Лучший педагог года

Коррекция агрессивного поведения дошкольников посредством игровой деятельности

Ольга Вострякова
Коррекция агрессивного поведения дошкольников посредством игровой деятельности
▼ Скачать + Заказать документы

Проблема воспитания детей с агрессивным поведением является одной из центральных психолого-педагогических проблем. Все чаще приходится сталкиваться с явлениями игнорирования общественных норм и агрессивного поведения детей.

Публикация «Коррекция агрессивного поведения дошкольников посредством игровой деятельности» размещена в разделах

В ФГОС дошкольного образования указывается, что ребенок дошкольного возраста должен обладать установкой положительного отношения к миру, другим людям и самому себе; активно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, участвовать в совместных играх; договариваться и учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявлять свои чувства, в том числе чувство веры в себя, стараться разрешать конфликты. Ребенок должен уметь контролировать свои действия и управлять ими, а также следовать социальным нормам и правилам поведения в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками. Для агрессивного ребенка эти умения и качества не характерны. Агрессивный ребенок не способен в полной мере освоить программу, именно поэтому тема коррекции агрессивности у детей дошкольного возраста остается актуальной.

Актуальность: Ученые определили, что агрессивность значительно помолодела. Если раньше речь шла о начальных проявлениях агрессивности преимущественно в подростковом возрасте, то теперь данная проблема стала актуальной и для дошкольного возраста. Агрессивный ребенок приносит массу проблем не только окружающим, но и самому себе. Воспитатели в детских садах отмечают, что агрессивных детей становится с каждым годом все больше, с ними трудно работать, и, зачастую, воспитатели просто не знают, как справиться с их поведением.

Единственное педагогическое воздействие, которое временно спасает, — это наказание или выговор, после чего дети на какое-то время становятся сдержаннее, и их поведение начинает соответствовать требованиям взрослых. Но такого рода педагогическое воздействие скорее усиливает особенности таких детей и ни в коей мере не способствует их перевоспитанию или стойкому изменению поведения к лучшему.

В последние годы воспитатели отмечают тенденцию к увеличению уровня агрессивности детей : они более шумные, крикливые, неусидчивые, «моторные», быстрее и легче вступают в конфликты, неуступчивы, драчливы. Из бесед с родителями также можно заключить, что дети теперь стали агрессивнее, чем раньше. С ними трудно справиться, они часто бывают жестоки. В стремлении достичь своей цели они манипулируют родителями. Да и вообще вряд ли можно представить, что кого-то обошла стороной детская и подростковая агрессивность, что кто-то ни разу прямо или косвенно не сталкивался с жестокостью детей в семье, школе, в каком-либо коллективе, группе подростков.

Для выявления агрессии у детей дошкольного возраста, выяснения ее причин я использовала следующие методы диагностики:

• Наблюдение за поведением ребёнка в ходе игры.

• Беседа и анкетирование родителей.

Выяснилось также, что большое влияние на возникновение агрессии оказывают самые близкие для ребёнка люди, семья.

Семья и ДОУ, как известно, два основных института социализации ребёнка. Именно поэтому воспитателям нужно помочь родителям восполнить имеющиеся у них пробелы в педагогических знаниях, научить сотрудничать с ребёнком, любить и понимать его.

Таким образом, семейное воспитание в дошкольном возрасте создает ряд предпосылок для появления, развития и закрепления агрессивности как черты личности, что обуславливает реальную необходимость в диагностике и коррекции.

Результат обследования детей по методике изучения личностного поведения ребенка во взаимодействии со сверстниками.

Цель: оценка особенностей поведения детей в различных видах деятельности совместно со сверстниками. В основе методики лежит метод наблюдения.

В данной методике используются следующие парные характеристики отношения ребенка к сверстнику: доминирование – подчинение и положительность – отрицательность. Характеристика «доминирование – подчинение» фигурирует в двух вариантах: а) сильное доминирование – сильное подчинение; б) слабое доминирование – слабое подчинение. Различное сочетание этих характеристик образуют отношения, проявляющиеся в действенном и вербальном поведении.

Качественный анализ результатов личностного поведения детей со сверстниками у детей данной группы на диагностическом этапе исследования показал, что только у пяти детей этой группы преобладает положительное доминирование (позитивная активность в поведении). Они активны, любознательны, самокритичны, часто проявляют доброжелательность. Они избегают конфликтов, легко вступают в контакт, доверяют своим сверстникам. Умеют похвалить и приободрить своих сверстников. Эти дети пользуются популярностью у сверстников, наиболее предпочитаемы в коллективе.

У большинства детей данной группы (10 человек) преобладает отрицательное доминирование (негативная активность в поведении). Эти дети стремятся быть всегда первыми, главными. Часто требуют от сверстников выполнения своих желаний, используя при этом агрессивные формы взаимодействия. Поэтому эти дети часто провоцируют различные конфликты и создают напряженные ситуации во взаимодействии не только со сверстниками, но и с воспитателями.

У четырех детей выражено положительное подчинение – они легко уступают

другим в спорных ситуациях, соглашаются выполнить те или иные просьбы воспитателя или сверстника. У одного ребенка выражено отрицательное подчинение (чрезмерное подчинение, что вызывает у него трудности в отношениях со сверстниками. Он малоактивен, застенчив, необщителен. Этот ребенок часто чувствует себя в группе дискомфортно.

Коррекционная работа с агрессивными детьми должна быть направлена на устранение причин агрессивного поведения, а не ограничиваться лишь снятием внешних проявлений нарушенного развития.

Основными причинами проявлений детской агрессивности являются :

- стремление привлечь к себе внимание сверстников;

- стремление получить желанный результат;

- стремление быть главным;

- защита и месть;

- желание ущемить достоинство другого с целью подчеркнуть свое превосходство.

При построении коррекционных мероприятий я учитывала не только симптоматику (формы агрессивных проявлений, их тяжесть, степень отклонения, но и отношение ребенка к своему поведению. С. Розенцвейг считал, что наиболее эффективным средством коррекции в дошкольном возрасте выступает игровая деятельность, специально организуемая педагогом.

Потому, целью моей работы была подборка и систематизация игр, направленных на коррекцию агрессивного поведения у детей дошкольного возраста.

Задачи:

1) Подбор различных видов игр, направленных на коррекцию агрессивного поведения детей среднего дошкольного возраста.

2) систематизация коррекционных игр по разделам сборника

3) оформление сборника игр, направленных на коррекцию агрессивного

поведения детей дошкольного возраста

Игры в сборнике систематизированы по направлениям коррекции агрессивного поведения детей дошкольного возраста, которые выделила Т. П. Смирнова:

Игры на управление гневом. Взрослый человек способен испытывать широчайший спектр эмоций, они могут быть самыми разными, сложными, созидательными и не очень. Гнев является одной из самых разрушительных и ярких эмоций, особенно если не научиться совладать с ним. Лучше всего учиться этому в детском возрасте и никогда не повредит научить своего ребенка снимать адекватным путем весь накал эмоций, сопутствующих гневу.

В психотерапии, в работе с взрослыми часто используют игровой метод, чтобы выразить накопившиеся эмоции безболезненным путем и такой же способ можно использовать для детей. И если взрослый человек, зачастую, чувствует себя неуютно, возвращаясь в игровой формат с высоты своих лет, то для ребенка такой способ, напротив, наиболее реалистичный и естественный. Есть несколько самых доступных методов, которые помогут ребенку выплеснуть гнев и не копить его до критической точки.

Игры на снижение уровня личностной тревожности. Детская тревожность — устойчивое состояние, являющееся индивидуальной особенностью каждого ребёнка и проявляющееся в его склонности к частым переживаниям состояния тревоги, индивидуальная психологическая особенность, заключающаяся в повышенной склонности испытывать беспокойство в самых различных жизненных ситуациях, в том числе и в таких, которые к этому не предрасполагают, часто повторяющееся в разных ситуациях состояние.

Игры на формирование осознания собственных эмоций, а также чувств других людей, развитие эмпатии. Эмпатия легче реализуется в случае сходства поведенческих и эмоциональных реакций субъектов. Педагог является субъектом педагогической деятельности, профессиональных переживаний.

Основываясь на развитии эмпатических переживаний педагогу важно научиться принимать ребенка таким, каков он есть, с его мыслями и желаниями, его эмоциями и поведенческими реакциями, с его чувствами и переживаниями. Развитие эмпатических переживаний связано с безоценочным принятием ребенка педагогом. Под безоценочным принятием понимается: обращение к ребенку только по имени, имя собственное является мощным стимулом установления контакта; вербализация чувств, т. е. отражение в речи; «присоединение» к душе ребенка; эмоциональное отражение его состояния. Где обязательным компонентом выступает «активное слушание»; психологическое «поглаживание» : «Ты – хороший».

Игры на развитие позитивной самооценки. Поскольку самооценка у детей дошкольного возраста закладывает основы их поведения в будущем, к ней нужно относиться с должным вниманием. В процессе жизни, конечно, этот показатель может поменяться и не один раз, но именно в дошкольном возрасте закладывается базис сознательного мировосприятия, а также основные модели поведения.

Игры на саморегуляцию и самоконтроль, умение владеть собой в различных ситуациях. Подтверждена эффективность психолого-педагогической программы формирования самоконтроля агрессии в поведении гиперактивных дошкольников основанная на пошаговом алгоритме, использовании игры с правилом. Доказана взаимообусловленность в экспериментальной группе уровня агрессии и самоконтроля : чем выше уровень самоконтроля, тем выше социометрический статус, учебные успехи, эмоциональная стабильность и ниже уровень проявления агрессии.

В работе с агрессивными детьми, нужно учитывать ряд трудностей. Поэтому при проведении игр я обратила внимание на то, что порицание, указание на ошибку вызывает у ребенка смущение, огорчение, агрессию и негативное поведение. Похвала у одного вызывает бурную радость, и он с победоносным видом смотрит на остальных, у другого наряду с удовлетворением возникает чувство смущения. Не успешность участника игры отдельные дети встречают равнодушно, а некоторые — даже со злорадством. Успешность же кого-либо из ребят может натолкнуться на безразличие одних и зависть других. Дело не в том, что ребенок не способен к сопереживанию из-за своего эгоизма. Он просто не обучен сопереживанию в новых для него условиях.

Поведение участников игры, занятых решением конкретной задачи или оказанием поддержки, может либо способствовать развитию группы, либо затруднять его. «Зависимый» ребенок будет постоянно спрашивать совета у ведущего и участников группы, вместо того чтобы вырабатывать собственную позицию. Проявление чрезмерного напряжения ведет к трудностям в общении и к посторонним разговорам. Скрытые намерения, оборонительные реакции участников игры, обусловленные чувством необходимости защитить себя от беспокойства, замешательства или возможной грубости, могут противоречить общим целям коллектива. Всегда существует вероятность того, что любой ее член на каком-то этапе примет на себя роль, которая будет блокировать и его собственное развитие, и развитие группы в целом. К такому поведению приводят скрытые цели индивида и его стремление к неуязвимости, что проявляется в сопротивлении коррекционному процессу и в попытках манипулировать другими. Примерами подобного поведения могут быть самоустранение от работы, критиканство, прерывание разговора, стремление к самоутверждению, внесение неуместных предложений. При проведении групповой работы обращала внимание на следующие особенности взаимодействия между участниками, которые могут спровоцировать появление трудностей.

Споры и ссоры являются очень важной частью межличностного общения, в связи с этим они могут присутствовать и в групповой работе. Однако дошкольники еще не владеют ни вербальными способами выражения своего несогласия, ни способами разрешения конфликтов. Ведущий может использовать споры для обучения детей конструктивным методам разрешения конфликтов.

Нарушение границ доверительных отношений — вся групповая работа основана на доверительных отношениях, в частности, на убеждении, что никто из группы за ее пределами не расскажет о том, что происходит на занятии. Без этого самораскрытие невозможно. Для тревожных и мнительных детей группа должна стать надежным местом, где все секреты под охраной. Поэтому, принимая нормы и правила поведения, необходимо обязательно уделить внимание вопросам доверия: обсудить аспекты конфиденциальности, обозначить ее границы.

Группировки — в коллективе могут возникать своеобразные содружества или группировки. Они могут оказаться полезными, если способствуют достижению общих целей. Например, взаимная поддержка двух робких, психологически зажатых воспитанников поначалу может служить защитой от давления извне, вынуждающего их делать то, к чему они еще не готовы. Однако дружеские связи могут тормозить коммуникативные процессы в группе из-за возникающей путаницы во взаимоотношениях и боязни разгласить конфиденциальную информацию. Союзники склонны во всем соглашаться между собой, они то и дело обмениваются понимающими взглядами, вступаются друг за друга. В таких условиях открытое выражение чувств подавляется, нормы терапевтического общения не соблюдаются, а изменение и развитие личности встречает сопротивление. Те, кто не допущен в группировку, чувствуют себя в некотором роде аутсайдерами, и сплоченности группы тем самым наносится урон. Создать сплоченность, преодолеть соперничество и раскол помогают задачи, которые требуют объединения и совместной работы всех участников тренинга. Важно использовать группировки для устранения барьеров в общении между детьми, а не пытаться их расколоть.

ВЫВОД: Результат наблюдения детей по методике изучения личностного поведения ребёнка после проведения коррекционной работы.

Качественный анализ результатов личностного поведения детей со сверстниками у детей данной группы на контрольном этапе исследования показал, что у 10 детей (по сравнению с пятью на диагностическом этапе) стало преобладать положительное доминирование. У семи детей стало проявляться чаще положительное подчинение (они стали более добродушными, покладистыми, меньше вступают в конфликтные ситуации). Отрицательное доминирование осталось только у троих детей. Эти дети продолжают конфликтовать со сверстниками, однако в целом они ведут себя спокойно. Такая форма поведения, как отрицательное подчинение (отвержение) нет ни у одного ребенка.

По результатам моих наблюдений у детей повысилась общая поведенческая активность. Дети стали более охотно вступать в конструктивные контакты со сверстниками, научились договариваться, а главное – без проявлений агрессии разрешать конфликтные ситуации. Все это подтверждает эффективность проделанной коррекционной работой.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Формирование основ безопасного поведения на дороге у детей 3–4 лет посредством игровой технологии Формирование основ безопасного поведения на дороге у детей 3-4 лет через игровую технологию. Проблема дорожно-транспортного травматизма.

Развитие и коррекция неговорящих детей ОВЗ в игровой деятельности Автономная некоммерческая организация дополнительного профессионального образования Академия современных образовательных практик Программа.

Возможности ДОУ в коррекции агрессивного поведения дошкольников «Возможности ДОУ в коррекции агрессивного поведения дошкольников» В последние годы воспитатели детских садов, родители отмечают тенденцию.

Информация для родителей «Причины агрессивного поведения ребенка-дошкольника» В последние годы наиболее ярко проявляется агрессивность в поведении детей дошкольного возраста. Причины могут быть самыми различными: семейные,.

Формирование у дошкольников навыков безопасного поведения на улицах города посредством познавательной деятельности Мастер-класс по ПДД для педагогов-воспитателей. «Формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения на улицах города.

Перспективный план «Экологическое воспитание дошкольников посредством игровой деятельности во второй младшей группе» Тема «Экологическое воспитания детей дошкольного возраста через игровую деятельность» Цель: • воспитание гуманного отношения к природе.

Причины возникновения и особенности агрессивного поведения Причины возникновения и особенности агрессивного поведения. Важную роль в формировании агрессивного поведения играют обучение и воспитание.

Просветительская работа с воспитателями ДОУ на тему «Профилактика и коррекция агрессивного поведения детей»Просветительская работа с воспитателями ДОУ на тему «Профилактика и коррекция агрессивного поведения детей» Просветительская работа с воспитателями на тему: «Профилактика и коррекция агрессивного поведения детей дошкольного возраста» Агрессия.

Речевое развитие дошкольников посредством игровой деятельности Предметно-развивающая среда спроектирована в соответствии с образовательной программой, реализуемой в ДОУ (созданы условия реализации образовательных.

Консультация «Коррекция агрессивного поведения младших школьников» Проблема воспитания детей с агрессивным поведением является одной из центральных психолого-педагогических проблем. Все чаще приходится сталкиваться.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Коррекция агрессивного поведения дошкольников посредством игровой деятельности
Опубликовано: 7 ноября 2019 в 11:29
+14Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Коррекция агрессивного поведения дошкольников посредством игровой деятельности» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Вострякова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. 

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД