Валентина Мехоношина
КОП по развитию творчества у детей старшего дошкольного возраста «Наши руки, не знают скуки»
▼ Скачать + Заказать документы
КОП по развитию творчества у детей старшего дошкольного возраста
МАДОУ «Двуреченский детский сад «Семицветик»
Краткосрочная образования практика по развитию творчества
у детей старшего дошкольного возраста
Публикация «КОП по развитию творчества у детей старшего дошкольного возраста „Наши руки, не знают скуки“» размещена в разделах
- Краткосрочная образовательная практика. КОП в детском саду
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2021
Тема «Наши руки, не знают скуки»
Воспитатель : В. С. Мехоношина
Пояснительная записка
Краткосрочная практика составлена на основе материала по художественно-творческому развитию детей (тестопластике) и реализуется через педагогический проект.
Тема проекта: Занятия по тестопластике, как пример привития интереса к народному творчеству и развитие у ребенка умственного и эмоционального потенциала.
Этапы работы над проектом:
Содержание этапа
работы над проектом Результаты работы над проектом на данном этапе
Проблематизация: выделение, формулировка и «присвоение» проблемы участниками проекта. В чем заключается личностный смысл проблемы для участников проекта. Ответ на вопрос «Зачем?»
С одной стороны, мы хотим, чтобы наши дети были творческими личностями, знали народно художественные промыслы и занимались ими. Но с другой стороны, в наш неспокойный век информационных технологий, больше внимания уделяется интеллектуальному развитию, приоритет в дошкольных учреждениях (дети 6-7 лет) отдается учебной деятельности и накоплению знаний, умений. Таким образом, можно сформулировать проблему так: отсутствие должного внимания педогогов к традиционным народным промыслам приводит к утрате национальных культурных традиций.
Целеполагание:
А) формулировка цели (докажите, что достижение этой цели позволит решить проблему проекта)
Б) создание образа ожидаемого результата - проектного продукта
(докажите, что данный проектный продукт позволит достичь цели проекта)
В)формулирование названия (темы) проекта (оно должно в краткой форме выражать проблему проекта. Формулировка темы должна иметь проблемный характер)
А) Воспитать интерес и любовь к народному творчеству;
-сформировать и развить обще трудовые и специальные умения и навыки путём обучения технологическим приёмам работы с солёным тестом;
-вовлечение детей в активную творческую деятельность
Б) Результатом проектного продукта являются:
- дошкольники узнали историю возникновения данного народного промысла
- познакомились с современными видами декоративно-прикладного искусства России;
- обучились основным приёмам и навыкам работы с солёным тестом;
- у детей формируется бережное отношение к народной культуре;
-развивается творческое мышление, способность создания и реализации образа;
-складываются уважительные отношения между детьми посредством совместной творческой деятельности;
-воспитываются аккуратность, усидчивость.
В) Сохранение интереса и любви к народному творчеству на примере работы старших дошкольников с солёным тестом
Планирование.
А) постановка задач, исходящих из цели ( ответ на вопрос: «что делать?»)
Б) выбор способов работы (технологии) ( ответ на вопрос: «как делать?»)
В)определение последовательности предстоящих шагов и сроков ( ответы на вопросы: «в какой последовательности делать?» и «когда делать?»)
А)
-обучить основным приёмам и навыкам работы с солёным тестом;
-познакомить с древними промыслами и современными видами декоративно-прикладного искусства России;
-воспитывать бережное отношение к народной культуре;
-развивать творческое мышление, способность создания и реализации образа;
-воспитывать уважительные отношения между членами коллектива посредством совместной творческой деятельности;
-воспитывать аккуратность, усидчивость.
Б) Традиционный способ работы с соленым тестом включает в себя следующие этапы:
-замес теста;
-формование (лепка) поделки;
-сушка поделки;
-раскрашивание поделки
В) Этапы реализации проекта
1. Организация и предварительная работа
2. Проведение НОД
3. Подведение к определению темы, проблемы
4. Работа с источниками информации
5. Выполнение заданий
6. Оформление презентации
7. Подготовка к защите проекта
8. Защита проекта
9. Оценка результатов деятельности
10. Оформление портфолио проекта
Общий срок реализации проекта: 25 дней
мероприятия Сроки участники
Медали и медальоны из соленого теста 4.05 - 8.05.2021г Педагог и воспитанники
Лепка рельефной картины 11.05 -17.05.2021г. воспитанники
Скульптура из соленого теста 18.05.2021г. воспитанники
Презентация 29.05.2021г. Педагог и воспитанники
1. Р
Реализация: (какие предположительно проблемы могут возникнуть у участников проекта, как их можно преодолеть, какая помощь понадобится со стороны педагога) I. Передача формы:
а) форма предметов передается точно;
б) есть незначительные искажения;
в) искажения значительные.
II. Строение предмета, пропорции:
а) части предмета, пропорции, переданы верно;
б) есть незначительные искажения;
III. Цвет:
а) передан реальный цвет предметов;
б) есть отступления от реальной окраски.
IV. Композиция, эстетическое оформление:
а) продуманы расположения во всех элементов;
б) не продумана, носит случайный характер.
V. Владение приемами:
- скатывание;
- раскатывание;
- приплющивание;
- сплющивание;
- примазывание;
- прищипывание;
- отщипывание;
- вырезание формой;
- вырезание стекой;
VI. Эмоционально - волевая сфера:
- самостоятельность выполнения;
- умение довести начатое дело до конца;
- умение сотрудничать;
- знать и применять правила безопасной работы со стеклом и нетрадиционным материалом, мелкими предметами.
Высокий уровень – форма передана точно;
Средний уровень - есть незначительные искажения;
Низкий уровень - искажения значительные, форма (композиция) не удалась. Основная задача педагога найти время для оказания помощи непосредственно каждому ребенку и по возможности оказать оперативную помощь.
1. Рефлексия (какую пользу принесла работа над проектом, какие выявлены ошибки, каковы перспективы работы, с какими трудностями столкнулись участники проекта) Дети стали более терпеливыми, усидчивыми, организованными, научилась планировать работу.
Ребята научились заводить тесто, лепить разные поделки, раскрашивать их. Теперь без помощи взрослых могут сделать красивый подарок своими руками. Старались справиться с ленью, преодолевая трудности в работе над проектом.
Дети открыли для себя, что это ещё и увлекательное занятие, которое развивает художественный вкус, творческие способности воображение и фантазию.
Занятия с тестом оставляют приятные ощущения и позволяют расслабиться и улучшить настроение
Отчет о проделанной работе
1. Обоснование выбора темы проекта, его цели.
Воспитание интереса и любви к народному творчеству; формирование и развитие общетрудовых и специальных умений и навыков путём обучения технологическим приёмам работы с солёным тестом; вовлечение детей в активную творческую деятельность.
2. Ожидаемые изменения в подготовленности детей после этого проекта.
Результатом обучения по данной программе может быть:
1. Знание свойств солёного теста, приёмов работы с ним и умение изготавливать из них изделия декоративно-прикладного творчества.
2. Знание народных промыслов (Дымковская, Каргопольская игрушка, наличие интереса к народному декоративно-прикладному искусству.
3. Сформированность трудовых навыков, творческой инициативы, трудолюбия.
3. Обоснование выбора типа проекта, исходя из возрастных и индивидуальных особенностей детей.
Проект был выбран для детей 6-7 лет. Это дети, уходящие в школу, имеют крайне низкий уровень развития моторных навыков, что очень ярко проявляется в неумении начертить прямую линию, написать узор без отрыва ручки, вырезать из бумаги и аккуратно клеить, рисовать.
Многочисленные психологические исследования показывают, что существует прямая зависимость между развитием этих навыков и уровнем общего психического и интеллектуального развития ребенка. В этом можно убедиться, если ребенок в состоянии правильно воспроизвести графический материал, то он значительно успешнее овладевает учебной школьной программой в целом, и наоборот, чем хуже развиты эти навыки, тем больше хлопот доставляет такой ребенок и тем менее успешен он будет на начальном периоде школьного обучения.
Как правило, эти навыки должны быть уже сформированы у детей к концу подготовительной группы. А в процессе школьного обучения происходит их дальнейшее оттачивание и совершенствование.
4. Описание процесса выявления проблемы.
В конце учебного года в детском саду проводился мониторинг качества готовности детей к школе. Экспертами совместно с воспитателями были проведены занятия, детям предлагались карты с диагностическими заданиями, анализ ответов на которые показал узкие места в развитии детей, на которые следует сделать акцент.
Перечислим некоторые из них:
• слабо развитые навыки самостоятельной работы по выполнению заданий,
постоянно требовалось пояснение
• низкий уровень развития моторных навыков (закончить узор, написать
печатную букву, нарисовать картинку)
• страдает ориентировка на листе бумаги
• усидчивость, терпеливость
5. Доказательства того, что достижение цели проекта решит исходную проблему.
Данная программа позволяет создать условия для самореализации личности ребёнка, выявить и развить творческие способности. Важная роль отводится формированию культуры труда: содержанию в порядке рабочего места, экономии материалов и времени, планированию работы, правильному обращению с инструментами, соблюдению правил безопасной
6. Доказательства обоснованности применения проектного метода в
решении проблемы.
За доказательную базу проектного метода возьмем его основные ключевые основы. В основе метода проектов лежит развитие познавательных, творческих навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления.
Метод проектов всегда ориентирован на совместную деятельность дошкольников - индивидуальную, парную, групповую, которую воспитанники выполняют в течение определенного отрезка времени. Этот подход органично сочетается с методом обучения в сотрудничестве.
Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы, предусматривающей, с одной стороны, использование разнообразных методов, с другой - интегрирование знаний, умений из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей.
Результаты выполненных проектов должны быть, что называется, "осязаемыми", т. е., если это теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая - конкретный результат, готовый к внедрению.
Вторая часть отражает владение ребенком необходимыми умениями и навыками. Показатель развития определяется на основе данных наблюдений педагога за поведением детей, анализа детских работ и выполнения ими диагностических заданий.