Приложение МААМ

Коррекция нарушения звукопроизношения в старшем дошкольном возрасте (6–7 лет) посредством развития мелкой моторики

Татьяна Рыкова
Коррекция нарушения звукопроизношения в старшем дошкольном возрасте (6–7 лет) посредством развития мелкой моторики
▼ Скачать + Заказать документы

Аннотация. Анализ литературы показывает, что в современной науке изучению речевого развития посвящены многие труды ученых, которые отмечают значимость формирования правильного звукопроизношения для интеллектуального, эмоционального, коммуникативного развития дошкольника.

Публикация «Коррекция нарушения звукопроизношения в старшем дошкольном возрасте (6–7 лет) посредством развития мелкой моторики» размещена в разделах

В статье представлены методы исследования нарушения звукопроизношения у старших дошкольников и направление работы по ее эффективному развитию средствами развития мелкой моторики, что может быть полезно воспитателям, родителям, учителям начальной школы.

Ключевые слова. Развитие речи, нарушение звукопроизношения, развитие мелкой моторики рук.

Современные требования воспитательно-образовательной среды предъявляют высокие требования к уровню развития речевой деятельности детей дошкольного возраста. По мнению педагогов, в основе процесса речевого развития, в частности, формирования звукопроизношения, заложено овладение определенными ценностно – нормативными знаниями, которые старший дошкольник может усваивать в виде представлений, обеспечивающих развитие речевой культуры, становление гармоничной личности, социально приемлемого поведения.

Учеными И. П. Павловым, Н. А. Бернштейном, П. К. Анохиным, А. Р. Лурией доказано, что уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности мелкой моторики. Вместе с тем, анализ исследований показал, что проблеме формирования звукопроизношения старших дошкольников в системе дошкольного образования средствами развития мелкой моторики уделено недостаточно внимания. В связи с этим, рассмотрение данной проблемы является актуальным в силу повышения требований воспитательно-образовательной среды к речевой культуре, социализации дошкольников в современных условиях.

Изучением проблем речи, проблем речевого развития ребенка в нашей стране и за рубежом занимались К. Бюлер, А. Н. Гвоздев, Н. А. Рыбников и другие. Ученые подчеркивают, что развитие речевой функции происходит в соответствии с определенной системой языка (интонационные структуры, фонемный состав, которые усваиваются ребенком на уровне понимания, и на уровне его активной речи [А. Н. Гвоздев, 2007].

Процесс овладения языком, с точки зрения А. Г. Арушановой, состоит в одновременном изучении трех сторон языка: лексики, грамматики, фонетики.

Ребенок при нормальном развитии учится артикулированию на основе слухового восприятия речи окружающих. Структуры звуков речи, фонем и их соединений закрепляются на основе образовавшихся кинестетических стереотипов. И. П. Павлов говорил: «Слово состоит из трех компонентов: кинестетического, звукового и зрительного».

Звукопроизношение представляет собой основу речевого процесса. Процесс формирования правильного произношения у детей является сложным процессом. Трудности возникают при обучении управления собственными органами речи, восприятия обращенной к ним речи, осуществлении наблюдений за собственной речью, а также речью окружающих. Нарушения в произношении звуков не устраняются сами по себе, но преодолеваются при правильно построенной коррекционной работе по их исправлению.

Методике преодоления нарушения звукопроизношения посвящены работы таких специалистов как Е. А. Пожиленко, Т. Б. Филичева, Т. В. Туманова, С. Е. Большакова, Р. И. Лалаева, Н. А. Чевелева, М. Е. Хватцева, Р. Е. Левина, О. В. Правдина, Л. С. Волкова [Р. И. Лалаева, 2004; Л. С. Волкова, С. Н. Шаховская, 2009; Т. Б. Филичева, Т. В. Туманова, 2003]. Как пишут ученые, нарушение произношения группы звуков определяет вид и форму нарушения звукопроизношения [В. П. Балобанова, Л. Г. Богданова, Л. В. Венедиктова, 2001]. Таким образом, сделаем вывод, распространенными недостатками речи у детей дошкольного возраста являются нарушения звукопроизношения. Выделяют мономорфное и полиморфное нарушения звукопроизношения. Указанные виды нарушения бывают фонетические, фонетико-фонематические, фонематические. Причиной нарушения произношения звуков является недостаточная сформированность или нарушения артикуляционной моторики. Выделяют этапы исправления неправильного звукопроизношения : подготовительный, этап поставки звука, этап автоматизации звука, этап дифференциации звука. Каждое занятие требует от педагога подготовки с учетом вида и уровня нарушения звукопроизношения. Мелкая моторика – это совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук и ног [М. М. Кольцова, 2003].

Мелкая моторика развивается с младенческого возраста на базе общей моторики.

Цель нашего исследования – коррекция нарушения звукопроизношения детей старшего дошкольного возраста посредством развития мелкой моторики.

На этапе констатирующего эксперимента мы изучали уровень сформированности звукопроизношения и мелкой моторики старших дошкольников, участвующих в экспериментальном исследовании.

В эксперименте приняло участие 20 детей в возрасте 6 -7 лет, из них 10 мальчиков и 10 девочек.

В целях комплексного исследования уровня развития звукопроизношения у детей старшей группы нами были использованы методика О. С. Ушаковой, Е. М. Струниной «Исследование звукопроизношения в старшем дошкольном возрасте» [Л. А. Ухина, 2010], методика Р. И. Лалаевой «Исследование звукослоговой структуры слова» [Р. И. Лалаева, 2004]. Для изучения сформированности мелкой моторики мы применили методику «Рисование круга, креста, квадрата, человечка», которая позволяет выявить уровень развития мелкой моторики детей старшего дошкольного возраста.

В результате исследования уровня развития звукопроизношения старших дошкольников (методика О. С. Ушаковой, Е. М. Струниной, методика Р. Л. Лалаевой) выявили, что

1. У большего числа испытуемых 57,5% выявлен низкий уровень развития звукопроизношения. Испытуемые не различают твердые и мягкие звуки, не дифференцируют шипящие звуки, звукопроизношение нарушено (ребенок говорит не отчетливо, не владеет умением замедлять, убыстрять темп).

2. 65% испытуемых от общей выборки продемонстрировали низкий уровень сформированности звукослоговой структуры слова. Это означает, что дошкольники не могут правильно произнести пяти, четырех, трехсложные слова. Для дошкольников этой группы характерно правильное воспроизведение только односложных и двусложных слов различной звукослоговой структуры.

3. Фонетико-фонематическая сторона речи детей, имеющих средний и низкий уровни развития звукослоговой структуры слова сформирована недостаточно (дети не произносят свистящие, шипящие, сонорные звуки, выражен механизм нарушения словоизменения (выражена замена, перестановка, искажение звуков в слове).

Согласно результатам исследования по методике «Рисование круга, креста, квадрата, человечка» в старшем дошкольном возрасте наблюдается низкий уровень развития мелкой моторики, который характеризуется недостаточной координацией пальцев, кисти руки, медленным темпом выполнения заданий, необходимостью в участии взрослого. Исходя из результатов проведенного констатирующего исследования, можно сделать вывод, что у детей старшего дошкольного возраста преобладает низкий уровень развития звукопроизношения, низкий уровень развития мелкой моторики.

В соответствии с результатами диагностического исследования, нами были определены цель, задачи и принципы коррекционной работы.

Цель программы: активизация развития мелкой моторики ребенка старшего дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности.

Задачи:

- создание игровых ситуаций, средствами театрализованной деятельности, для развития мелкой моторики старших дошкольников;

- развитие крупной моторики, координации движения ребенка;

- научить ребенка понимать и эмоциональные состояния себя и других людей и передавать их через движения.

На этапе формирующего эксперимента для проведения коррекционно-развивающей работы дети были разделены на 2 группы: контрольную и экспериментальную (по 10 детей в каждой).

Программа включает три блока. Первый блок посвящен работе с детьми, второй - работе с родителями, третий блок – работе с воспитателями.

С целью выявления эффективности коррекционно-развивающей работы нами проведен контрольный эксперимент. На этапе контрольного эксперимента мы применили тот же комплекс методик, что и на этапе констатирующего эксперимента.

В результате контрольного исследования уровня развития звукопроизношения старших дошкольников (методика О. С. Ушаковой, Е. М. Струниной, методика Р. Л. Лалаевой, методика «Рисование круга, креста, квадрата, человечка») выявили, что

1. У большего числа испытуемых ЭГ выявлен высокий и средний уровни развития звукопроизношения. Испытуемые различают твердые и мягкие звуки, дифференцируют шипящие звуки, дети говорят отчетливо, владеют умением замедлять, убыстрять темп. 40% испытуемых ЭГ продемонстрировали высокий уровень, 50% продемонстрировали средний уровень сформированности звукослоговой структуры слова. Это означает, что дошкольники могут правильно произнести пяти, четырех, трехсложные слова. Фонетико-фонематическая сторона речи детей достаточно сформирована (дети произносят свистящие, шипящие, сонорные звуки, заметных нарушений словоизменения (замена, перестановка, искажение звуков в слове) не выявлено.

2. У испытуемых КГ результаты остались на прежнем уровне. Испытуемые не различают твердые и мягкие звуки, не дифференцируют шипящие звуки, ребенок не всегда говорит отчетливо, не владеет умением замедлять, убыстрять темп. Дошкольники могут правильно произнести одно, двухсложные слова. Фонетико-фонематическая сторона речи детей не достаточно сформирована (дети не произносят свистящие, шипящие, сонорные звуки, выявлены нарушения словоизменения (замена, перестановка, искажение звуков в слове, звукопроизношения.

3. У испытуемых ЭГ значительно повысились показатели высокого и среднего уровней развития графических навыков, тогда как у испытуемых КГ показатели высокого, среднего и низкого уровней остались на прежнем уровне.

Таким образом, исходя из результатов контрольного исследования, можно сделать вывод, что проведение коррекционно-развивающей программы развития мелкой моторики средствами театрализованной деятельности позволило повысить уровень развития мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста.

Литература.

1. Арушанова, А. Г. Речь и речевое общение детей. Формирование грамматического строя детей. Методическое пособие для воспитателей. 2-е изд. испр. и доп. [Текст] / А. Г. Арушанова. - М. : «Мозаика — Синтез», 2004.-296с.

2. Бабаева, Т. И. Детство: программа развития и воспитания детей в детском саду: издание 3 - е переработанное. [Текст] / Т. И Бабаева, З. А. Михайлова и др. - СПб. : Детство - Пресс, 2004.

3. Балобанова, В. П. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения. [Текст] / В. П. Балобанова, Л. Г. Богданова, Л. В. Венедиктова - СПб. : Детство-пресс, 2001.

4. Бородич, М. А. Методика развития речи детей [Текст] / А. М. Бородич. – М. : «Просвещение», 2000. – 255 с.

5. Гвоздев, А. Н. Вопросы изучения детской речи [Текст] / А. Н. Гвоздев. – Спб. : «Детство-Пресс», 2007.

6. Диагностика речевого развития детей дошкольного возраста [Текст]/ методическое пособие /Л. А. Ухина. - Красное: МДОУ «Детский сад «Колосок» с. Красное», 2010.-76с.

7. Лалаева, Р. И. Методика психолингвистического исследования нарушений устной речи у детей. [Текст] / Р. И. Лалаева. - М. : «Мозаика — Синтез», 2004.

Публикации по теме:

Формирование основ безопасности в старшем дошкольном возрастеФормирование основ безопасности в старшем дошкольном возрасте Социально-коммуникативного развития воспитанников по разделу «Формирование основ безопасности». В нашем детском саду прошел тематический.

Фотоотчёт. «Сенсорное развитие посредством развивающих игр в старшем дошкольном возрасте»Фотоотчёт. «Сенсорное развитие посредством развивающих игр в старшем дошкольном возрасте» Цель: воспитание ребёнка-дошкольника творчески развитого, инициативного, с высоким уровнем познавательных способностей. Задачи: - развивать.

Конспект НОД в старшем дошкольном возрасте «Госпожа волшебница вода» «Госпожа волшебница вода» Образовательные области: познание, коммуникация, социализация, безопасность. Цель: прививать интерес к исследовательской.

Методы коррекции СДВГ в старшем дошкольном возрасте Методы коррекции СДВГ в старшем дошкольном возрасте Психологическая коррекция это определенная форма психолого-педагогической деятельности.

НОД «История развития человека» по социально-коммуникативному развитию в старшем дошкольном возрасте Цель: формирование ценностного отношения к человеку. Задачи: -уточнять представления о последовательности этапов жизни человека; -способствовать.

НОД по ПДД в старшем дошкольном возрасте «Безопасность на дороге с Незнайкой» Цель: закреплять навыки безопасного поведения на дороге. Задачи: Образовательные: Закрепить знания и представления детей об улицах станицы,.

Подвижные игры в старшем дошкольном возрасте. Хочу предложить Вашему вниманию наиболее любимую для детей серию игр, которые я использую из сборников и пособий известных авторов (М. Ю. Картушиной,.

Развитие и коррекция речи с использованием Лего-конструкторов в старшем дошкольном возрасте Тема моей работы; Развитие и коррекция речи с использованием Лего – конструкторов в старшем дошкольном возрасте. По мнению известного философа.

Развитие креативности в старшем дошкольном возрасте РАЗВИТИЕ КРЕАТИВНОСТИ В СТАРШЕМ ДОШКОЛЬНОМ Изучение закономерностей психического развития детей имеет как практическое, так и огромное.

Уголок нравственно-патриотического воспитания в старшем дошкольном возрастеУголок нравственно-патриотического воспитания в старшем дошкольном возрасте Дошкольный возраст – стартовый период всех человеческих начал, фундамент общего развития ребенка. Самое огромное счастье для родителей –.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Коррекция нарушения звукопроизношения в старшем дошкольном возрасте (6–7 лет) посредством развития мелкой моторики
Опубликовано: 25 октября 2016 в 17:09
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Коррекция нарушения звукопроизношения в старшем дошкольном возрасте (6–7 лет) посредством развития мелкой моторики» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Рыкова (УИ 541802) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД