Маркова Людмила
Коррекция девиантного поведения подростков средствами художественного образования и досуговой деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность формирования эффективных технологий коррекции девиантного поведения подростков в специальных учебно-воспитательных учреждениях средствами художественного образования связана с ростом девиантных отклонений и, как правило, общим снижением культуры и нравственности в подростковой среде.
Публикация «Коррекция девиантного поведения подростков средствами художественного образования и досуговой деятельности» размещена в разделах
Педагогическая коррекция девиантного поведения обучащихся –это педагогический процесс, направленный на повышение уровня рефлексивности, развитее эмоционального интеллекта, способности контролировать собственные действия и поведение, формирование представлений о ясных и четких планах на будущую жизнь и временную перспективу,по мнениюМ. Л. Шульга.
Учащийся, согласно современному психолого-педагогическому знанию, характеризуется развитием в трех взаимосвязанных и взаимодействующих
структурах, представленных: а) его потребностями; б) возможностью творческого самовоплощения; в) соотнесение собственных потребностей с потребностями и интересами окружающих
Одним из важнейших факторов, определяющих эффективность профилактики девиантного поведения, является создание специальных условий получения обучающимися образования. Под специальными условиями для получения образования обучающимися с девиантным поведением понимаются условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, использование специальных методов обучения и воспитания, позволяющих нивелировать факторы, лежащие в основе их дезадаптации, рационально организовывать свободное время обучающихся с опорой на потенциальные возможности вырабатывать и закреплять социально желательные образцы поведения. Исследования, проведенные отечественными и зарубежными учеными, свидетельствуют о том, что основной причиной девиантного поведения является неблагоприятное психосоциальное развитие и нарушение процесса социализации (процесса накопления обучающимися социального опыта и установок, соответствующих их школьным ролям, продолжающегося на протяжении всей школьной жизни). Как известно, одним из эффективных условий успешности процесса социализации является адаптация (соответствия личности и окружающей среды его деятельности, а первым признаком нарушения социализации дезадаптация. Успешная адаптация приводит к устойчивой социализации личности, а дезадаптация к нарушению процесса социализации.
Особенность использования искусства в коррекционных целях заключается в том, что с его помощью можно на символичном уровне исследовать чувства и выражать их. Искусство, пожалуй, самый совершенный инструмент для воздействия и формирования эмоционально-чувственного поля личности. Переживание катарсиса обусловливает раскрытие мира эмоций и чувств и обретение навыков выражения и контроля над ними. Можно сказать, что взаимодействие изобразительного искусства и человеческого существа происходит на территории правого полушария головного мозга, поэтому художественно-творческие средства, такие как образ, композиция, колорит (наглядные средства) как нельзя более подойдут для достижения нашей цели.
На начальном этапе важно научить воспринимать эмоциональный строй произведения, выраженный определенными художественными средствами. Для этого надо накопить некий чувственный опыт, рассматривая картины (репродукции, выполненные художниками и картины реальной жизни, следуя такой схеме: -эмоции в пейзаже; -эмоции в натюрморте; -эмоции в портрете; -эмоции в сюжетной картине (по мнению Сериковой В. А.) .
Объём тем, которые можно обыграть в рамках заданной цели, огромен. Любой вид художественно-творческой деятельности предполагает и развитие творческих способностей, что важно учитывать и закладывать, ставя задачи педагогической коррекции.
«Работа может вестись в различных жанрах: портрет, пейзаж, натюрморт, многофигурные композиции, иллюстрация, импровизация, абстракция, декоративная стилизация. Техника работы столь же неограниченна. Основное и обязательное условие –работа должна вестись в основном по представлению» .
Таким образом, расширение возможностей самопознания и самовыражения учащихся, раскрытие положительных качеств, мотивация к познанию внутреннего и окружающего мира с помощью искусства способствуют интенсивному воспитанию и развитию личности.
Важным профилактическим средством девиантного поведения являются также наравне с художественными средствами и досуговая деятельность. В своей деятельности педагогический коллектив настраивается на разработку профилактических направлений коррекционной развивающей деятельности, предполагающей альтернативу девиантному поведению обучающихся. При реализации творческого направления коррекционно-развивающей работы продуктивны следующие психолого-педагогические технологии и методы работы с обучающимися :
сказкотерапия: групповое сочинение историй, драматизация сказок, анализ сказок;
арт-терапия: аппликация, лепка из глины, свободное и тематическое рисо-вание, конструирование из бумаги и картона, а также активно набирающие популярность антистресс-раскраски;
визуализация: рисование в воображении себя идеального и реального;
психогимнастика: этюды на выражение различных эмоций;
игровые методы: сюжетно-ролевые и подвижные игры;
моделирование и анализ проблемных ситуаций;
этические беседы;
«скилл-терапия» (развитие саморегуляции и навыков самоконтроля); «шейпинг» (поэтапное моделирование сложного поведения, которое не было ранее свойственно обучающемуся); «гиперкоррекция»(сущность метода в том, чтобы обучающийся в начале восстановил разрушенный им порядок вещей, принес извинение в связи со своим девиантным поведением, а затем принял на себя дополнительные обязанности по сохранению социально приемлемого поведения);
метод реконструкции характера обучающегося (переоценка отрицательных качеств, нетерпимое отношение к ним);
методы перестройки мотивационной сферы и самосознания:
а) объективное переосмысление своих достоинств и недостатков;
б) переориентировка самосознания;
в) переубеждение;
г) прогнозирование отрицательного поведения;
восстановление здорового образа жизни, при котором отрицательные каче-ства, вредные привычки и отрицательные потребности оказываются неприемлемыми;
разъяснение существующего законодательства Российской Федерации, прав и обязанностей обучающихся.
Также эффективным направлением коррекционной развивающей работы является формирование развивающей социальной среды. Ключевой фигурой данного направления является социальный педагог. В качестве развивающей социальной среды могут также выступить семья, позитивно настроенная на оказание помощи ребенку или творческие формы деятельности учебно-воспитательного учреждения, предполагающие определенные условия для самореализации, что позволит снизить вероятность проявления энергии в негативных формах активности (девиации). Социальный педагог создает развивающую социальную среду за счет включения обучающегося в социально значимую, одобряемую и важную для него деятельность, например, в волонтерскую, в исторические реконструкции, в молодежные отряды, предлагаемые Российским движением школьников. При этом важно соблюдать принципы личной ответственности за круг своих обязанностей в деятельности, контроля за ее осуществлением, общественной оценки ее результатов. Одной из сфер самореализации школьников может стать досуговое пространство.
Досуговая деятельность является значимой для подростка. В результате развития этого направления происходит формирование качеств человека, удовлетворяющих духовные, физические и социальные потребности. Следует отметить, что при наличии различных досуговых точек роста для детей и подростков проблема эффективной организации деятельности подростков остается актуальной. Существующие формы организации досуговой деятельности не всегда отвечают принципу интереса, часто ориентируют детей на выполнение какой-то конкретной (специальной) задачи и не обеспечивают удовлетворение личностных потребностей в общении и совместной деятельности. Досуговая деятельность подростков имеет ряд специфических особенностей: повышенная эмоциональность, зрительная и интеллектуальная восприимчивость, резкая смена настроения, трудности при выполнении однообразной деятельности. В силу этих особенностей организация, педагогическое руководство досуговой деятельностью подростков должно носить интерактивный характер, где будет межличностное взаимодействие участников педагогического процесса, где подростки смогут выбирать не только форму организационной досуговой деятельности, но и принимать участие в разработке и обсуждении содержательных аспектов, деятельности в планировании этапов собственной деятельности. Основными принципами досуговой деятельности являются принцип интереса, принцип единства отдыха и познания, принцип совместной деятельности. Интерес является необходимым условием включенности в деятельность. Принцип единства отдыха и познания должен обеспечить удовлетворение потребности в восстановлении затраченных физических или духовных сил во время выполнения трудовой или учебной деятельности и потребности в получении определенной информации. У подростков есть потребность осуществлять деятельность совместно с другими людьми. Применительно к досугу принцип совместности реализуется через многостороннюю коммуникацию, где есть совместное обсуждение информации, планов, творческих работ, организация встреч или выставок. Обеспечить соблюдение этих принципов в досуговой деятельности могут интерактивные методы. Интерактивные методы могут быть использованы в целях улучшения навыков взаимодействия в группе, в целях улучшения психологического климата в группе, в целях совместного обсуждения информации (события, мероприятия); в целях получения обратной связи от участников педагогического процесса. В силу разноплановости и вариативности целей интерактивные методы могут использоваться в различных формах организации досуговой деятельности (в кружках, дополнительной образовательной деятельности) при условии, что педагоги, занимающиеся организацией досуга, владеют этими методами, имеют навыки работы с группой и соотносят назначение метода с потребностями подростков и со спецификой досуговой деятельности. Интерактивные методы позволяют организовать досуговую деятельность таким образом, что практически все участники деятельности оказываются вовлеченными в совместную деятельность, при этом происходит развитие диалогичного общения, обмен информацией. Для этого в досуговой деятельности целесообразно использовать индивидуальную и групповую работу, интерактивные игры, исследовательские проекты, деловые игры, дискуссии, «мозговой штурм». Необходимым условием использования данных методов является активность самих подростков, они совместно планируют свои действия, согласовывают их, распределяют в случае необходимости роли или закрепляют за собой какой-то вид деятельности, выполнение отдельной операции, а педагог при этом регулирует и направляет совместную деятельность, помогает обозначить этапы совместной деятельности. Таким образом, использование обозначенных методов помогает разнообразить досуговую деятельность, развивает коммуникативные умения и навыки, развивает навыки сотрудничества, помогает создать благоприятную атмосферу в группе.
Важным аспектом деятельности педагогов является вовлечение обучающихся в творческие кружки, секции не только на базе школы, но и в городских учреждениях дополнительного образования. Эффективно включение в продуктивно-творческую и художественную деятельность, которая, например, предполагает съемку видеоклипов, видеоблогов, квест-чтение, робототехнику, граффити, художественную фотографию и т. п. Здесь обучающийся имеет возможность приобрести позитивный опыт разрешения сложных ситуаций, а также реализовать ведущие потребности подросткового возраста (социальное признание, самоутверждение и самореализация). отклоняющихся форм. Неудовлетворение этих потребностей расценивается как фактор риска формирования поведения. В результате вовлечения обучающегося с девиантным поведением в кружковую деятельность происходит его социализация, а также формируются личностно-нравственные качества, развиваются творческие способности, коммуникативные навыки, происходит приобщение к культурным ценностям.
Эстетическая значимость общения с произведениями прикладного искусства, с самим процессом изготовления нужных и полезных в жизни вещей, умения создавать их – важные явления для общего художественного развития обучающихся, для воспитания в них здорового нравственного начала.
Представленные ведущие направления и методы в обучении и воспитании нравственных качеств личности обучающихся, имеющих девиации, средствами художественного образования и творчества помогут организовать педагогическую деятельность как творческий процесс, а его результатом станет модель выпускника, сформированная как творческая личность, способствующая продвижению к жизненному успеху.