Ирина Янгуатова
«Экологическое воспитание дошкольников при ознакомлении с природой родного края». Самообразование
▼ Скачать + Заказать документы
Воспитателя первой квалификационной категории МКДОУ №20 г. Аши
И. С. Янгуатова.
«Всё хорошее в людях – из детства!
Как истоки добра пробудить?
Прикоснуться к природе всем сердцем
Удивиться, узнать, полюбить!
Мы хотим, чтоб земля расцветала,
И росли, как цветы, малыши,
Чтоб для них экология стала,
Не наукой, а частью души!»
Тема: «Экологическое воспитание дошкольников при ознакомлении с природой родного края».
Публикация «„Экологическое воспитание дошкольников при ознакомлении с природой родного края“, Самообразование» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Республика, область, край. Список городов
- Самообразование, саморазвитие
- Экологическое воспитание. Самообразование
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2019
Цель: сформировать у дошкольников познавательный интерес к родному краю, позитивное отношение к настоящему, прошлому, желание как можно больше узнать о флоре, фауне нашего региона, сформировать у детей интерес, желание охранять и беречь родную природу, а также воспитывать уважительное отношение к людям, живущим в Челябинской области.
Содержание образовательной области «Познавательное развитие».
Задачи:
1. Развитие у дошкольников экологического сознания, экологической культуры, желание беречь природу своего региона.
2. Накопление эмоционально-положительного, нравственно-ценного опыта – отношения с природой, влияние человека и предприятий города на жизнь растений и животных.
3. Воспитание интереса к познанию родного края.
Актуальность.
Актуальность моей темы заключается в том, чтобы не только познакомить детей с животным и растительным миром родного края. С их местообитанием, характерными признаками внешнего вида, но и подвести к тому, что природа и ее обитатели – это живая часть мира, которую нужно беречь, любить, сопереживать и радоваться ей.
Живая природа – это интересный, сложный и удивительный мир. Природа является источником первых знаний и радостных переживаний, которые часто запоминаются на всю жизнь. Зеленые луга и леса. Яркие цветы, бабочки, жуки, птицы, звери. Движущие облака, яркое солнце, падающий снег – все это привлекает детей, радует их, дает богатую пищу для их развития. Но, к сожалению, наши дети лишены богатств и сокровищ природы. Везде человек приложил свою руку. Проблема всего человечества – в спасение природы. Чтобы природа не была полностью уничтожена, задача взрослого воспитывать у детей чувства прекрасного к окружающему миру природы.
Приступая к работе по ознакомлению с природой родного края, провела мониторинг, где применила программно-методический комплекс для организаций реализующих образовательной программы дошкольного образования «Наш дом – Южный Урал» при поддержке Губернатора Челябинской области Б. А. Дубровского. Авторы: Е. Бабунова, С. Багаутдинова, Л. Галкина, Л. Градусова, И. Едакова, Н. Левшина, И. Колосова, Е. Лопатина, С. Обухова, В. Садырин, В. Турченко. Изд-во Челябинск, АБРИС, 2014.
Мною был составлен перспективный план по «Экологическому воспитанию детей через ознакомления с природой родного края»
План:
Сентябрь
Изучение материала по теме. Подбор литературы по теме.
Мониторинг
Октябрь
Изучить методическую литературу по экологии ФГОС ДОУ.
Программно-методический комплекс для организаций реализующих образовательной программы дошкольного образования «Наш дом – Южный Урал» при поддержке Губернатора Челябинской области Б. А. Дубровского
Беседы, наблюдения за живой и неживой природой. Экспериментирование с песком, ветром. Чтение художественной литературы по ознакомлению с природой.
Консультация «Воспитание любви к природе».
Предложить родителям изготовить поделку из природного материала на тему «Природа и фантазия».
Ноябрь
Подбор материала для бесед с детьми.
Подбор аудиозаписи для прослушивания с детьми.
Изучить литературу: С. Н. Николаева Парциальная программа «Юный эколог» 3-7лет, Т. Н. Вострухина, Л. А. Кондрыкинская Знакомим с окружающим миром детей 5-7лет ФГОС ДО.
Составление описательных рассказов о птицах; рассматривание иллюстраций; прослушивание аудиозаписи. Познакомить детей с д/и о птицах.
Благотворительная акция «Покормите птиц зимой» (изготовление кормушек для птиц)
Декабрь
«Красная книга».
Прогулка к «птичьей столовой».
Подбор литературы по теме.
Знакомство с «красной книгой».
Беседа «Что такое заповедник?»
Покормим птиц зимой.
Конкурс «Зеленая красавица» (изготовление новогодней елки из любого материала вместе с родителями).
Январь
«Аша – наша Родина».
Изучение литературы по теме.
Беседы о своей Родине, о природе, о водоемах Ашинсгого района и их обитателях.
Февраль
Работа по составлению рассказов по картине; подбор картин о животных. Учимся составлять рассказы по картине. Чтение о лесных жителях.
Огород на окне: выращиваем лук.
Викторина «Знатоки природы» (родители и дети)
Март
Подбор литературы по теме.
Педагогическая ширма «Очей очарованье» (предложить родителям выучить с детьми стихи о природе родного края).
Апрель
Подборка цветочных и овощных семян.
Подготовка к экскурсии на пруд. Огород на участке: посадка овощных и цветочных культур; прополка клумб; изготовление скворечников для птиц.
Экскурсия на речку Ашинка.
Консультация «Зеленая аптека».
Май
Анализ работы
Мониторинг
Фотовыставка «Наши добрые дела» (родители и дети). Участие в акции «Юный эколог» (совместное озеленение территории детского сада).
Наверное, каждый из вас согласится с тем, что в жизни нашей страны поменялось очень многое! Существенно изменились наши дети. Да, мы живем в интересное и сложное время, на многое начинаем смотреть по-иному, многое заново открываем и переоцениваем. В первую очередь это относится к нашему прошлому. Я всегда спрашиваю себя, о чем же следует рассказывать дошкольникам? О том ли, что Россия самая большая, самая богатая, самая сильная страна в мире? Или сделать акцент на любви к малой Родине, к родному дому, детскому саду, привычному для нас пейзажу; что заботило, радовало и тревожило наших предков, чем они занимались, как трудились, о чем мечтали, рассказывали и пели, что передавали своим детям и внукам? Ответить на эти вопросы сегодня - значит восстановить связь времен, вернуть утерянные ценности.
Чувство Родины. Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям - к маме, отцу, бабушке, дедушке. Старинная мудрость напоминает корней, традиций своего народа нельзя воспитать полноценного человека, любящего своих родителей, свой дом, свой город, свою страну и с уважением относящегося к другим народам.
Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. И хотя многие впечатления еще не осознаны ребёнком глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности.
Год от года оно расширяется, обогащается, совершенствуется. Большое значения для формирования, расширения и углубления представлений о родном крае, патриотических чувств, воспитания любви к родному краю имеет применение в учебно-воспитательном процессе местного краеведческого материала, так как сведения краеведческого характера более близки и понятны детям и вызывают у них познавательный интерес.
Свое самообразование начала, с опорой на основную общеобразовательную программу дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.
Для реализации модели использую интегрированный подход:
1. Включение форм работы во все виды детской деятельности: познавательную, продуктивную, игровую.
2. Использование регионального компонента: проект «Родной свой край люби и знай».
3. Работа спланирована в сотрудничестве с семьей: создание альбома «Моя семья», участие в конкурсах поделок из природного материала «Природа и фантазия», конкурс кормушек и скворечников, конкурс «Зеленная красавица», участие в субботниках.
4. Разработан собственный комплекс методических приемов, которые обеспечивают эффективное решение воспитательно-образовательных задач.
Она состоит из нескольких направлений:
Первое направление: Я и моя семья.
Второе направление: Человек – труженик.
Третье направление: Природа родного края.
Четвё ртое направление: Родина моя – бескрайняя Россия.
Пятое направление: История родной земли.
Шестое направление: Культура.
Хочу остановиться на каждом:
Первое направление: Я и моя семья.
Работа в целях реализации которого заключается в формировании духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к родному дому, семье.
Все начинается с родного дома и матери — хранительницы семейного очага. Эта задача традиционно решалась в дошкольных учреждениях, но сегодня ощущается необходимость усилить работу в этом направлении, сделать ее более содержательной. Сейчас институт Семьи переживает не лучшие времена. Стремясь заработать на хлеб насущный, родители все меньше уделяют внимание детям и их воспитанию, растет число неполных семей. Мы горим желанием воспитать любовь к Родине, а оказываемся не в состоянии воспитать у ребенка любовь к самым близким людям, к родному дому и детскому саду. Ведь это основа основ патриотического воспитания, его первая и самая важная ступень. В группе был проведен конкурс рисунков «Портрет моей мамы», фотовыставка «Мамочка, любимая моя!»
Второе направление: Человек – труженик (Проект «Все профессии нужны, все профессии важны» в старшей группе)
Работа в целях реализации которого заключается в воспитании уважительного отношения к Человеку - труженику и результатам его труда.
1. В первую очередь нужно знакомить с трудом людей своего края, города. Воспитывать гордость за результаты их труда.
2. Необходимо также и приобщение дошкольников к трудовой деятельности. Труд ребенка-дошкольника невелик и несложен. Однако он необходим для формирования его личности. Нужно способствовать трудовой деятельности детей, в основе которой лежит желание сделать что-то для друга, для воспитателя, для группы, для детского сада и т. д.
3. Также следует организовывать систематически и в детском саду и дома труд с общественной мотивацией, направленного на общую пользу.
Третье направление: Природа родного края (Региональный проект «Родной свой край люби и знай»)
Казалось бы, какая может быть взаимосвязь между патриотическим воспитанием и экологией? А ведь воспитатель должен не только дать представление о природе и ее законах, но и научить детей видеть ее красоту, жить с ней в мире и добрососедстве, жить в ней, не нарушая ее ритма, защищать ее.
Четвё ртое направление: Родина моя – бескрайняя Россия
Дошкольник, прежде всего, должен осознать себя неотъемлемой частью своей малой Родины, потом гражданином России, и только потом жителем планеты Земля. Нужно постепенно подводить ребенка к пониманию того, что у каждого россиянина есть своя малая Родина — то место, где он родился, привязанность к которому он испытывает с детства, и вместе с ним большая Родина — Российская Федерация. Я стараюсь знакомить детей со своей страной, и, прежде всего, со своим родным краем. Чтобы они полюбили свою землю, и стали ей полезными, а для этого надо многое знать, уметь с детства совершать такие дела, которые были бы на благо своего дома, детского сада, города, а в дальнейшем и всей страны.
Пятое направление: История родной земли
Как научить детей любить не придуманную Родину, а такую, какая она есть. Любить и беречь можно только то, что чувствуешь, знаешь, понимаешь. Что может заинтересовать ребенка чистотой, искренностью, красотой, глубоким содержанием? Это наша многовековая история. Чем нам можно гордиться, так это своей историей. Мне хочется пробудить в детях чувство гордости за русских людей, давших миру великих полководцев и мыслителей, освободителей мира от фашизма и первопроходцев космоса; хочется познакомить с городами и сёлами родной владимирской земли : их историей, памятниками, архитектурой.
Шестое направление: Культура
Патриотическое воспитание в детском саду — это процесс освоения, наследования традиционной отечественной культуры. Сохранение Российской культуры во всем многообразии ее проявлений, национального колорита оказывает непосредственное влияние на развитие личности ребенка.
Содержание этого раздела:
1. Занятия по знакомству с местными народными промыслами.
2. Одинаково интересным и важным для детей является знакомство с жизнью и творчеством отечественных художников, военачальников, писателей, композиторов и многих других достойных сынов и дочерей России. Дополнительно нужно сделать акцент на знакомстве с судьбой и творческим вкладом наших земляков в историю и культуру всей страны.
3. Приобщение детей к богатствам русской литературы.
Мы воспитываем гражданина, от которого будет зависеть наше будущее. А. С. Макаренко писал: «наши дети — это наша старость. Правильное воспитание — это наша счастливая старость, плохое воспитание — это наше будущее горе, это наша вина перед другими людьми, перед всей страной».
Я твё рдо уверена в следующем:
- чтобы ребёнок уважал старших, я должна объяснить ему, что такое любовь и забота;
- чтобы ребёнок любил свою Родину, он должен знать её историю, знать, как жили и что делали его предки;
- чтобы ребёнок гордился страной, в которой живёт, он должен знать её героев, причём герои могут быть как реальными, так и сказочными;
- чтобы ребёнок ценил всё, то прекрасное, что создано было ещё до появления его на свет, я должна научить его это ценить, видеть, понимать, чувствовать, сопереживать.
Задача педагогов и родителей – как можно раньше побудить в растущем человеке любовь к родной земле. С первых шагов формировать у детей:
1. черты характера, которые помогут ему стать человеком и гражданином общества;
2. воспитывать любовь и уважение к родному дому, детскому саду, родной улице, городу;
3. чувство гордости за достижения страны, любовь и уважение к армии, гордость за мужество воинов;
4. развивать интерес к доступным ребенку явлениям общественной жизни.
А вершиной патриотического воспитания является осознание себя гражданином России.
Заключение:
Предметный мир, социальная жизнь и природа – вот основные источники формирования детских ощущений, восприятий и представлений. Детская любознательность, отзывчивость и восприимчивость к явлениям и объектам природы и должны стать для взрослого той отправной точкой. С которой будет осуществляться все дальнейшее воспитание и образование ребенка: развитие чувства любви и бережного отношения ко всему живому и неживому, обогащение представлений детей о мире природы и развитие умения выделять основные закономерности.
Особое место в работе отвожу созданию предметно-развивающей среды. В группу приобретена карта Челябинской области с обозначениями городов и различных мест обитания животных. Она помогает наглядно ориентироваться и запоминать фауну региона. Есть книги о Челябинской области. Фотоматериалы, альбомы, посвященные природе края.
Папки на тему: «Деревья», «Кустарники», «Животные», «Птицы», «Грибы», «Как вести себя в природе» и т. д. – все это ведет к установлению взаимосвязи и взаимозависимости в растительном и животном мире, а также желание познавать, беречь, охранять и сохранять природу.
Какие же наиболее продуктивные методы по формированию познавательного интереса у детей к родному краю? В первую очередь, конечно же, обучающие занятия. Разработали серию конспектов и проводятся занятия о флоре и фауне региона, которые позволяют развить познавательный интерес и активность.
Особое внимание уделяю природоохранительному вопросу. Знакомлю детей с флорой и фауной региона. На экскурсиях в парк, к близлежащему водоему знакомлю детей с природой, животными, птицами, водоплавающими, одновременно с условиями их обитания, что способствует образованию первичных представлений о взаимосвязях в природе. При проведении экскурсий дети не только любуются красотой природы, но и вспоминают, и закрепляют как вести себя в природе, но и при наблюдении делают вывод, как выбросы засоряют воду, почву.
Для установления причин, явлений, связей и отношений между предметами и явлениями стараюсь использовать в работе опыты-эксперименты. В группе организован кружок «Знайки», где при помощи опытов-экспериментов раскрывается причина наблюдаемого явления, дети подводятся к суждениям, умозаключениям, уточняются их знания о свойствах и качествах, объектах природы (свойствах растений, сезонных изменениях).
Таким образом, опыты способствуют формированию познавательного интереса кприроде, развитию наблюдательности, мыслительной деятельности.
Использую художественную литературу о природе, а также произведения о растительном и животном мире.
Дети совместно с родителями с удовольствием участвовали в акциях «Смастери кормушку», «Покорми птиц».
Ежегодно осенью в группе проходит конкурс-выставка поделок из природного материала,выполненная совместно с родителями и детьми под названием «Природа и фантазия», фотографии творческих работ собраны в фотоальбом.
Традиционно использую в своей работе наглядную информацию: консультации, папки-передвижки. Также провожу беседы с родителями, определяющие отношение родителей к формированию познавательного интереса к природе дошкольников. Большинство родителей (100%) выразили желание, чтобы дети получили знания о родном крае.
Считаю, что работа по формированию познавательного интереса к родному краю, природе, охране, умение беречь ее – самая ценная черта, которую надо воспитывать в сердцах и душах дошкольников, т. к. это рождает чувство привязанности к тому месту, где родился и живешь, в конечном счете любви к Отечеству. Если мы уже в дошкольном возрасте начнем заниматься краеведением, то вырастим детей, любящих свою Родину, ее историю, думающих о нашей планете в целом. Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой Родине – месту, где человек родился.