Анастасия Малькова
Развитие и коррекция неговорящих детей ОВЗ в игровой деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Автономная некоммерческая организация дополнительного профессионального образования
Академия современных образовательных практик
Программа профессиональной переподготовки
«Педагогическая деятельность
воспитателя дошкольного образования»
Итоговый аттестационный экзамен
Педагогический проект
на тему:
«Развитие и коррекция неговорящих детей ОВЗ
в игровой деятельности.»
Публикация «Развитие и коррекция неговорящих детей ОВЗ в игровой деятельности» размещена в разделах
- Неговорящие дети
- ОВЗ. Конспекты занятий, НОД
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Слушателя курсов
профессиональной переподготовки
Муниципального автономного
дошкольного образовательного учреждения
«Центр развития ребёнка – детский сад № 210»
Воспитатель:
Малькова Анастасия Владимировна
Научный руководитель:
Графская Татьяна Алексеевна
Преподаватель АНО ДПО АСОП
Пермь, 2017 г
Содержание
1. Проблема… .
2. Актуальность проекта….
3. Цели. Задачи. Объект. Предмет….
4. Постановка и обоснование гипотезы…
5. Ресурсы обеспечения….
6. Ожидаемые риски…
7. Этапы проведения проекта…
8. Проектный продукт…
9. Источники….
Проблема
Советский педагог В. А. Сухомлинский подчеркивал, что «игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».
Дошкольное детство – самый важный период становления личности. В эти годы ребенок приобретает первоначальные знания об окружающей жизни, у него начинает формироваться определенное отношение к людям, к труду, вырабатываются навыки и привычки правильного поведения, складывается характер.
Психологи считают игру ведущей деятельностью дошкольника. Игра — вид непродуктивной деятельности, где мотив лежит не в результате её, а в самом процессе. Огромная роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит именно игре – важнейшему виду детской деятельности. Она является эффективным средством формирования личности дошкольника, его морально-волевых качеств, в игре реализуется потребность воздействия на мир. Игра оказывает многогранное влияние на психическое развитие ребенка. В игре дети овладевают новыми навыками и умениями, знаниями. Только в игре осваиваются правила человеческого общения. Игра выполняет следующие функции: 1) общевоспитательную – усвоение норм и правил поведения, воспитание нравственных и волевых качеств, способности к сопереживанию, оказанию помощи, к коллективизму и дружбе. 2) познавательную – все сведения об окружающем ребенок получает через игры, познание социальных ролей. 6 3) развивающую – осуществляется умственное и физическое развитие детей. 4) развитие речи.
А у детей с ОВЗ игра должна иметь свое определенное место в распорядке дня и в педагогическом процессе в целом. В режиме дня обязательно должно быть время, когда дети могли бы спокойно развертывать игры, зная, что их не будут отвлекать и торопить.
Актуальность
Отмечается, что одним из основных признаков ОВЗ является незрелость эмоционально-волевой сферы. В этой связи большое значение в работе с детьми с ОВЗ приобретает игровая деятельность.
Игровая деятельность, как подмечено А. В. Запорожцем, В. В. Давыдовым, Н. Я. Михайленко, не изобретается ребенком, а задается взрослым, который учит малыша играть., знакомит с общественно сложившимися способами игровых действий (как использовать игрушку, предметы- заместители, другие средства воплощения образа; выполнять условные действия, строить сюжет, подчиняться правилам и т. д.)
Именно поэтому возникает необходимость правильно руководить игрой ребенка с ОВЗ. Неправильное руководство игрой или отсутствие его как такового может привести к тому, что процесс социализации ребенка с ОВЗ будет проходить с различными затруднениями.
Каждый вид игр (дидактические, подвижные, сюжетные) имеет свои
особенности в методике проведения. При этом педагогам необходимо соблюдать определенные педагогические условия: владение системой знаний об игре; методически правильно руководство игрой; правильно подбор игрушек с учетом возрастных и индивидуальных особенностей ребенка с ОВЗ.
Грамотно руководить игрой можно, только установив тесный, эмоциональный контакт с ребенком, искренне заинтересовавшись его деятельностью. Воспитатели и родители не должны излишне настойчиво направлять игры ребенка, это может привести к развитию его несамостоятельности. Руководство игрой должно осуществляться ненавязчиво. С другой стороны, нельзя предоставлять ребенка с ОВЗ самому себе. Надо научить его проявлять творческую фантазию. Регулярное проведение совместных игр обогатит воспитанников новыми впечатлениями, будет способствовать формированию навыков социальной компетентности, даст им новый социальный опыт, который так важен для развития.
Цель: создание картотеки развивающих и коррекционных игр, для помощи педагогам в работе с неговорящими детьми ОВЗ,
Задачи:
1. Изучить методическую литературу и инновационный педагогический опыт по данной проблеме;
2. Овладеть теоретическими знаниями по игровой деятельности детей дошкольного возраста с ОВЗ;
3. Информировать педагогов детского сада о данной проблеме;
4. Составить картотеку игр для работы педагога с детьми ОВЗ
Объект исследования – дети дошкольного возраста с ОВЗ
Предмет исследования - организация работы педагога с детьми дошкольного возраста с ОВЗ.
Гипотеза: возможно, благодаря составлению картотеки и играми для детей ОВЗ работа педагога будет намного эффективнее.
Ресурсы: 1. Материально-технические:
компьютер, проектор, финансовые затраты (бумага, краска для принтера);
2. Кадровые: воспитатели детского сада, дети;
3. Информационные: методическая литература, интернет – ресурсы
Ожидаемые риски:
1. Недостаточная заинтересованность педагогов в данной картотеке;
2. Заболеваемость детей, редкая посещаемость
ЭТАПЫ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОЕКТА
1 этап: Аналитический
Сроки: сентябрь - октябрь
Цель: овладение теоретическими знаниями и практическими навыками по педагогике и психологии игровой деятельности детей дошкольного возраста
Задачи Мероприятия Результат/ продукт Ответственный
изучить
методическую
литературу,
инновационный
педагогический
опыт по
данной
проблеме и
провести
сравнительный
анализ
-Сбор информации из различных источников;
-подбор подвижных игр по теме;
Список литературы;
Список литературы педагог
2 этап: Технологический
Сроки: ноябрь - апрель
Цель: создание системы работы по формированию игровой деятельности у детей ОВЗ с взрослыми и сверстниками
Задачи Мероприятия Результат Ответственный
Составить план
совместной
работы
педагога с детьми и
родителями
-разработать сценарии для семейного клуба;
-Подобрать материал для презентации по игровой деятельности с детьми ОВЗ на консультации для педагогов;
-провести родительское собрание на тему «Игра, как средство развития умения»;
-Провести круглый стол для педагогов «Дидактическая игра, как средство коррекции детей ОВЗ»
Сценарий
Презентация с материалом об игре.
Сценарий родительского собрания педагог
Педагог
Педагог
3 этап: Заключительный
Сроки: май
Цель: Изучение эффективности проекта, анализ.
Задачи Мероприятия Результат Ответственный
Проанализировать
проделанную работу
-Разработать картотеку по подвижным играм;
- Разработать картотеку по дидактическим играм;
-
Картотека
Картотека Педагоги
Педагоги
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Грабенко Т. Н., Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Коррекционные, развивающие и адаптирующие игры. Спб., 2002.
Ньюмен С. Игры и занятия с особым ребенком. Руководство для родителей / Пер. с англ. Н. Л. Холмогоровой. — 3-е, стереотипное. — М. : Теревинф, 2009.
Истратова О. Н. Практикум по детской психокоррекции : игры, упражнения, техники / О. Н. Истратова — Изд. 3-е. — Ростов. -н. -Д: Феникс; 2011. — (Психологический практикум).