балабаева анастасия
Коррекция нарушений артикуляционной моторики старших дошкольников со стертой дизартрией
▼ Скачать + Заказать документы
использованием наглядного моделирования
В последнее время с каждым годом появляется всё больше детей с различными логопедическими нарушениями. В частности, такое нарушение речи, как стёртая дизартрия, представляет собой патологию активности речи. Она отображается в дефектах фонетики и просодики из-за слабо выраженного микроорганического поражения головного мозга. Это нарушение чаще всего можно встретить у детей старшего дошкольного возраста.
Публикация «Коррекция нарушений артикуляционной моторики старших дошкольников со стертой дизартрией» размещена в разделах
Впервые об этом нарушении заговорили в XIX веке благодаря наблюдениям немецкого невролога Литтля. Приблизительно в это же время учёный Куссмауль впервые использовал понятие «дизартрия», объединившее под собой все нарушения, в той или иной степени связанные с артикуляцией.
При стёртой дизартрии есть как речевые, так и неречевые симптомы. К речевым проявлениям относятся: нарушения образования голоса; дефекты звукопроизносительной стороны речи; проблемы с просодикой, к которой относятся: тембр, сила голоса, темп, пауза, ритм, модуляция, ударение, дыхание, интонирование и эмоциональная окраска; неумение различать и воспринимать звуки, а также расстройство грамматического строя речи и малый словарный запас. К неречевым симптомам относятся: парезы и параличи мышц туловища с конечностями и речевой мускулатуры; дефекты познавательного процесса; проблемы в эмоционально-волевой сфере, а также вторичные наслоения психики.
Стоит отметить, что при стёртой дизартрии существенно «страдает» артикуляционная моторика. Артикуляционная моторика – это отлаженные движения языка, губ, ротовой полости, гортани и дыхания. В общих чертах проблемы в этой области у детей старшего дошкольного возраста со стёртой дизартрией встречаются в следующих аспектах: нарушение мускульного тонуса, выраженная в дефектах лицевых, язычных, губных и нёбных мышц; расстройство подвижности мышц артикуляции, проявляющаяся в слабой подвижности мышц артикуляционного аппарата; особые нарушения звукопроизносительной стороны речи; патологии речевого дыхания, которые спровоцированы слабостью центрального координирования дыхания; изменения мышечного тонуса и ограничения подвижности мышц гортани, мягкого нёба, голосовых складок, языка и губ, что также сказывается на голосе; расстройство просодики, выраженное в мелодико-интонационных патологиях; недостаточный уровень кинестетики ощущений в артикуляционном аппарате; гиперсаливация; трудности с приёмом пищи; синкинезия; увеличение рвотного или глоточного рефлексов; атаксия; гиперкинезы и многое другое. В случае отсутствия обращения за помощью к специалисту, у ребёнка могут быть сложности с обучением в школе и социальной адаптацией в обществе. При ранней диагностике патологии и своевременной коррекции нарушений артикуляционной моторики у детей со стёртой дизартрией наблюдается положительный прогноз.
В зависимости от целей коррекционной работы по преодолению речевых нарушений у детей дошкольного возраста определяются соответствующие технологии. Для коррекции нарушений артикуляционной моторики целесообразно использовать артикуляционную гимнастику, логопедический массаж, классический ручной массаж, зондовый массаж, механический массаж, массаж биологически активных точек, самомассаж органов артикуляционного аппарата, а также биоэнергопластику. Однако в целях улучшения коррекционной работы для развития артикуляционной моторики у дошкольников со стёртой дизартрией кроме традиционных технологий следует применять и инновационные технологии, например, наглядную модель «Кукла Лягушка». Наглядное моделирование позволит сократить сроки логопедической работы, повысить вовлечённость детей в коррекционный процесс и снизить их отвлекаемость.
Для того, чтобы надеть её на ребёнка нужно его ноги обуть в валенки, на руки надеть перчатки, а особый шнурок с регулируемой длиной, накинуть на шею. У «Лягушки» подвижные язык, перчатки-руки и ноги. При этом у куклы чётко очерчены язык, зубы и рот, которыми можно управлять, просунув руку в голову куклы. Перчатки «Лягушки» при этом позволяют активно жестикулировать и играть в пальчиковые игры.
На индивидуальных занятиях в процессе игры специалист может использовать две наглядные модели «Кукла Лягушка», одна из которых играет роль учителя-логопеда, а вторая – роль ребенка.
Использование этой модели на индивидуальных занятиях способствует повышению мотивации дошкольников к занятиям артикуляционной гимнастикой, биоэнергопластикой, к самомассажу и зондовому массажу, что будет благоприятно сказываться на успешной коррекции дефектов артикуляционной моторики у детей старшего дошкольного возраста со стёртой дизартрией. Для использования ростовой куклы в каждой из применённых технологий на индивидуальных занятиях мы разработали целый ряд рекомендаций.
Методические рекомендации для проведения
артикуляционной гимнастики с использованием модели «Лягушка»
1. Логопед начинает занятие со знакомства ребенка с картинкой-символом артикуляционного упражнения («Насос», «Чашечка», «Вкусное варенье»).
2. Логопед показывает верное исполнение упражнения на своём артикуляционном аппарате.
3. Специалист предлагает ребенку куклу-лягушку для того, чтобы он на ней правильно отобразил движения органов артикуляционного аппарата при выполнении упражнений. Ребёнок вставляет ведущую руку в язык игрушки и демонстрирует положение языка.
4. Ребёнок самостоятельно выполняет артикуляционные упражнения на собственном артикуляционном аппарате перед зеркалом.
Методические рекомендации для проведения биоэнергопластики
с использованием наглядной модели «Лягушка»
1. Логопед показывает картинку-символ упражнения из комплекса упражнений по биоэнергопластике, а затем демонстрирует положение пальцев и кистей рук и органов артикуляционного аппарата.
2. Логопед демонстрирует то же самое, но уже на «Кукле Лягушке».
3. Ребёнок принимает эстафету и демонстрирует на второй наглядной модели «Кукла Лягушка» положение пальцев и кистей рук, губ и языка. Здесь допускается игровой момент.
4. Ребёнок самостоятельно выполняет упражнение биоэнергопластики перед зеркалом.
Методические рекомендации для проведения самомассажа
с использованием наглядной модели «Лягушки»
1. Логопед знакомит ребёнка с приемами самомассажа органов артикуляционного аппарата, мимической мускулатуры и объясняет ему правила их выполнения, а затем демонстрирует их на своём лице.
2. Логопед надевает на себя одну лягушку: в перчатки вставляет руки и показывает приемы самомассажа на наглядной модели.
3. Логопед предлагает ребёнку надеть на себя вторую наглядную модель «Кукла Лягушка» и сделать самомассаж кукле, а затем себе самому при помощи своих пальцев и кистей рук, вставленных в лапы лягушки.
4. Ребёнок делает самомассаж при помощи собственных рук.
Методические рекомендации для проведения зондового массажа
с использованием наглядной модели «Лягушки»
1. Логопед демонстрирует ребёнку логопедический зонд для массажа органов артикуляционного аппарата и мимической мускулатуры.
2. Логопед надевает на себя ростовую куклу и выполняет приемы зондового массажа на артикуляционном аппарате и лице куклы.
3. Ребёнок вставляет руку в язык лягушки, логопед выполняет зондовый массаж языка куклы.
4. Логопед выполняет зондовый массаж языка артикуляционного аппарата и мимической мускулатуры ребёнка.
Методические рекомендации по изучению правильных артикуляций звуков с использованием наглядной модели «Лягушка»
1. Логопед знакомит ребёнка с правильной артикуляцией звуков, опираясь на пособие «Артикуляция звуков в графическом изображении», сначала используя схемы, а затем свой артикуляционный аппарат.
2. Ребёнок повторяет правильную артикуляцию звуков на собственном артикуляционном аппарате.
3. Затем начинается знакомство с неречевым звуком, схожим с речевым, и картинкой-символом неречевого звука. Лягушка «издаёт звуки», хочет познакомить с ними ребенка, достает из своего кармашка карточку с изображением символа неречевого звука, и просит ребёнка озвучить действие, которое совершает предмет-символ.
В целом, коррекция нарушений артикуляционной моторики – это одно из самых сложных направлений в логопедической работе по преодолению стёртой дизартрии в дошкольном возрасте. В целях увеличения результативности этого направления работы традиционные технологии коррекции нарушений артикуляционной моторики необходимо сочетать с наглядным моделированием.