Татьяна Зухурова
Методы коррекции СДВГ в старшем дошкольном возрасте
▼ Скачать + Заказать документы
Методы коррекции СДВГ в старшем дошкольном возрастеПсихологическая коррекция это определенная форма психолого-педагогической деятельности по исправлению таких особенностей психического развития, которые по принятой в возрастной психологии системе критериев не соответствуют гипотетической «оптимальной» модели этого развития, норме или, скорее, возрастному ориентиру как идеальному варианту развития ребенка на той или иной ступени онтогенеза.
Темочки:
«Психологическая коррекция как форма психолого-педагогической деятельности впервые возникла именно в дефектологии применительно к различным вариантам аномального развития. В этой области психологическая коррекция означает совокупность педагогических воздействий, направленных на исправление, компенсацию недостатков, отклонений в психическом развитии ребенка» [26, с. 5].
Цель коррекционной работы – способствовать полноценному психическому и личностному развитию ребенка.
Основная задача – психолого-педагогическая коррекция отклонений в психическом развитии ребенка (интеллектуальном, эмоциональном, мотивационном, поведенческом, волевом, двигательном и пр.) на основе создания оптимальных психолого-педагогических условий для развития творческого потенциала личности каждого ребенка [26, с. 5].
Цель и задача коррекционной работы четко очерчивают принципиальную психолого-педагогическую позицию по отношению к детям: не ребенка подгонять, корректировать под ту или иную образовательную систему, а саму эту образовательную систему корректировать в том направлении, чтобы она обеспечивала достаточно высокий уровень развития, воспитания и обучения всех детей.
Выделяют следующие виды психологической коррекции
1. По характеру направленности:
симптоматическая (направленная на устранение симптомов,
каузальная (направлена на источники и причины отклонений).
2. По содержанию:
коррекция познавательной сферы;
личности;
аффективно–волевой сферы;
поведенческих аспектов;
межличностных отношений: внутригрупповых взаимоотношений (семейных, супружеских, коллективных) и детско-родительских отношений.
3. По форме работы:
индивидуальная,
групповая (в закрытой естественной группе, в открытой группе для клиентов со сходными проблемами,
смешанная (индивидуально-групповая).
4. По наличию программ:
программированная,
импровизированная.
5. По характеру управления корригирующими воздействиями :
директивная,
недирективная.
6. По продолжительности:
сверхкороткая (направлена на разрешение актуальных изолированных проблем и конфликтов,
короткая (применяется для решения актуальной проблемы, «запуская» процесс изменения,
длительная (прорабатывается личностное содержание проблем,
сверхдлительная (для работы над проблемой затрагивается сознательное и бессознательное).
7. По масштабу решаемых задач:
Общая (мероприятия общеукрепляющего порядка, нормализующие микросреду клиента, регулирующие психофизическую, эмоциональную нагрузки в соответствии с возрастными и индивидуальными возможностями).
Под частной психокоррекцией понимают набор психолого-педагогических воздействий, представляющих собой адаптированные для детского и подросткового возраста психокоррекционные приемы и методы, используемые в работе с взрослыми, а также специально разработанные системы психокоррекционных мероприятий, основанные на ведущих для определенного возраста онтогенетических формах деятельности, уровнях общения, способах мышления и регуляции.
Специальная коррекция – это комплекс приемов, методики организационных форм работы с клиентом или группой клиентов одного возраста, являющихся наиболее эффективными для достижения конкретных задач формирования личности, отдельных ее свойств или психических функций, проявляющихся в отклоняющемся проведении и затрудненной адаптации (застенчивость, агрессивность, неуверенность, асоциальность, неадекватная самооценка и др.).
Специальная коррекция призвана, таким образом, исправлять последствия неправильного воспитания, нарушившего гармоничное развитие, социализацию личности [24].
В процессе осуществления коррекционной работы с детьми специальный психолог опирается на ряд принципов, основными из которых являются следующие (А. А. Осипова, И. И. Мамайчук, М. М. Семаго, Н. Я. Семаго) [29] :
Принцип единства диагностики и коррекции.
Принцип нормативности развития.
Принцип коррекции «сверху вниз».
Принцип коррекции «снизу вверх».
Принцип системности развития психической деятельности.
Деятельностный принцип коррекции.
Выбор формы, метода, способа коррекционной работы опирается на знание возрастных, индивидуальных и специфических, связанных с конкретным вариантом отклоняющегося развития, особенностей детей. Эффективность методов коррекции буде зависеть от точности построения типологии симптомов и синдромов нарушения [26].
«Основные методы и методики условно можно объединить в четыре большие группы: метод игровой терапии, методы арттерапии, методы поведенческой терапии, методы социальной терапии» [29].
Игра для ребенка – это одна из форм самотерапии, благодаря которой могут быть отреагированы различные конфликты и неурядицы [29, с. 50].
Основным принципом игровой коррекции, является воздействие на ребенка с учетом специфичности обстановки и контакта. Суть принципа: чтобы включить в действие механизм перестройки поведения робких в общении детей, следует изменить условия, т. е. вывести из той среды, в которой у них появились нежелательные формы поведения [29 с53].
Целям коррекции, служит перенос отрицательных эмоций и качеств ребенка на игровой образ. Дети наделяют персонажей собственными отрицательными эмоциями, чертами характера, переносят на куклу свои недостатки, которые доставляют им неприятности. [29 с. 54]
В работе с детьми с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью используются различные виды игротерапии:
игры на развитие внимания;
игры и упражнения для снятия мышечного и эмоционального напряжения (релаксации);
игры, развивающие навыки волевой регуляции (управления);
игры, способствующие закреплению умения общаться [4].
Игровая терапия применяется для работы с детьми, имеющими синдром дефицита внимания для того, чтобы помочь им преодолеть поведенческие проблемы, которые возникают вследствие импульсивности, сложности саморегуляции. В процессе терапии ребенок с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью начинает лучше понимать свои чувства, учится принимать самостоятельные решения, делать выбор. Кроме того, повышается его самооценка, улучшаются коммуникативные навыки. Занятия могут проходить как индивидуально, так и в группах [4].
Арттерапия (термин, введенный А. Хиллом) как область теоретического и практического знания на стыке науки и искусства появилась примерно к 1930-м годам [29, с 60].
Рассматривая арттерапию как совокупность психокоррекционных методик, имеющих различия и особенности, определяемые как жанровой принадлежностью к определенному виду искусства, так и направленностью, технологией психокоррекционного применения, условно можно выделить следующие виды арттерапии:
музыкотерапия (через восприятие музыки, вокалотерапия – через пение);
кинезитерапия (танцевальная терапия, коррекционная ритмика, психогимнастика – лечебное воздействие движениями);
библиотерапия (коррекционное воздействие чтением, сказкотерапия, сочинение историй;
имаготерапия (воздействие через образ, театрализацию) : куклотерапия, образно-ролевая драматизация, психодрама;
изотерапия (рисуночная терапия) – коррекционное воздействие средствами изобразительного искусства: рисованием, лепкой, декоративно-прикладным искусством и т. д. [29, с. 62, 99].
Применение метода арттерапии при коррекционной работе с детьми с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью, повышает адаптационные способности ребенка к повседневной жизни в школе. Снижает утомление, ликвидирует негативные эмоциональные состояния и их проявления, опирается на здоровый потенциал личности, внутренние механизмы саморегуляции, развивает чувство внутреннего контроля, помогает выстраивать отношения с ребенком на основе любви и взаимной привязанности, компенсируя их возможное отсутствие в родительском доме.
В основе арттерапии лежит творческая деятельность, неограниченные возможности ребенка для самореализации и самовыражения, что помогает ему адаптироваться в реальной жизни. Ребенок может самостоятельно выбрать как вид деятельности, так и материал (краски, клей, пластилин, глину и т. д.); это является необходимой тренировкой для детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью, которые не всегда могут сделать выбор, принять решение. Детям с СДВГ этот вид терапии дает возможность активно участвовать в процессе коррекции : продукты творчества создаются руками ребенка. Импульсивные дети учатся работать вместе со сверстниками или взрослым, контролируя собственные поведенческие реакции.
Социально неприемлемые негативные эмоции и чувства, находят свой выход через рисование, лепку, игру, сказку, поскольку ребенок может «выпустить пар», снять напряжение в процессе работы. Часто создавая продукт собственного творчества, художественные произведения ребенок проявляет и осознает сильные чувства, переживания и мысли, которые в повседневной жизни подавляются им самим и ускользают от внимания взрослого. Для ребенка с СДВГ, привыкшего к порицаниям и низкому уровню успешности, творческая деятельность помогает раскрытию его сильных сторон, видов деятельности, в которых он может реализовать свой потенциал, что и способствует повышению его самооценки, развивает творческие способности.
Снижению мышечного и эмоционального напряжения помогает активная творческая деятельность. Формированию навыка внутреннего контроля, концентрации внимания на ощущениях и чувствах способствуют рисование и лепка.
Специалисты применяют и используют рисование для создания благоприятной психологической атмосферы, для снятия эмоционального и мышечного напряжения, развития эмпатии, внимания. В процессе рисования ребенок с СДВГ, склонный к проявлению бурных эмоций, имеет возможность выплеснуть их на бумаге, не принося окружающим вреда и беспокойства. Кроме того, взрослый может, следя за свободным рисованием, задавать ему вопросы, касающиеся сюжета, отдельных деталей, тем самым обучая его фиксировать внимание на объектах. Выбирая самостоятельно тему рисунка и материал (краски, карандаши, мелки, гиперактивный ребенок учится делать выбор, однако взрослый должен иметь в виду некоторые особенности этой категории детей и подготовить заранее карандаши (их должно быть много, поскольку от импульсивного нажима они ломаются) и бумагу. Желательно, чтобы листы бумаги были плотные и разного размера, что поможет ребенку научиться размещать свой рисунок и на большом, и на маленьком пространстве листа (обычно это дается гиперактивному ребенку с трудом) [4].
Метод социальной терапии – это метод психологического воздействия, основанный на использовании социального принятия и признания, социального одобрения и положительной оценки ребенка значимым социальным окружением, как взрослыми, так и сверстниками.
Ребенок с СДВГ имеет отклонения в развитии личности, которое выражается в формировании самооценки, межличностных отношениях и общении.
Метод социальной терапии позволяет решать задачи профилактики и коррекции отклонений в личностном развитии ребенка с СДВГ, обусловленных депривацией потребности в социальном признании и обеспечивает: удовлетворение потребности личности в социальном признании, формирование адекватных способов социального взаимодействия у детей с низким уровнем коммуникативной компетентности.
Метод социальной терапии включает использование следующих приемов в коррекции СДВГ :
систематическое поощрение взрослым всех без исключения, даже самых незначительных успехов детей позволяет повысить самооценку, признать социальную значимость ребенка;
постановка перед ребенком задач, в которых он демонстрирует успех и достаточно высокие результаты (искусство подбора таких задач состоит в том, чтобы задачи были не слишком легкими, но в то же время вполне посильными ребенку, т. е. игровые, трудовые задания подбираются с учетом индивидуальных особенностей положения в группе отдельных детей).
использование взрослым техники открытого эффективного обращения, отказ от негативной оценки личности ребенка и его неуспешных действий;
сопереживание, эмпатия, поддержка, оказываемая взрослым неуспешному ребенку, систематически испытывающему неудачи, выражение готовности прийти ему на помощь, взаимодействовать с ним.
Метод социальной терапии дает возможность закрепить усвоенные ребенком новые формы поведения и общения со сверстниками и повысить социальный статус ребенка.
Таким образом, психологическая коррекция синдрома дефицита внимания обладает большим арсеналом средств и методов, применение которых должно быть комплексным, и направлено на возрастные и индивидуальные особенности ребенка.