Татьяна Ушакова
Консультация «Задержка психического развития — что это такое»
▼ Скачать + Заказать документы
Задержка психического развития - что это такое?
Задержка психического развития – это пограничная форма интеллектуальной
недостаточности, личностная незрелость, негрубое нарушение познавательной сферы,
синдром временного отставания психики в целом или отдельных её функций (моторных,
сенсорных, речевых, эмоциональных, волевых). Это не клиническая форма, а
замедленный темп развития ЗПР является одной из наиболее распространённой формой
Публикация «Консультация „Задержка психического развития — что это такое“» размещена в разделах
- ЗПР. Задержка психического развития
- Консультации для родителей
- ОВЗ. Проекты, планы, консультации
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
психической патологии детского возраста. Термин «задержка» подчёркивает временной
(несоответствие уровня психического развития паспортному возрасту ребёнка) и вместе с
тем временный характер самого отставания, которое преодолевается с возрастом и тем
успешнее, чем раньше создаются специальные условия для обучения и воспитания
ребёнка. ЗПР проявляется в несоответствии интеллектуальных возможностей ребёнка его
возрасту. Эти дети не готовы к началу школьного обучения по своим знаниям и навыкам,
личностной незрелости, поведению. Перечислим наиболее характерные особенности
детей с ЗПР:
снижение работоспособности;
повышенная истощаемость;
неустойчивость внимания;
более низкий уровень развития восприятия;
недостаточная продуктивность произвольной памяти;
отставание в развитии всех форм мышления;
дефекты звукопроизношения;
своеобразное поведение;
бедный словарный запас;
низкий навык самоконтроля;
незрелость эмоционально-волевой сферы;
ограниченный запас общих сведений и представлений.
Среди причин ЗПР выделяются следующие: Слабовыраженные органические
повреждения головного мозга, врожденные или возникшие во внутриутробном состоянии,
при родовом или раннем периодах жизни ребёнка. Генетическая обусловленная
недостаточность ЦНС. Интоксикация, инфекции, травмы, обменно-трофические
расстройства. Неблагоприятные социальные факторы (условия воспитания, дефицит
внимания и др.) Эффективная динамика развития детей намечается тогда, когда
своевременно осуществляется клиническая, педагогическая, психологическая диагностика
и реализуется необходимая психологическая коррекция, психотерапия, биологическая
терапия, а педагогическая коррекция и обучение ведутся с учётом всей сложности,
неравномерности и дисгармоничного развития интеллекта и личности детей. В семье,
уделяющей ребёнку должное внимание, задержка психического развития может быть
полностью или в значительной степени компенсирована путём целенаправленной
активизации различных сторон интеллектуальной и эмоциональной сферы. В
неблагоприятных же семьях, при отсутствии не только стимуляции психического
развития такого ребёнка, но невнимание к его физическому состоянию, своевременному
лечению, его психическое развитие ещё более замедляется.