Любовь Колесникова
Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников при ознакомлении с историей, культурой родного края
▼ Скачать + Заказать документы
«Правильное воспитание – это наша счастливая старость, плохое воспитание – это наше будущее горе, это наши слёзы, это наша вина перед другими людьми, перед всей страной», – говорил А. С. Макаренко.
Нравственно-патриотическое воспитание является одним из важнейших элементов общественного сознания, именно в этом основа жизнеспособности любого общества и государства, преемственности поколений.
Публикация «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников при ознакомлении с историей, культурой родного края» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Республика, область, край. Список городов
- Темочки
Цель нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, родному дому и семье, к истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками.
Дошкольный возраст, как период складывания первооснов личности, имеет свои потенциальные возможности для развития высших нравственных чувств, в том числе ценностного отношения к Родине, воспитания основ гражданственности. Основой в воспитании у дошкольников гражданских чувств являются: накопление детьми социального опыта жизни в своём Отечестве, усвоение принятых в обществе норм поведения, развитие интереса к истории, культуре, традициям своего Отечества, проявление познавательного интереса и уважения к прошлому своей Родины, к традициям и обычаям своего народа.
О важности приобщения ребёнка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живёшь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям своего народа.
В настоящее время я работаю с детьми старшего дошкольного возраста, большое внимание уделяю нравственно-патриотическому воспитанию при ознакомлении с историей родного края. Эту задачу считаю актуальной и важной.
Чувство патриотизма многогранно по своему содержанию и, исходя из этого, я ставлю перед собой целый комплекс задач:
– воспитание у ребёнка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, посёлку;
– формирование бережного отношения к природе и всему живому;
– воспитание уважения к труду;
– развитие интереса к русским традициям и промыслам Воронежского края;
– формирование элементарных знаний о правах человека;
– расширение представлений о родном посёлке;
– знакомство детей с символами г. Воронежа и пос. Каменка;
– развитие чувства ответственности и гордости за достижения Воронежского края;
– формирование чувства уважения к другим народам, их традициям.
Данные задачи решаю во всех видах детской деятельности, в совместной образовательной деятельности, в режимных моментах, так как они воспитывают в ребёнке не только патриотические чувства, но и формируют его взаимоотношения со взрослыми и сверстниками.
Игра – естественный спутник ребёнка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой. Поэтому в своей работе я всегда обращаюсь к игре.
Положительные результаты в работе с детьми дают проведение опытов, экспериментов, оправдала себя и проектная деятельность с детьми и взрослыми, например, проект «Наш родной посёлок».
Дошкольник, прежде всего, должен осознать себя членом семьи, потом гражданином России и только потом жителем планеты Земля.
Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста через приобщение их к истории народа, родного края, посёлка, знакомство с их прошлым и настоящим – вот главная цель проекта.
Исходя из этого, решаю следующие задачи:
1. Пробуждать интерес к истории и культуре родного посёлка.
2. Воспитывать любовь к Родине, родному краю, природе.
3. Знакомить детей с талантливыми земляками.
4. Формировать знания о родном посёлке-труженике.
Решение поставленных задач повлекло за собой поиск расширенного содержания и разных форм работы через взаимосвязь разных видов деятельности: игровую, познавательную, изобразительную, музыкальную, трудовую, речевое развитие, художественную литературу.
Результаты показали, что мой проект действует, что он познавателен и полезен.
Я считаю, что успешное решение задач нравственно-патриотического воспитания возможно при условии взаимодействия с родителями, которое предполагает обмен мыслями, чувствами, общение. Положительные эмоции и совместная деятельность сближают взрослых и детей.
Нравственно-патриотическое воспитание планирую в соответствии с результатами диагностики, куда входят: беседы с детьми о родном посёлке, достопримечательных местах Каменки и Каменского района, наблюдение за деятельностью детей в развивающем центре, анализ детских рисунков, вопросы по истории и культуре родного посёлка, диагностические беседы-игры, игровые тестовые задания. Как я убедилась, необходимо продолжать воспитывать патриота-гражданина России через познавательную деятельность, игры, экскурсии, беседы, совместную образовательную деятельность.
Считаю, что эта работа – маленький ручеёк, который со временем станет большой рекой в деле воспитания дошкольников.
Таким образом, современное ДОУ выступает той социокультурной средой, создающей оптимальные условия для формирования у детей целостной «картины мира», воспитание патриотизма, основ гражданственности, а также интереса к своей малой родине.
Недаром В. В. Сухомлинский утверждал, что детство – это каждодневное открытие мира, и поэтому надо сделать так, чтобы оно стало, прежде всего, познанием человека и Отечества, их красоты и величия.