Папки-передвижки

Методы коррекции СДВГ в старшем дошкольном возрасте

Татьяна Зухурова
Методы коррекции СДВГ в старшем дошкольном возрасте
▼ Скачать + Заказать документы

Методы коррекции СДВГ в старшем дошкольном возрастеПсихологическая коррекция это определенная форма психолого-педагогической деятельности по исправлению таких особенностей психического развития, которые по принятой в возрастной психологии системе критериев не соответствуют гипотетической «оптимальной» модели этого развития, норме или, скорее, возрастному ориентиру как идеальному варианту развития ребенка на той или иной ступени онтогенеза.

Темочки:

«Психологическая коррекция как форма психолого-педагогической деятельности впервые возникла именно в дефектологии применительно к различным вариантам аномального развития. В этой области психологическая коррекция означает совокупность педагогических воздействий, направленных на исправление, компенсацию недостатков, отклонений в психическом развитии ребенка» [26, с. 5].

Цель коррекционной работы – способствовать полноценному психическому и личностному развитию ребенка.

Основная задача – психолого-педагогическая коррекция отклонений в психическом развитии ребенка (интеллектуальном, эмоциональном, мотивационном, поведенческом, волевом, двигательном и пр.) на основе создания оптимальных психолого-педагогических условий для развития творческого потенциала личности каждого ребенка [26, с. 5].

Цель и задача коррекционной работы четко очерчивают принципиальную психолого-педагогическую позицию по отношению к детям: не ребенка подгонять, корректировать под ту или иную образовательную систему, а саму эту образовательную систему корректировать в том направлении, чтобы она обеспечивала достаточно высокий уровень развития, воспитания и обучения всех детей.

Выделяют следующие виды психологической коррекции

1. По характеру направленности:

симптоматическая (направленная на устранение симптомов,

каузальная (направлена на источники и причины отклонений).

2. По содержанию:

коррекция познавательной сферы;

личности;

аффективно–волевой сферы;

поведенческих аспектов;

межличностных отношений: внутригрупповых взаимоотношений (семейных, супружеских, коллективных) и детско-родительских отношений.

3. По форме работы:

индивидуальная,

групповая (в закрытой естественной группе, в открытой группе для клиентов со сходными проблемами,

смешанная (индивидуально-групповая).

4. По наличию программ:

программированная,

импровизированная.

5. По характеру управления корригирующими воздействиями :

директивная,

недирективная.

6. По продолжительности:

сверхкороткая (направлена на разрешение актуальных изолированных проблем и конфликтов,

короткая (применяется для решения актуальной проблемы, «запуская» процесс изменения,

длительная (прорабатывается личностное содержание проблем,

сверхдлительная (для работы над проблемой затрагивается сознательное и бессознательное).

7. По масштабу решаемых задач:

Общая (мероприятия общеукрепляющего порядка, нормализующие микросреду клиента, регулирующие психофизическую, эмоциональную нагрузки в соответствии с возрастными и индивидуальными возможностями).

Под частной психокоррекцией понимают набор психолого-педагогических воздействий, представляющих собой адаптированные для детского и подросткового возраста психокоррекционные приемы и методы, используемые в работе с взрослыми, а также специально разработанные системы психокоррекционных мероприятий, основанные на ведущих для определенного возраста онтогенетических формах деятельности, уровнях общения, способах мышления и регуляции.

Специальная коррекция – это комплекс приемов, методики организационных форм работы с клиентом или группой клиентов одного возраста, являющихся наиболее эффективными для достижения конкретных задач формирования личности, отдельных ее свойств или психических функций, проявляющихся в отклоняющемся проведении и затрудненной адаптации (застенчивость, агрессивность, неуверенность, асоциальность, неадекватная самооценка и др.).

Специальная коррекция призвана, таким образом, исправлять последствия неправильного воспитания, нарушившего гармоничное развитие, социализацию личности [24].

В процессе осуществления коррекционной работы с детьми специальный психолог опирается на ряд принципов, основными из которых являются следующие (А. А. Осипова, И. И. Мамайчук, М. М. Семаго, Н. Я. Семаго) [29] :

Принцип единства диагностики и коррекции.

Принцип нормативности развития.

Принцип коррекции «сверху вниз».

Принцип коррекции «снизу вверх».

Принцип системности развития психической деятельности.

Деятельностный принцип коррекции.

Выбор формы, метода, способа коррекционной работы опирается на знание возрастных, индивидуальных и специфических, связанных с конкретным вариантом отклоняющегося развития, особенностей детей. Эффективность методов коррекции буде зависеть от точности построения типологии симптомов и синдромов нарушения [26].

«Основные методы и методики условно можно объединить в четыре большие группы: метод игровой терапии, методы арттерапии, методы поведенческой терапии, методы социальной терапии» [29].

Игра для ребенка – это одна из форм самотерапии, благодаря которой могут быть отреагированы различные конфликты и неурядицы [29, с. 50].

Основным принципом игровой коррекции, является воздействие на ребенка с учетом специфичности обстановки и контакта. Суть принципа: чтобы включить в действие механизм перестройки поведения робких в общении детей, следует изменить условия, т. е. вывести из той среды, в которой у них появились нежелательные формы поведения [29 с53].

Целям коррекции, служит перенос отрицательных эмоций и качеств ребенка на игровой образ. Дети наделяют персонажей собственными отрицательными эмоциями, чертами характера, переносят на куклу свои недостатки, которые доставляют им неприятности. [29 с. 54]

В работе с детьми с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью используются различные виды игротерапии:

игры на развитие внимания;

игры и упражнения для снятия мышечного и эмоционального напряжения (релаксации);

игры, развивающие навыки волевой регуляции (управления);

игры, способствующие закреплению умения общаться [4].

Игровая терапия применяется для работы с детьми, имеющими синдром дефицита внимания для того, чтобы помочь им преодолеть поведенческие проблемы, которые возникают вследствие импульсивности, сложности саморегуляции. В процессе терапии ребенок с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью начинает лучше понимать свои чувства, учится принимать самостоятельные решения, делать выбор. Кроме того, повышается его самооценка, улучшаются коммуникативные навыки. Занятия могут проходить как индивидуально, так и в группах [4].

Арттерапия (термин, введенный А. Хиллом) как область теоретического и практического знания на стыке науки и искусства появилась примерно к 1930-м годам [29, с 60].

Рассматривая арттерапию как совокупность психокоррекционных методик, имеющих различия и особенности, определяемые как жанровой принадлежностью к определенному виду искусства, так и направленностью, технологией психокоррекционного применения, условно можно выделить следующие виды арттерапии:

музыкотерапия (через восприятие музыки, вокалотерапия – через пение);

кинезитерапия (танцевальная терапия, коррекционная ритмика, психогимнастика – лечебное воздействие движениями);

библиотерапия (коррекционное воздействие чтением, сказкотерапия, сочинение историй;

имаготерапия (воздействие через образ, театрализацию) : куклотерапия, образно-ролевая драматизация, психодрама;

изотерапия (рисуночная терапия)коррекционное воздействие средствами изобразительного искусства: рисованием, лепкой, декоративно-прикладным искусством и т. д. [29, с. 62, 99].

Применение метода арттерапии при коррекционной работе с детьми с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью, повышает адаптационные способности ребенка к повседневной жизни в школе. Снижает утомление, ликвидирует негативные эмоциональные состояния и их проявления, опирается на здоровый потенциал личности, внутренние механизмы саморегуляции, развивает чувство внутреннего контроля, помогает выстраивать отношения с ребенком на основе любви и взаимной привязанности, компенсируя их возможное отсутствие в родительском доме.

В основе арттерапии лежит творческая деятельность, неограниченные возможности ребенка для самореализации и самовыражения, что помогает ему адаптироваться в реальной жизни. Ребенок может самостоятельно выбрать как вид деятельности, так и материал (краски, клей, пластилин, глину и т. д.); это является необходимой тренировкой для детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью, которые не всегда могут сделать выбор, принять решение. Детям с СДВГ этот вид терапии дает возможность активно участвовать в процессе коррекции : продукты творчества создаются руками ребенка. Импульсивные дети учатся работать вместе со сверстниками или взрослым, контролируя собственные поведенческие реакции.

Социально неприемлемые негативные эмоции и чувства, находят свой выход через рисование, лепку, игру, сказку, поскольку ребенок может «выпустить пар», снять напряжение в процессе работы. Часто создавая продукт собственного творчества, художественные произведения ребенок проявляет и осознает сильные чувства, переживания и мысли, которые в повседневной жизни подавляются им самим и ускользают от внимания взрослого. Для ребенка с СДВГ, привыкшего к порицаниям и низкому уровню успешности, творческая деятельность помогает раскрытию его сильных сторон, видов деятельности, в которых он может реализовать свой потенциал, что и способствует повышению его самооценки, развивает творческие способности.

Снижению мышечного и эмоционального напряжения помогает активная творческая деятельность. Формированию навыка внутреннего контроля, концентрации внимания на ощущениях и чувствах способствуют рисование и лепка.

Специалисты применяют и используют рисование для создания благоприятной психологической атмосферы, для снятия эмоционального и мышечного напряжения, развития эмпатии, внимания. В процессе рисования ребенок с СДВГ, склонный к проявлению бурных эмоций, имеет возможность выплеснуть их на бумаге, не принося окружающим вреда и беспокойства. Кроме того, взрослый может, следя за свободным рисованием, задавать ему вопросы, касающиеся сюжета, отдельных деталей, тем самым обучая его фиксировать внимание на объектах. Выбирая самостоятельно тему рисунка и материал (краски, карандаши, мелки, гиперактивный ребенок учится делать выбор, однако взрослый должен иметь в виду некоторые особенности этой категории детей и подготовить заранее карандаши (их должно быть много, поскольку от импульсивного нажима они ломаются) и бумагу. Желательно, чтобы листы бумаги были плотные и разного размера, что поможет ребенку научиться размещать свой рисунок и на большом, и на маленьком пространстве листа (обычно это дается гиперактивному ребенку с трудом) [4].

Метод социальной терапии – это метод психологического воздействия, основанный на использовании социального принятия и признания, социального одобрения и положительной оценки ребенка значимым социальным окружением, как взрослыми, так и сверстниками.

Ребенок с СДВГ имеет отклонения в развитии личности, которое выражается в формировании самооценки, межличностных отношениях и общении.

Метод социальной терапии позволяет решать задачи профилактики и коррекции отклонений в личностном развитии ребенка с СДВГ, обусловленных депривацией потребности в социальном признании и обеспечивает: удовлетворение потребности личности в социальном признании, формирование адекватных способов социального взаимодействия у детей с низким уровнем коммуникативной компетентности.

Метод социальной терапии включает использование следующих приемов в коррекции СДВГ :

систематическое поощрение взрослым всех без исключения, даже самых незначительных успехов детей позволяет повысить самооценку, признать социальную значимость ребенка;

постановка перед ребенком задач, в которых он демонстрирует успех и достаточно высокие результаты (искусство подбора таких задач состоит в том, чтобы задачи были не слишком легкими, но в то же время вполне посильными ребенку, т. е. игровые, трудовые задания подбираются с учетом индивидуальных особенностей положения в группе отдельных детей).

использование взрослым техники открытого эффективного обращения, отказ от негативной оценки личности ребенка и его неуспешных действий;

сопереживание, эмпатия, поддержка, оказываемая взрослым неуспешному ребенку, систематически испытывающему неудачи, выражение готовности прийти ему на помощь, взаимодействовать с ним.

Метод социальной терапии дает возможность закрепить усвоенные ребенком новые формы поведения и общения со сверстниками и повысить социальный статус ребенка.

Таким образом, психологическая коррекция синдрома дефицита внимания обладает большим арсеналом средств и методов, применение которых должно быть комплексным, и направлено на возрастные и индивидуальные особенности ребенка.

Публикации по теме:

Формирование основ безопасности в старшем дошкольном возрастеФормирование основ безопасности в старшем дошкольном возрасте Социально-коммуникативного развития воспитанников по разделу «Формирование основ безопасности». В нашем детском саду прошел тематический.

Фотоотчёт. «Сенсорное развитие посредством развивающих игр в старшем дошкольном возрасте»Фотоотчёт. «Сенсорное развитие посредством развивающих игр в старшем дошкольном возрасте» Цель: воспитание ребёнка-дошкольника творчески развитого, инициативного, с высоким уровнем познавательных способностей. Задачи: - развивать.

Хозяйственно-бытовой труд в старшем дошкольном возрасте Хозяйственно бытовой труд в старшем возрасте. Проводила для студентов Петровск-Забайкальского педагогического техникума. Программное содержание.

Конспект занятия в старшем дошкольном возрасте по аппликации «День матери»Конспект занятия в старшем дошкольном возрасте по аппликации «День матери» Тема занятия: «День матери». Программные задачи: образовательные: - Познакомить с праздником «День Матери». - Учить вырезать одинаковые.

Консультация для педагогов «Режиссёрская игра в старшем дошкольном возрасте» Режиссёрская игра в старшем дошкольном возрасте. С психологической точки зрения, режиссерская игра представляет собой «воображение в действии».

Литературно — ролевая игра в старшем дошкольном возрасте Литературно – ролевая игра в старшем дошкольном возрасте Работа с родителями В начале учебного года знакомят родителей, что в этом учебном.

НОД «История развития человека» по социально-коммуникативному развитию в старшем дошкольном возрасте Цель: формирование ценностного отношения к человеку. Задачи: -уточнять представления о последовательности этапов жизни человека; -способствовать.

НОД по ПДД в старшем дошкольном возрасте «Безопасность на дороге с Незнайкой» Цель: закреплять навыки безопасного поведения на дороге. Задачи: Образовательные: Закрепить знания и представления детей об улицах станицы,.

Педагогическая диагностика действия сравнения в старшем дошкольном возрасте Задачи: развивать умение сравнивать предметы по разным основаниям, т. е. находить разные линии сравнения как с опорой на предмет, его изображения,.

Развитие и активизация строительно-конструктивной игры «Суда» в старшем дошкольном возрасте Развитие и активизация строительно – конструктивной игры «Суда» в старшем дошкольном возрасте Задачи 1. Развитие сюжета а) Развивать сюжет.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Методы коррекции СДВГ в старшем дошкольном возрасте
Опубликовано: 29 июня 2016 в 20:35
+13Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Методы коррекции СДВГ в старшем дошкольном возрасте» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Зухурова (УИ 101779) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Календарь
13 января 2025 понедельник
Печатаем, штампуем и мастерим из российских газет
Добрый вечер, Щедрый вечер! Встречаем Старый Новый год!
14 января 2025 вторник
Празднуем Старый Новый год по сценарию
Праздник логических игр и головоломок



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД