Наталия Гаврилова
Возможности ДОУ в коррекции агрессивного поведения дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
«Возможности ДОУ в коррекции агрессивного поведения дошкольников»
В последние годы воспитатели детских садов, родители отмечают тенденцию к увеличению уровня агрессивности детей: они шумные, крикливые, неусидчивые, быстрее и легче вступают в конфликты, неуступчивы, драчливы. С ними трудно справиться, они часто бывают жестоки. В стремлении достичь своей цели они манипулируют родителями.
Публикация «Возможности ДОУ в коррекции агрессивного поведения дошкольников» размещена в разделах
Переступив порог детского сада ребенок вступает в мир социальных взаимоотношений со взрослыми и сверстниками, он познает себя и других. С первых дней пребывания в детском саду воспитатель стремится придать отношениям детей с взрослыми и сверстниками положительную направленность. Необходимо, чтобы каждый ребенок чувствовал себя комфортно в теплой доброжелательной атмосфере детского сада, поэтому воспитатели стремятся поддерживать и развивать стремление ребенка к общению, обогащению личного практического опыта.
Адаптировавшись к условиям жизни в детском саду, дети посещают его с удовольствием, строят дружеские отношения со сверстниками и взрослыми. Однако, в каждой группе всегда найдется ребенок, у которого проявляются в той или иной степени признаки агрессивности. Такие дети, как правило, требуют к себе повышенного внимания, хотят всегда быть в центре событий, становятся «притчей во языцах». В первую очередь от них страдают робкие, стеснительные дети, и зачастую это ведет к негативным последствиям. В свою очередь, дети - агрессоры вызывают озабоченность и требуют совместных усилий педагогов и родителей.
Из многочисленных видов агрессии в дошкольном возрасте чаще всего встречаются следующие:
физическая (нападение) - использование физической силы против кого-либо или чего-либо;
вербальная (словесная) - проявление грубости в речи, отрицательное речевое воздействие, выражение негативных эмоций;
аутоагрессия- агрессия, направленная на себя, проявляющаяся в самообвинении, самоунижении, нанесение себе телесных повреждений.
Говоря о психологическом портрете агрессивного ребенка, можно выделить следующее. Агрессивный ребенок нападает на других детей, обзывает, бьет их, отбирает, ломает игрушки, специально употребляет грубые выражения, он очень часто ощущает себя отверженным, никому не нужным. Такой ребенок часто подозрителен и насторожен, любит сваливать вину на других, им кажется, что весь мир хочет обидеть именно их. Агрессивные дети боятся и ненавидят окружающих, они имеют низкий уровень эмпатии (умение сопереживать другому человеку).Их чаще всего не волнуют страдания окружающих, они не понимают, как другим может быть плохо.
Причины появления агрессии разнообразны:
1)Конфликты в семье
2) Стиль воспитания в семье
3) Изменение жизненных обстоятельств
4) Недостаток внимания со стороны родителей
5) Телевидение и компьютерные игры
6) Ограничения и запреты
7) Ситуативные
8) Возрастные кризисы
9) Личностные особенности
10) Нежеланный ребенок в семье.
Ребенок выражает свой гнев либо прямо, либо в косвенной форме.
Но не смотря на наличие агрессивных детей в группах перед педагогами дошкольных учреждений стоит задача воспитать ребенка, способного управлять своим поведением и способного планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающего элементарные общепринятые нормы и правила поведения.
Давайте рассмотрим с вами возможности дошкольных учреждений в коррекции агрессивного поведения
1. Важной составляющей является то, что педагог может объективно диагностировать степень агрессивности детей - он является незаинтересованным лицом для приукрашивания индивидуальных особенностей ребенка, он наблюдает за ним, в отличие от родителей или платных специалистов, в течение целого дня, он знаком с каждой из сторон ребенка, он видит общение ребенка со взрослыми, со сверстниками, с родителями. Все это дает ему возможность поставить правильный и своевременный диагноз.
2. Преимуществом дошкольных учреждений является тот факт, что педагоги имеют специальное образование и опыт, они придерживаются методических рекомендаций и программы развития, что является необходимым инструментом в работе. Наблюдая за играющими детьми, педагог регулирует отношения между ними, одной из его задач является не устранение явной агрессии, а ее предупреждение, а как известно, профилактика является одним из средств коррекции.
Профилактическая коррекционная работа с агрессивными детьми должна быть направлена на устранение причин агрессивного поведения, а не ограничиваться лишь снятием внешних проявлений нарушенного развития.
3. Техническое оснащение групп и создание вариативных условий, зон развития, наличие достаточного количества дидактических игр, пособий, игрушек имеют так же немаловажную роль. При выборе игрушек педагоги должны учитывать возрастные особенности дошкольников. Они любят подражать друг другу, хотят играть такой же игрушкой, как и у друга, делать что-либо одновременно. Соответственно игрушки и игровые материалы приобретаются в соответствии с возрастом, и в нескольких экземплярах. Тем самым сводятся к минимуму конфликты и ссоры по поводу игрушек.
4. В дошкольном учреждении дети много находятся на свежем воздухе, где их игровое пространство открыто; так же большой выход негативных эмоций дают детям посещения спортивного зала.
5. Специалисты дошкольных учреждений имеют возможность использовать в своей работе различные коррекционные технологии для коррекции агрессивного поведения детей дошкольного возраста:
Арттерапия. Коррекционные возможности арттерапии связаны с предоставлением ребенку практически неограниченных возможностей для самовыражения и самореализации в продуктах творчества, утверждением и познанием своего «Я».
В зависимости от характера творческой деятельности и ее продукта можно выделить следующие виды арттерапии: рисуночную терапию, основанную на изобразительном искусстве; библиотерапию, как литературное сочинение и творческое прочтение литературных произведений; музыкотерапию; хореотерапию и др.
Наиболее полно в коррекционных технологиях в детском возрасте разработана арттерапия в узком смысле слова, т. е. рисуночная терапия и драмтерапия.
Сказкотерапия - технология, использующая сказочную форму для интеграции личности ребенка, развития творческих способностей, расширение сознания, совершенствования взаимодействий с окружающим миром.
Тексты сказок вызывают интенсивный эмоциональный резонанс, как у детей, так и у взрослых. Образы сказок обращаются одновременно к двум психическим уровням: к уровню сознания и подсознания, что дает особые возможности при коммуникации. Особенно это важно для коррекционной работы, когда необходимо в сложной эмоциональной обстановке создавать эффективную ситуацию общения.
Психогимнастические игры. Основываются на теоретических положениях социально-психологического тренинга, в процессе которого создается особая среда, в которой становятся возможными преднамеренные изменения. Эти изменения могут происходить в состоянии группы как целого, а могут – в состояниях и характеристиках отдельных участников.
Коммуникативные игры. Коммуникативные игры делятся на три группы: игры, направленные на формирование у детей умения увидеть в другом человеке его достоинства и поддерживать его вербально или с помощью прикосновений; игры и задания, способствующие углублению осознания сферы общения; игры, обучающие умению сотрудничать.
Задания на формирование у детей «эмоциональной грамотности». Эти задания предполагают следующее обучение:
• распознаванию эмоциональных состояний по мимике, жесту, голосу;
• обучение пониманию противоречивости эмоциональных переживаний;
• обучение умению принимать во внимание чувства другого человека в конфликтных ситуациях.
Релаксационные технологии. Основываются на понимании релаксационного состояния как антипода стресса с точки зрения его проявления, особенностей формирования и механизмов запуска. Обычно в эту технологию включены упражнения, основанные на методе активной нервно-мышечной релаксации Э. Джекобсона, дыхательные техники, визуально-кинестетические техники. Среди дыхательных техник используется глубокое дыхание, ритмичное дыхание с задержкой.
Ролевые игры. Они основываются на понимании развития человека как его ролевого развития. При этом под ролью понимается функциональная форма, принимаемая индивидом при реакции на ситуацию, в которой присутствуют другие индивиды. Общеизвестно, что для обеспечения психологического здоровья необходимо адекватное ролевое развитие. К основным нарушениям ролевого развития у детей обычно относят:
Ролевые методы можно разделить на три подгруппы:
• ролевую гимнастику (ролевые действия и ролевые образы);
• психодрама;
• ролевые ситуации.
Игровая терапия – технология коррекционного воздействия на детей и взрослых с использованием игры. В основе различных методик, описываемых этим понятием, лежит признание того, что игра оказывает сильное влияние на развитие личности. В современной коррекции игра используется в групповой психотерапии и социально-психологическом тренинге в виде специальных упражнений, заданий на невербальные коммуникации, разыгрывании различных ситуаций и др.
Работа с родителями - одна из главных составляющих успешной коррекции детей с агрессивным поведением. Помимо родительских собраний, круглых столов, тренинговых занятий, семинаров, бесед, тематических выстовок и консультирования, в родительских уголках размещается наглядная информация и советы специалистов. В результате организации просветительских форм работы родители получают новые знания по обучению и воспитанию детей.
Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что дошкольное образовательное учреждение обладает огромными возможностями в решении проблемы детской агрессивности