Блинова Оксана
Коррекция нарушений речи у дошкольников средствами логоритмики
▼ Скачать + Заказать документы
Коррекция нарушений речи у дошкольников средствами логоритмики
В последнее время проблема развития обучения и воспитания детей дошкольного возраста становится особенно значимой. Большая роль в этом вопросе отводится детям с нарушениями речи, так как их с каждым годом становится все больше. Речь – не врождённая способность, она формируется постепенно. У многих детей этот процесс задерживается в силу разных причин. Сами собой дефекты звукопроизношения не исправляются. Но при благоприятных условиях обучения дети способны к самокоррекции.
Публикация «Коррекция нарушений речи у дошкольников средствами логоритмики» размещена в разделах
- Логоритмика. Логоритмические занятия
- Работа логопеда. Логопедия
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2019
Все, что нас окружает живет по законам ритма. Смена времен года, день и ночь, сердечный ритм и многое другое подчинено определенному ритму.
Любые ритмические движения активизируют деятельность мозга человека. Такой же способностью обладает логопедическая ритмика. Логоритмика – это система двигательных упражнений, в которых различные движения сочетаются с произнесением специального речевого материала. Именно такая взаимосвязь позволит закрепить правильное звукопроизношение и звуковосприятие и развитие двигательной сферы.
Появление логоритмики имеет свою историю. В начале 20 века в Европе появилась система так называемого "ритмического воспитания", основоположником которой стал известный швейцарский педагог и музыкант Эмиль Жак Далькроз.
В настоящее время в логопедии разработан целый ряд авторских методик по логоритмике, которые используются практиками в системе коррекционной работы с детьми, имеющими различные нарушения речи (Г. А. Волкова, Н. А. Рычкова, Г. Р. Шашкина и др.).
Работая с детьми общеразвивающей группы в массовом саду, пришли к выводу, что основной причиной нарушений звукопроизношения в младшем дошкольном возрасте является отсутствие профилактической работы по укреплению мышц речевого аппарата. Этому способствуют и социально-бытовые факторы, и недостаточно проводимое педагогическое просвещение родителей.
Изучив множество методических рекомендаций и практического материала многих авторов, занимающихся логоритмикой (М. Ю. Картушина, А. Е. Воронова, Н. В. Микляева, О. А. Полозова, Г. В. Дедюхина и др., в своей практике решили использовать методические разработки М. Ю. Картушиной, в основе которых лежит комплексно-игровой метод. Именно данный метод стал основным стержнем разработанной программы. Основой программы является еженедельная логоритмическая работа в рамках кружка «Веселая логоритмика».
В ходе работы реализуются следующие задачи: уточнение артикуляции, развитие фонематического восприятия, расширение лексического запаса, развитие слухового внимания и двигательной памяти, совершенствование общей и мелкой моторики, выработка четких, координированных движений во взаимосвязи с речью, развитие мелодико-интонационных и просодических компонентов, творческой фантазии и воображения.
Средствами логопедической ритмики являются : ходьба и маршировка в различных направлениях; упражнения на развитие дыхания, голоса и артикуляции; упражнения, регулирующие мышечный тонус; упражнения, активизирующие внимание; счетные упражнения; речевые упражнения без музыкального сопровождения; упражнения, формирующие чувство музыкального темпа; пение; упражнения в игре на музыкальных инструментах.
Играм, игровым упражнениям и действиям отводится на занятиях максимальное время. С детьми на занятиях используются также методы как: упражнения для развития дыхания («Вьюга», «Накачать шину», «Ворона», «Петушок» и т. д., голоса, артикуляционную гимнастику («Веселый язычок», пальчиковые игры («Пальчики», «Коза», «Домик», «Капуста» и т. д., проговаривание стихов и текстов сочетается с отхлопыванием, прыжками, притопыванием и бегом в различном музыкальном темпе: от медленного – к умеренному и, наоборот, от умеренного – к медленному, чистоговорок, рифмовок, сопровождающиеся жестами, массаж пальцев рук («Суд-Жок»). Немалое место отводится упражнениям для развития чувства музыкального темпа, музыкальные игры с применением музыкальных инструментов (колокольчики, барабаны, погремушки, бубен).
Самое важное – это координированная работа всех указанных составляющих. Только тогда речь будет красивой, звучной и выразительной.
В результате использования данной методики к концу учебного года у детей прослеживается положительная динамика речевого развития. Регулярные занятия логоритмикой способствуют улучшению речи ребенка вне зависимости от вида речевой патологии, формируют положительный эмоциональный настрой, учат общению со сверстниками.
Кроме того, следует выделить еще один положительный момент занятий -это то, что они групповые. Прослеживается динамика приобретения навыков общения детей друг с другом и активного взаимодействия их в детском коллективе.
Таким образом, можно сделать вывод, что регулярные логоритмические занятия способствуют достижению хороших результатов в коррекционной работе.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Картушина М. Ю. Логоритмика для малышей : Сценарии занятий с детьми 3-4 лет. - М. : ТЦ Сфера, 2005.
2. Картушина М. Ю. Логоритмические занятия в детском саду: Методическое пособие. – М. : ТЦ Сфера, 2004.
3. Волкова Г. А. Логопедическая ритмика. М., 2003.