Евгения Химунина
Итоговое занятие по развитию речи и ознакомлению с окружающим в средней группе «Весна»
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи:
1. Развивать умение детей составлять связный последовательный рассказ о весне, используя панно и модели.
2. Продолжать учить детей согласовывать слова в роде, числе и падеже.
3. Способствовать употреблению детьми сложносочиненных и сложноподчиненных предложений, совершенствовать структуру простого предложения.
4. Ввести в активный словарь слова: набухают, вытирается, выводят, вьют, проталины, сокодвижение, подшерсток.
5. Закрепить и упорядочить имеющиеся у детей представления о весне:
5.1 Изменения в неживой природе (солнце ярко светит и греет, снег и лед тают, дни стали длиннее, ночи короче)
Публикация «Итоговое занятие по развитию речи и ознакомлению с окружающим в средней группе „Весна“» размещена в разделах
- Весна. Все материалы на весеннюю тему
- Весна. Конспекты занятий, НОД на весеннюю тему
- Весна. Конспекты по развитию речи
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Средняя группа
- Темочки
5.2 Изменения в живой природе:
5.2.1 в растительном мире - деревья, кусты весной «просыпаются», появилась трава, зацвели первые цветы
5.2.2 в животном мире - как менялась жизнь животных в лесу в течение весны (заяц и белка меняют «шубки», у животных вытирается подшерсток, медведь с медвежатами выходит из берлоги, просыпаются ежи, у животных появляются детеныши)
5.2.3 Возвращаются перелетные птицы, они вьют гнезда, выводят птенцов.
5.3 Перемены в жизни людей:
5.3.1 снимают теплую зимнюю одежду, одевают легкую, весеннюю
5.3.2 ждут прилета птиц и делают для них скворечники, убирают мусор, чтобы в городе было чисто.
6. Закрепить правила соблюдения этики - умение слушать других детей, не перебивая.
Оборудование: Панно «Весна», модели для составления рассказа о весне (1 – солнце, 2 – проталины, травка, 3 – деревья, 4 – животные, 5 – птицы, 6 - человек, колокольчик, игрушка старичок-Лесовичок, фартук, семена цветов.
- Ребята, на дворе весна, снег растаял, а вот интересно, в лес тоже пришла весна? Чтобы это узнать, я приглашаю вас на нашу лесную полянку. Только не забудьте, что в лесу нельзя шуметь, ведь мы можем напугать лесных обитателей.
(В дальнейшем при необходимости напомнить детям о поведении в лесу).
Подходим к панно, садимся на «пенечки»-стульчики. Читаю стихотворение:
Под ногой трещит валежник,
Лес вес ну встречать готов.
Распускается подснежник –
Самый первый из цветов.
- Ребята, а на нашей полянке расцвели подснежники или нет?
(Расцвели)
- Где же они?
(Дети показывают на панно подснежники)
- Ребята, а я тут еще и одуванчики увидела, вот они (показываю на мать-и-мачеху).
(Дети поправляют и говорят, что это не одуванчик, а мать-и-мачеха. У них с одуванчиком цветочки похожи, но у мать-и-мачехи сначала появляются цветочки. А потом листочки, а у одуванчика - сначала листочки, а потом цветочки)
- Ну, конечно, я ошиблась. Это действительно мать-и-мачеха. Раз в лесу появились цветы, значит, и сюда пришла весна. А что еще происходит весной в лесу?
(Отвечают, показывая на панно):
- Появилась травка, снег почти весь растаял, бегут ручейки.
- Заяц и белка поменяли шубки (заяц поменял белую шубку на серую, белка серую на рыжую, чтобы легче было прятаться).
- Медведь с медвежатами из берлоги вышел. Ежи проснулись.
- Прилетели грачи, скворцы, жаворонки, кукушки.
Звенит колокольчик, из-за панно появляется «Старичок-лесовичок» (игрушка).
Лесовичок: Кто это тут шумит, мне отдыхать мешает, моих друзей пугает?
- Лесовичок, ребята пришли посмотреть, наступила ли в лесу весна, и увидели, что весна и в лесу тоже наступила. Вот только они забыли, что в лесу шуметь нельзя.
Лесовичок: А я ничего о весне не знаю, какая она, весна?
- Лесовичок, а ребята тебе все о весне расскажут, они знают. А помогут нам рассказывать вот эти модели (выставляю).
1. Солнце
а) поднимается все выше, поэтому день увеличивается, а ночь становится короче.
б) солнце греет сильнее и ярче.
2. Проталины, травка
а) Солнце греет сильнее, поэтому снег и лед тают, появляются проталины, бегут ручейки.
б) На проталинах появляется травка, расцветают цветы (какие)
3. Деревья
Деревья и кусты зимой «спали», собирались с силами, а весной проснулись. У них набухают почки, начинается сокодвижение.
4. Животные
Что происходит с животными в лесу (заяц и белка поменяли шубки: заяц поменял белую шубку на серую, а белка – серую на рыжую; проснулись ежи, медведи вышли из берлоги с медвежатами; у животных вытирается подшерсток, он им сейчас не нужен, у них появляются детеныши)
5. Птицы
Возвращаются из теплых краев птицы – грачи, жаворонки, скворцы, белые трясогузки, ласточки. Они вьют гнезда, чтобы выводить в них птенцов
6. Человек
Люди снимают зимнюю одежду, надевают легкую, весеннюю. Они ждут прилета птиц, строят для них скворечники. Везде убирают мусор, чтобы в городе было чисто.
- Рассказывать будут 3 человека, каждый по двум моделям.
(Рассказы детей)
Лесовичок: Вот теперь я знаю, что такое весна. Только я не понял, какие птицы возвращаются из теплых краев? Я их не знаю.
- Лесовичок, а мы сейчас поиграем в игру «Не сорока, не ворона» - и покажем тебе всех птиц, которых мы знаем.
- Ребята, вставайте в кружок. Ваша задача назвать правильно птицу, которую я покажу, только не забудьте, что мы все еще в лесу и шуметь нельзя. Поэтому, называть птицу будет только тот, кого я попрошу.
- «Не сорока, не ворона, и не чайка, а какая это птица, отгадай-ка?» (ставлю на мольберт «птицу»); «Не сорока, не ворона, не синица, как зовется эта птица? (и т. д.)
Когда все «птицы» окажутся на мольберте, прошу ребенка еще раз назвать птиц, потом еще раз называю сама.
- Это птицы, которые улетали на зиму в теплые края, а теперь, когда наступила весна, вернулись к нам.
«Лесовичок» благодарит детей за рассказ и за игру, но он очень устал, ведь он старенький, хочет отдохнуть в своем домике. (убирается за панно).
- Ребята, пока «Лесовичок» отдыхает, я расскажу вам сказку, в которой вы будете главными героями.
Сказка.
Жил-был на свете добрый, трудолюбивый садовник. (надеваю фартук – я буду садовником). В его саду было много красивых цветов. От них и сходил такой прекрасный аромат, что сюда приходили полюбоваться и вдохнуть запах цветов многие люди… Но однажды случилась беда. Налетел ветер. Начался сильный дождь с градом. И град уничтожил все цветы. Увидел садовник побитые градом цветы и заплакал. Услышали его плач птицы и решили помочь садовнику. В своих клювах они принесли садовнику семена цветов и сложили ему на крылечко. Садовник обрадовался, собрал семена цветов, а семена были сморщенные, ведь птицы издалека несли их. Вы мои семена. (Дети сжимаются в комочки, закрывают голову руками). Садовник очень бережно посадил семена в землю, поливал их (глажу детей по головам), ухаживал за всходами. С теплым весенним солнышком цветочки начали медленно расти (дети медленно поднимаются с головы и тянутся к верху), растет стебелек (вытягивается тело), появляются веточки с бутонами (руки в стороны, пальцы в кулаке). И вот нас тупил радостный момент: бутоны лопаются (кулачки разжимаются) и росток превращается в прекрасный сильный цветок. Полюбуемся цветочками, вдохнем их аромат (дыхательная гимнастика). Улыбнемся друг другу.
А садовник и нам с вами поджарил семена этих прекрасных цветов. Вот они (показываю семена на тарелочке). Мы с вами тоже посадим семена на клумбу и будем ухаживать за всходами.
А теперь, чтобы никого в лесу не напугать, мы тихонечко вернемся в детский сад.