Наталья Гордиенко
Консультация для педагогов «Что такое рефлексия»
▼ Скачать
Рефлексия – это особое качество, заложенное в человеческой природе. Благодаря ей мы способны оценивать и переосмысливать собственные поступки.
Для чего же нужна рефлексия на занятии?
Многие путают рефлексию с итогом занятия.
Недостаточно в конце занятия, спросить у детей: «Понравилось вам занятие?» Все могут ответить: «Да»
Публикация «Консультация для педагогов „Что такое рефлексия“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
Но это не тот ответ. Поэтому важно и полезно в конце занятия использовать рефлексию. Рефлексия помогает педагогу контролировать детей и увидеть, что было понятно, а над чем надо еще поработать. В структуре занятия, соответствующего требованиям ФГОС, рефлексия является обязательным этапом. Рефлексия проводится в конце занятия.
Занятие для ребенка – это часть его жизни, и в то же время это урок жизни для него. Он учится осмысливать окружающую действительность, оценивать свои мысли и поступки.
Если ребенок понимает ради чего он изучает данную тему, как она ему пригодится в будущем, какой вклад он может внести, может ли он оценить свой труд и труд сверстников, то обучение становится намного интереснее и легче как для ребенка, так и для педагога.
Рефлексия выполняет такие функции как:
-формирование логичного мышления;
-улучшение контроля над собственными мыслями и поступками;
-понимание собственных преимуществ и недостатков;
-развитие самокритичности;
-формирование умения видеть взаимосвязь поступков и последствий;
-поиск решения сложных задач;
-нахождение скрытых талантов и способностей.
Важнейшая функция рефлексии – самопознание.
Она помогает сформулировать получаемые результаты, определить цели дальнейшей работы, скорректировать свои последующие действия.
Рефлексия бывает:
1. Индивидуальная – формирование реальной самооценки.
За что ты можешь оценить свою работу.
2. Групповая – акцентирование ценности деятельности каждого члена группы для достижения максимального результата в решении поставленной задачи. Рефлексия бывает:
. По содержанию: символическая, устная и письменная.
Символическая — когда ребенок просто выставляет оценку с помощью символов: карточек, жетонов.
Устная предполагает умение ребенка связно высказывать свои мысли и описывать свои эмоции.
Письменная — самая сложная и занимает больше всего времени.
По цели рефлексия бывает:
Эмоциональная.
Она оценивает настроение, эмоциональное восприятие учебного материала. Это рефлексия из категории понравилось, не понравилось, интересно, скучно, было весело, грустно.
Данный вид рефлексии помогает оценить общее настроение класса. Чем больше позитива, тем лучше понята тема. И наоборот, занятие показалось скучным, трудным, возникли сложности с восприятием темы.
Как проводить рефлексию?
Хочу поделиться опытом проведения некоторых видов рефлексии. Подбирая рефлексию для занятия необходимо учитывать возраст и индивидуальные особенности детей.
Приведу несколько примеров из своей практики.
Рефлексия «Бабочки»
Предлагаю детям бабочки зеленого, желтого, красного цветов.
-Ребята, если вам очень понравилось занятие и было вам интересно,то выберите зеленую бабочку.
-Если было непонятно, скучно выберите желтую бабочку.
А если было трудно, ничего не понравилось то выберите красную бабочку.
Как сделать бабочки с машущими крылышками смотрите мастер – класс в моих публикациях номер 23
Рефлексия: «Закончи предложение»
-Я думаю, что после сегодняшней беседы….
- Я надеюсь, что в будущем …
- Мне все было непонятно …
-Теперь я буду стараться….
- Я узнал….
-Меня удивило….
-Мне захотелось…
-Я буду стараться …
-Мне все понравилось.
Рефлексия: «Ступеньки»
Даю детям карточки с 5 ступеньками. Предлагаю нарисовать человечка на ту ступеньку, которая отражает его мысли.
1 ступенька – скверно, не понравилось;
2 ступенька – плоховато, непонятно;
3ступенька – хорошо;
4 ступенька – уверен (на) в своих знаниях и умениях;
5 ступенька – комфортно, очень все понятно, интересно, все понравилось.
Дерево успеха.
Каждый листочек имеет свой определенный цвет:
- Зеленый — все сделал правильно.
-Желтый — были трудности.
- Красный — много ошибок, сложно, не понравилось занятие.
Предлагаю ребенку украсить свое дерево соответствующими листочками.
Подобным же образом можно украшать поляну цветами .
На полянке появились цветы.
- Голубые - все очень понравилось, много нового узнал.
- Желтые – скучно, неинтересно.
-Красные – очень трудно, ничего не понравилось, утомительно.
Эмоциональное настроение
-Солнышко - все понял, занятие интересное, очень доволен.
- Солнышко и тучка – занятие интересное, но я не все понял, были затруднения.
-Туча сердитая с дождем – было скучно, неинтересно, непонятно, еле дождался конца занятия.
Цветок эмоций
- Ребята, давайте соберем цветок из разных лепестков.
- Голубой - все очень понятно, интересно, много нового я узнал.
-Фиолетовый - скучновато, ничего непонятно, для меня сложно.
- Красный – совсем ничего не понравилось, сложно и неитересно.
Рефлексия настроения позволяет устанавливать эмоциональный контакт. Отражает внутреннее состояние ребенка, является средством самопознания.
Рефлексия является обязательным условием саморазвития не только ребенка, но и педагога.
Рефлексия создает условия для мотивации на дальнейшую самостоятельную деятельность.
Вы можете придумать свою рефлексию. Дерзайте, фантазируйте!