Людмила Ермишина
Просветительская работа с воспитателями ДОУ на тему «Профилактика и коррекция агрессивного поведения детей»
▼ Скачать + Заказать документы
Просветительская работа с воспитателями на тему :
«Профилактика и коррекция агрессивного поведения детей дошкольного возраста»
Агрессия – мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам сосуществования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевленные и неодушевленным, приносящее физический ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт (отрицательные переживания, состояние напряженности, страха, подавленности).
Публикация «Просветительская работа с воспитателями ДОУ на тему „Профилактика и коррекция агрессивного поведения детей“» размещена в разделах
- Агрессия, детская агрессивность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2019
Причина детской агрессии №1 :
ребенок проявляет агрессию из-за незрелости речи и желания приблизиться к окружающим для вступления с ними в контакт.
Джудит Шурман-Офер, психолог организации «ТЕЛЕМ» (центры по психологическому развитию детей, утверждает, что нормально развивающиеся дети почти всегда проявляют агрессию на каком-либо этапе своего развития. Впервые это может проявиться в полгода, пик же приходится на возраст 2-3 лет.
Причина детской агрессии №2
сильные отрицательные эмоции – ребенок проявляет агрессию, когда он очень зол и раздражен (нередко встречаются маленькие дети, которые не в состоянии совладать с вспышками гнева, например, если у них отбирают игрушку. Малыш еще не умеет выразить отрицательные эмоции словами. Возникает противоречие между его недостаточными вербальными способностями и достаточно высоким ментальным уровнем. Ребенок понимает, что его обидели, что произошел акт агрессии. Ответить не может, и часто выражает свои эмоции, кусая обидчика.)
Причина детской агрессии №3
Низкая чувствительность к прикосновению. Дети с низкой чувствительностью отличаются низкой восприимчивостью к болевым воздействиям и не совсем понимают, что их прикосновения могут причинить другому ребенку сильную боль.
Причина детской агрессии №4
сложная психологическая ситуация дома.
Рождение младшего ребенка, ссоры между родителями…
Иногда бывает и так, что ребенок чувствует в садике большой дискомфорт, тогда он будет кусать других детей или воспитателей, чтобы выразить свое отношение к самому садику.
Причина детской агрессии 5 : Телевидение, Интернет и другие СМИ.
Цель профилактики и коррекции агрессивного поведения – снижение уровня агрессивности ребенка.
Задачи:
1. Способствовать осознанию собственных эмоций и чувств других людей;
2. Обучить ребенка выражать свой гнев приемлемым способом, безопасным для себя и окружающих, а также контролю над деструктивными эмоциями;
3. Обучить навыкам саморегуляции и релаксации;
4. Развить навыки общения;
5. Развить позитивную самооценку;
6. Развить эмпатию.
Что же делать, если ребенок агрессивен?
Правило номер один любого детского коллектива: когда ребенок кусается, его следует, прежде всего, остановить и отвести подальше от «жертвы». Следует объяснить ребенку совершенно однозначно, что ни в коем случае нельзя кусаться. Достаточно одного короткого предложения, которое следует повторять ясно, четко и строго: «У нас в садике нельзя кусаться!».
Нет смысла наказывать малыша в младшем дошкольном возрасте. Он еще недостаточно осознает причинно-следственную связь между поведением и наказанием, и кроме того, он практически не владеет своими побуждениями. Поэтому если он разозлиться опять, страх перед наказанием не остановит его. Кроме того, ребенок в этом возрасте еще не в состоянии понять, что другому тоже больно.
Что касается родителей «кусачего» малыша, нет смысла ежедневно делать им замечания по поводу поведения ребенка.
Работу по профилактике и коррекции агрессивного поведения дошкольников целесообразно проводить по 4 направлениям:
1. Обучение детей способам выражения гнева в приемлемой форме.
2. Отработка навыков общения.
3. Обучение детей способам саморегуляции, самообладания.
4. Формирование позитивных качеств личности (эмпатии, доверия к людям и др.)
Обучение детей способам выражения гнева в приемлемой форме
Шаг первый: озвучить состояние ребенка;
Шаг второй: присоединиться к чувствам ребенка;
Шаг третий: помочь ребенку выразить гнев адекватным способом;
Шаг четвертый: в спокойном тоне поговорить, что на самом деле беспокоит ребенка.
Обучение навыкам распознания и контроля негативных эмоций.
Главное, научить каждого ребенка понимать себя, и прежде всего – ощущения своего тела.
Эффективны релаксационные упражнения, направленные на расслабление и снятие мышечных зажимов.
Отработка навыков общения.
-научить детей выходить из конфликтных ситуаций приемлемыми способами;
-использовать коммуникативные игры, ролевые игры, обсуждение конфликтных ситуаций.
Формирование позитивных качеств личности детей.
-Психологические игры, направленные на принятие своего имени, принятие своих качеств характера, на ознакомление и переживание эмоционального состояния, на вербализацию своих переживаний.
-элементы психогимнастики, арттерапии, сказкотерапии.
-беседы: «Что такое дружба?», «Каким должен быть настоящий друг?», «Какие бывают привычки?», «Что такое хорошо и что такое плохо?», «Расскажи о себе», «Наши отношения», «С каким человеком приятно общаться?» и др.
Работу с родителями агрессивного ребенка проводят в двух направлениях:
1) информирование (консультации, лекции, семинары, буклеты);
2) обучение эффективным способам общения с сыном или дочерью.