Папки-передвижки

Коррекция речевых нарушений у старших дошкольников с общим недоразвитием речи в процессе физкультурно-оздоровительной работы

Маргарита Швец
Коррекция речевых нарушений у старших дошкольников с общим недоразвитием речи в процессе физкультурно-оздоровительной работы

Укрепление здоровья, обеспечение благоприятных условий для развития каждого ребёнка, является приоритетным направлением в педагогической работе. В последнее время значительно увеличилось количество детей с отклонением в физическом и психическом развитии. Особенно часто в детской патологии встречаются нарушения речи. Дети сейчас начинают говорить позже, чем их сверстники 10-15 лет назад, количество детей с речевой патологией постоянно растёт.

Дети с нарушением речи – это дети, имеющие отклонение в развитии речи при нормальном слухе и сохранённом интеллекте.

Публикация «Коррекция речевых нарушений у старших дошкольников с общим недоразвитием речи в процессе физкультурно-оздоровительной работы» размещена в разделах

Овладение родным языком как средством и способом общения являются одним из самых важных приобретений ребёнка в дошкольном детстве.

Неполноценная речевая деятельность накладывает отпечаток на формирование у детей сенсорной, интеллектуальной, эмоционально-волевой, двигательной сфер.

Среди воспитанников групп компенсирующей направленности сравнительно мало детей, имеющих лишь речевые недостатки. Помимо этой патологии встречаются нарушения опорно-двигательного аппарата, в особенности мелкой моторики. Для детей с общим недоразвитием речи характерны нарушения внимания, памяти, быстрая утомляемость. Детям с нарушением речи присуще некоторое отставание и в развитии двигательной сферы. Оно характеризуется плохой координацией движений, снижением скорости и ловкости выполнения упражнений. Наибольшие трудности выявляются при выполнении движений по словесной инструкции. Дети с общим недоразвитием речи отстают от нормально развивающихся сверстников в воспроизведении двигательного задания по пространственно-временным параметрам. Нарушают последовательность элементов действия, опускают его составные части, как, например перекатывание мяча с руки в руку, передача его с небольшого расстояния, удары об пол с попеременным чередованием, прыжки на правой и левой ноге, ритмические движения под музыку. Отмечается недостаточная координация движений пальцев, кисти руки, обнаруживается замедленность, застревание на одной позе.

Физкультурно-оздоровительная работа имеет немаловажное значение для успешной коррекции речевых нарушений. Но эта работа должна осуществляться в тесном контакте с логопедом, воспитателями логопедических групп, медиками (дети с нарушением речи, как правило, относятся ко второй – третьей группам здоровья. У многих из них имеются противопоказания, которые необходимо учитывать на физкультурных занятиях) и инструктора по физической культуре.

Для повышения эффективности работы предполагается использование различных оздоровительных технологий и методик работы, которые способствуют развитию у детей умственных способностей, восприятия, мышления, внимания, пространственных и временных представлений. Основой для оздоровительных технологий являются еженедельные физкультурные, музыкально-ритмические и интегрированные занятия, партнёрская совместная деятельность педагога и ребёнка в течение дня. И необходимость их систематизации в едином педагогическом процессе очевидна.

На основе данных, полученных в результате совместных обследований с учителем-логопедом физических качеств и речевого развития, выяснилось, что уровень развития речи ребёнка зависит от того, насколько развиты его физические качества (скорость, ловкость, равновесие) и насколько развита его мелкая моторика. Если эти результаты низкие, то и задерживается и речевое развитие.

Для решения данной цели были намечены следующие задачи:

• Создать условия для развития физических качеств.

• Дифференциация носового и ротового дыхания.

• Развитие артикуляционных движений (цоканье, шипение, насос и другие).

• Развитие мелкой моторики.

• Развитие общей моторики.

• Развитие координации между движением и словом.

• Развитие динамической координации движений (напряжение – отдых –

напряжение).

• Профилактика нарушений опорно-двигательного аппарата.

Дыхательная гимнастика.

Дыхательным упражнениям в курсе коррекции необходимо уделять особое внимание. Вентиляция лёгких обеспечивает постоянство газового состава альвеолярного воздуха. При выполнении физических упражнений организму требуется больше кислорода, а это возможно только путём увеличения количества дыханий в минуту и возрастанием глубины дыхания. Вместе с тем дети с речевыми нарушениями при выполнении даже сравнительно лёгких упражнений нередко задерживают дыхание, поэтому правильному дыханию их нужно учить. Обучение лучше проводить после упражнений, связанных с большой тратой энергии (бега, прыжков, подвижной игры). Необходимо помнить, что дыхательная гимнастика должна выполняться в медленном темпе, спокойно, без напряжения, с паузами отдыха, не вызывая дыхательного дискомфорта.

Начинать надо с грудного дыхания, в положении стоя, держа ладони на груди. В фазе вдоха грудь нужно поднимать. Обращать внимание на медленное и бесшумное выполнение каждого вдоха и выдоха. Затем то же упражнение, но в исходном положении лежа на спине (выполняется 1-2 раза). Далее переходят к обучению брюшному дыханию. При вдохе выпячивается живот, при выдохе – подтягивается живот. Создав представления о грудном и брюшном дыхании, переходим к более сложному (смешанному) дыханию.

Осуществление правильному дыханию осуществляется через формирование осмысленности и произвольности движений и действий.

Дыхательные упражнения лучше давать в игровой форме, с произношением гласных и согласных звуков. «Рисование» дыханием воображаемых фигур; дыханию в разном ритме; игровых звуковых упражнений: «Насос», «Трактор», «Плакса» (звук «ы» снимает усталость головного мозга). Выполняя динамические дыхательные упражнения, следует помнить, что амплитуду и темп упражнений необходимо согласовывать с глубиной и ритмом дыхания. Вдоху способствуют упражнения, связанные с выполнением выпрямления туловища, разведением рук в стороны; выдоху – упражнения в сгибании туловища вперёд, приседания, сведения и опускания рук.

Развитие моторики.

Развитие моторики включает упражнения на развитие общей моторики (координация движений) и мелкой (укрепление мускулатуры лица, пальчиковая гимнастика, особенно круговой мышцы рта и мышц, удерживающих нижнюю челюсть в сомкнутом состоянии (жевательные мышцы). Необходимо проводить мимическую гимнастику, которая развивает воображение, выразительность движений. Например: «Вкусное варенье», «Почистим зубы», «Жил-был язычок» и другие. В силовых упражнениях «Лодочка», «Звёздочка», «Поплавок», которые выполняются в положении лёжа на животе и спине и с задержкой речевого дыхания укрепляются мышцы горла, шеи.

Упражнения на развитие координации движений надо давать с постепенным усложнением. Сначала использовать упражнения, в которых как бы изолированно тренируются руки, ноги, туловище, а затем постепенно вводятся упражнения, объединяющие части тела и дыхание.

Для развития мелкой моторики проводятся общеразвивающие упражнения с мелкими предметами (мячами, кубиками, шишками, шариками). Проводятся игровые упражнения: «Проворные мотальщики», «Смотай клубок», «Собери палочки». Упражнения выполняются с детьми как правой, так и левой рукой, вовлекая в работу все пальчики. В начале обучения пальчиковой гимнастике осваиваются наиболее лёгкие упражнения, соединение одноимённых пальцев обеих рук, поочерёдное соединение пальцев одной руки с большим пальцем другой. Затем проводятся сжимание пальцев по одному и разжимание по одному. И только после этого детям предлагается сконструировать из пальцев различные фигуры, похожие на предметы, растения, животных.

Можно использовать пальчиковую гимнастику по методике «Расскажи стихи руками», которая сопровождается, проговариваем стихов, потешек, она соответствовала лексической теме занятий. Такая гимнастика содержит в словах большое количество тех звуков, которые дети изучали на занятиях по развитию звуковой культуры речи и обучению грамоте.

Корригирующая гимнастика.

Корригирующая гимнастика применяется для укрепления опорно-двигательного аппарата, для развития равновесия, формирования правильной осанки. Так как тяжёлая походка (на всю стопу, боковые раскачивания тела, полусогнутые ноги, опускание головы, неравномерность шагов обычно бывают у детей с нарушениями речи.

Занятие состоит из трёх частей вводной, основной и заключительной. Во вводной части занятия проводятся упражнения на проверку осанки, упражнения на укрепление свода стопы, ходьба в заданном направлении со сменой движений рук. Упражнения для мелких и средних мышц рук в сочетании с дыхательными. В основной части занятия проводятся общеукрепляющие и специальные физические упражнения с предметами и без них из разных исходных положений в сочетании с дыхательными упражнениями. В заключительной части занятия проводятся игры на формирование правильной осанки, релаксация.

Музыкально-ритмические занятия.

Каждое занятие построено по определённой схеме. Начинается оно с разминки, включает упражнения с небольшим объёмом движений и интенсивностью. Которые способствуют разогреванию мышц, повышению частоты пульса и дыхания. Основная часть выполняется в высоком темпе. Нагрузка определяется подсчётом пульса и по внешним признакам. Выполняются упражнения из разных исходных положений на все группы мышц. В заключительной части проводятся упражнения на гибкость, дыхательные и расслабляющие упражнения. Они помогают восстановить пульс и дыхание.

Вначале комплексы разучиваются под фортепиано, где музыкальный руководитель играет под детей. Только после свободного овладения можно приступать к использованию магнитофонной записи.

Самомассаж, релаксация.

Широко использую самомассаж, который очень нравится детям и является основным средством профилактики простудных заболеваний. Дети с удовольствием массируют биологически-активные точки на теле (нос, уши, ладони, голова). Это даёт положительный эффект на соответствующие органы, создаёт положительный микроклимат в детском коллективе, улучшает настроение. При проведении массажа обучаю детей не надавливать с силой на указанные точки, а массировать их мягкими движениями пальцев, слегка надавливая или поглаживая, массирующие движения выполнять в направлении от периферии к центру (от кистей рук к плечу и т. д.).

Массаж пальцев, благотворно влияет на развитие головного мозга человека. Массаж большого пальца повышает функциональную активность головного мозга, указательного – положительно влияет на состояние желудка, среднего – на кишечник, безымянного – на печень и почки, мизинца – сердце. При массаже рук учу использовать следующие приёмы:

– вытягивание каждого пальца и надавливание на него,

– растирание пальцев одной руки пальцами другой, как бы надевая на каждый пальчик колечко.

Особую роль уделяю упражнениям на расслабление, которые применяются в целях снятия физического и психического напряжения, создания позитивного эмоционального настроя, овладение простейшими умениями коррекции собственного психосоматического состояния. В повседневной жизни умение расслабляться помогает уменьшить мышечное напряжение и вместе с тем улучшить самочувствие, настроение, стабилизируется сон, нормализуются физиологические процессы организма.

Двигательные упражнения, сопровождаемые стихотворениями.

Проговаривание стихов одновременно с движениями делает речь детей более ритмичной, громкой, чёткой и эмоциональной, хорошо развивает слуховое восприятие. Дети читают стихи и одновременно выполняют движения. Двигательные упражнения проводились и в качестве физминуток и на других занятиях. В сочетании двигательные упражнения выполнялись с упражнениями для зрительно-двигательной ориентации (отводить глаза вправо-влево, не поворачивая головы; поднимать глаза вверх и опускать вниз, не поднимая головы). При проведении двигательных упражнений можно тренировать глаза, при проговаривании стихов – фиксировать взгляд на каком либо предмете, сопровождать взглядом движения рук. Можно разложить картинки, соответствующие стихотворному содержанию, по диагонали (на стенах, в углах зала). На эти картинки дети смотрят в предложенной последовательности одновременно с чтением стихов и выполнением упражнений.

Игровая деятельность.

Игра как форма активности занимает значительное место в жизни ребёнка. Подвижные игры для детей с нарушением речи подбирались самые разнообразные:

– игры на развитие ловкости,

– игры на развитие скоростных качеств,

– игры на развитие координации движений,

Подбирались игры со словами. С помощью игры можно выработать правильное дыхание через организованное участие в речитативе или песне, которые должны сочетаться, чтобы соответствовать совершаемым движениям и физическим упражнениям.

Игра формирует личность ребенка, и деятельность его выражается, прежде всего, в движениях. Первое представление о мире, вещах, явлениях приходит к ребёнку через движение его глаз, языка, рук, через перемещения в пространстве, через взаимодействие с игрушками. Чем разнообразнее информация поступает в его мозг, тем интенсивнее его интеллектуальное и психическое развитие. Играя, ребёнок вживается в различные образы, знакомится с многообразием социальной деятельности. Большое значение в игре имеет музыкальное сопровождение. Оно ведёт к ещё более эффективному развитию и закреплению полезных качеств и умений, полной согласованности движений по скорости, продолжительности, восприятия, чувства ритма, способствует уравновешиванию нервных процессов, способствует лучшей координации, развитию таких качеств, как внимание, инициатива, смелость, чувство товарищества, дисциплина. Быстрота, сила. Ловкость, ориентировка в пространстве и во времени.

Интегрированные физкультурно-речевые занятия.

Детям в логопедической группе достаточно сложно усваивать материал на обычных речевых занятиях. Им необходима постоянная смена деятельности, а также закрепление материала, своего рода подведение итогов.

На интегрированном занятии оказалось возможным решать коррекционные и образовательно-воспитательные задачи. А также задачи по расширению двигательной активности детей, развитию музыкально-ритмических способностей. Задачи интегрированного занятия: развитие речевого и физиологического дыхания; развитие тонких движений пальцев рук; развитие внимания и памяти; пополнение. Уточнение и активизация словарного запаса детей; систематический контроль за грамматической правильностью речи детей; развитие и совершенствование словесно-логического мышления ребёнка, как одной из функций речи; развитие двигательных умений и навыков.

Структура занятия такова, что в одну сюжетную линию вплетаются различные игровые задания и упражнения, дидактические и развивающие игры, упражнения на развитие пальчиковой моторики; координация речи с движением; упражнения на развитие дыхания; подвижные игры; а также специализированные компоненты физического занятия. В занятиях присутствует рациональное сочетание статических и динамических нагрузок, что особенно важно для детей с нарушением речи, которым необходима частая смена деятельности, закрепление и повторение пройденного материала. Залогом успеха работы является систематичность, планомерность, согласованность. Интегрированные занятия проводятся 1 раз в месяц. В занятии используются карточки-схемы, развивающие настольные игры, мягкие модули. В каждое занятие включаются упражнения на дыхание (фонетическая зарядка, упражнения в ходьбе и беге в сочетании с дыхательными, основные движения, подвижные игры.

На занятиях должен создаваться положительный, эмоциональный фон речь педагога должна быть спокойной. Целенаправленно создаются ситуации, помогающие детям почувствовать себя ловкими и сильными.

Интегрированные занятия приносят несомненную пользу. У детей расширяется объём двигательных умений и навыков, улучшается координация движений, ориентировка в пространстве, внимание становится более концентрированным, кроме того, смена деятельности обеспечивает эффективность воздействия и стимулирует эмоциональный отклик детей.

Список литературы:

1. Автор – составитель М. Н. Клюева «Корригирующая гимнастика для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата в условиях д/с. – СПб. : ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2007.

2. Гаврючина Л. В. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ: Методическое пособие - М. : ТЦ Сфера, 2008.

3. Глазырина Л. Д. Коррекция речи ребёнка с помощью физических упражнений. – Асвета, 1996.

4. Здоровячок. Система оздоровления дошкольников. / Авт. – состав. Т. С. Никанорова, Е. М. Сергиенко. – Воронеж: ЧП Лакоценин с. С., 2008.

5. Картушина М. Ю. «Зелёный огонёк здоровья: Программа оздоровления дошкольников». – М. : ТЦ Сфера, 2007.

6. Кирилова Ю. А., Лебедева М. Е., Жидкова Н. Ю. «Интегрированные физкультурно-речевые занятия для дошкольников с ОНР 4 – 7 лет: Методическое пособие, - СПб. : «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2005.

Публикации по теме:

«Формирование связной речи детей старшей группы с общим недоразвитием речи» (второй и третий периоды) Цели 2-го и 3-го периода - научить детей составлять рассказ по картине и пересказу рассказа или сказки. Методика работы по развитию связной.

Коррекция нарушений речи дошкольников посредством использования здоровьесберегающих технологийКоррекция нарушений речи дошкольников посредством использования здоровьесберегающих технологий «Коррекция нарушений речи дошкольников посредством использования здоровьесберегающих технологий» Актуальность выбора темы работы. В последние.

Картотека дидактических игр на развитие словаря прилагательных у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 1. Игра «Из чего сделано?» Целью игрыявляется закрепление в речи детей употребления относительных прилагательных и способов их образования.

Коррекция речевых нарушений у детей с ОНР в рамках одной лексической темы с использованием мультимедийной презентации Коррекция речевых нарушений у детей с ОНР в рамках одной лексической темы с помощью мультимедийной презентации. Логопедическая работа,.

Мастер-класс для родителей детей 6–7 лет с общим недоразвитием речи «Домашняя игротека» (часть I) часть 2 Авторы-составители: руководитель детского сада Михеева Наталья Борисовна, методист Едокова Оксана Владимировна, учитель-логопед.

Методика организации дидактических игр и игровых упражнений при развитии лексики детей 5–6 лет с общим недоразвитием речи Особым видом игровой деятельности является дидактическая игра. Она создается взрослым специально в обучающих целях, когда обучение протекает.

Нейрогимнастика для мозга: простые способы развития ребенка с общим недоразвитием речиНейрогимнастика для мозга: простые способы развития ребенка с общим недоразвитием речи Нейрогимнастика для мозга: простые способы развития ребенка с общим недоразвитием речи. Подготовили: Шнайдер Раиса Егоровна воспитатель.

Сценарий осеннего развлечения для детей с ОНР (общим недоразвитием речи) 4–5 лет «Вот и осень пришла»Сценарий осеннего развлечения для детей с ОНР (общим недоразвитием речи) 4–5 лет «Вот и осень пришла» Развлечение "Вот и осень пришла" Цель: Создание положительного эмоционального отношения детей к развлечениям и праздникам. Преодоления.

Аквааэробика как инновационная форма физкультурно-оздоровительной работы в ДОУАквааэробика как инновационная форма физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ ВЫСТУПЛЕНИЕ НА ПЕДАГОГИЧЕСКОМ СОВЕТЕ: «АКВААЭРОБИКА КАК ИННОВАЦИОННАЯ ФОРМА ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В ДОШКОЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ».

Занятие «Путешествие на остров Чунга-Чанга» в подготовительной группе для детей с общим недоразвитием речи 6– 7 лет Задачи: 1. Развитие психических процессов, активизация мыслительной деятельности, развитие творческого воображения, чувственного восприятия;.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Коррекция речевых нарушений у старших дошкольников с общим недоразвитием речи в процессе физкультурно-оздоровительной работы
Опубликовано: 14 сентября 2021 в 16:45
+4Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Коррекция речевых нарушений у старших дошкольников с общим недоразвитием речи в процессе физкультурно-оздоровительной работы» (включая файлы) размещена пользователем Маргарита Швец в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 июля. Фестиваль дворовых игр. Передвижка «Дворовые игры»

Дворовые игры — прекрасная часть детской жизни. Вспомним свое детство и научим детей играть в игры, в которые мы когда-то играли во дворах!

23 июля. Всемирный день китов и дельфинов. Передвижка с плакатами для детей «Морские...

Всемирный день китов и дельфинов отмечается ежегодно 23 июля. Цель экологической даты — привлечь внимание человечества к необходимости защиты всех морских обитателей нашей планеты.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД