкости, силы, выносливости, координации движений.
Дети разного возраста с точки зрения их психического развития различаются между собой, прежде всего по доступным и характерным для них видам деятельности.
Изменение образа жизни ребенка, формирование новых отношений с взрослыми и новых видов деятельности приводят к дифференциации функций и форм речи
Возникают новые задачи общения, заключающиеся в передаче ребенком взрослому своих впечатлений, переживаний, замыслов. Появляется новая форма речи - сообщения в виде монолога, рассказа о пережитом и виденном, о замысле игры, о проделанной работе, о просмотренном детском фильме, о прослушанном рассказе, о взаимоотношениях с товарищами - о всем том, что происходило в жизни и деятельности ребенка
Возникают интеллектуальные функции речи, выражающиеся во «внутреннем монологе», при котором происходит как бы разговор с самим собой. Формы речи на протяжении дошкольного возраста становятся чрезвычайно разнообразными. Ребенок овладевает всеми основными формами устной речи, присущими взрослым. Новые потребности общения и деятельности, приводящие к развитию новых форм речи, ведут к интенсивному овладению языком, его словарным составом и грамматическим строем
А. М. Леушина (1999) провела специальное исследование развития связной речи у детей дошкольного возраста. Поставив перед собой задачу изучения особенностей развития форм связной речи, собрала значительный материал детских высказываний при различных задачах и в различных условиях общения. Она приходит к заключению, что не монолог, а диалогическая речь является первичной формой речи ребенка и, что не слово, а предложение (связная речь) является единицей речи и именно развитие связной речи играет ведущую роль в процессе речевого развития дошкольника.
У детей старшего дошкольного возраста ситуативность речи заметно снижается и в самостоятельных рассказах на темы из собственной жизни и при опоре на картинки; при пересказах (с картинками и без них) речь в значительной степени носит контекстный характер.
Переход к контекстной речи стоит в тесной связи с овладением словарным составом и грамматическим строем языка; усвоение родного языка создает предпосылки для произвольного использования всех его средств.
Язык представляет собой грандиозную по своей сложности систему средств, предназначенных для общения и выработанных человечеством в ходе исторического развития. Он составляет для ребенка такую же реальную действительность, как и все другие предметы, - действительность, которой ребенок овладевает в принципе так же, как и другими предметами, т. е. практически употребляя средства языка в своей речевой деятельности.
В дошкольном возрасте происходит овладение основными средствами языка (его грамматическим строем, и это создает возможность для осуществления общения, опирающегося на собственно языковые средства.
В раннем детстве закладываются основы развития мышления ребенка. В дошкольном детстве ребенку приходится разрешать все более сложные и разнообразные задачи, требующие выделения и использования связей и отношений между предметами, явлениями, действиями. В игре, рисовании, лепке, конструировании, при выполнении учебных и трудовых заданий он не просто использует заученные действия, но постоянно видоизменяет их, получая новые результаты. По мере развития любознательности мышление все шире используется детьми для познания окружающего мира
На протяжении дошкольного возраста в связи с усложнением деятельности детей и их продвижением в общем умственном развитии внимание приобретает большую сосредоточенность и устойчивость. Так, если младшие дошкольники могут играть в одну и ту же игру 30-50 минут, то к пяти-шести годам длительность игры возрастает до 2 часов. Это объясняется тем, что в игре отражаются более сложные действия и взаимоотношения людей и интерес к ней поддерживается постоянным введением новых ситуаций. Возрастает устойчивость внимания и при рассматривании детьми картинок, слушании рассказов и сказок. Так, длительность рассматривания картинки увеличивается к концу дошкольного возраста примерно в два раза; ребенок шести лет лучше осознает картинку, чем младший дошкольник, выделяет в ней больше интересных для себя сторон и деталей Основное изменение внимания в дошкольном возрасте состоит в том, что дети впервые начинают управлять своим вниманием, сознательно направлять его на определенные предметы, явления, удерживаться на них, применяя для этого некоторые способы. Используемые на занятиях элементы игры, продуктивные виды деятельности, частая смена форм деятельности позволяют поддерживать внимание детей на достаточно высоком уровне. Устойчивость внимания к интеллектуальной деятельности заметно возрастает к семи годам.
К концу дошкольного возраста у детей начинает интенсивно развиваться способность к произвольному вниманию. В дальнейшем, в период школьного обучения, произвольное внимание становится непременным условием организации учебной деятельности.
Дошкольный возраст характеризуется интенсивным развитием способности к запоминанию и воспроизведению. Период, на который запоминаются люди, события, в дошкольном возрасте отодвигается на неопределенно долгие сроки. В самом деле, если нам трудно или почти невозможно припомнить что-либо из событий раннего детства, то дошкольное детство оставляет много ярких воспоминаний. Особенно это относится к старшему дошкольному возрасту
Память дошкольника в основном носит непроизвольный характер. Это значит, что ребенок чаще всего не ставит перед собой сознательных целей что-либо запомнить. Запоминание и припоминание происходят независимо от его воли и сознания. Они осуществляются в деятельности и зависят от ее характера. Ребенок запоминает то, на что было обращено внимание в деятельности, что произвело на него впечатление, что было интересно
У младших дошкольников непроизвольное запоминание и воспроизведение единственная форма работы памяти. Произвольные формы запоминания и воспроизведения начинают складываться в среднем дошкольном возрасте и существенно совершенствуются у старших дошкольников. Наиболее благоприятные условия для овладения произвольным запоминанием и воспроизведением создаются в игре, когда запоминание является условием успешного выполнения ребенком взятой на себя роли. Количество слов, которые запоминает ребенок, выступая, например, в роли покупателя, исполняющего поручение купить в магазине определенные предметы, оказывается выше, чем количество слов, запоминаемых по прямому требованию взрослого
К концу дошкольного возраста особое значение приобретает мотивационная готовность к учению в школе.
Список используемой литературы
1. Ахутина Т. В. Единицы речевого общения, внутренняя речь и порождение речевого высказывания // Психолингвистические исследования речевого мышления. М. : Наука, 1985, с. 99-116.
2. Волкова Г. А. Логопедическая ритмика : Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. № 2111 «Дефектология».- М. : Просвещение, 1985. - 191 с., ил.
3. Ефименкова Л. И. Формирование речи у дошкольников, - М., 1985. - 188 с.
4. Музыкальное воспитание детей с проблемами в развитии и коррекционная ритмика : Учеб. пособие для студ. Сред. пед. учеб. заведений/ Е. А. Медведева, Л. Н. Комиссарова, Г. Р. Шишкина, О. Л. Сергеева; под ред. Е. А. Медведевой. - М. : Издательский центр «Академия», 2002. - 224 с.
5. Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием: Программа и методич. рекомендации для дошк. образоват. учр-я компенсир. вида (старшая группа). М. : Шк. Пресса, 2002. - 48 с.