Зайтуна Сайдяшева
Консультация «Выражение эмоций и чувств детей в изобразительной деятельности»
▼ Скачать + Заказать документы
Познание мира, общение, отношения с окружающими пробуждают и развивают новые мотивы, стремления ребенка, его эмоциональную сферу, а развитие воли, саморегуляция действий и иерархическое соподчинение желаний делают мотивы действенными. Поведение ребенка становится личностным, более независимым от сиюминутных обстоятельств. Развитие чувств в дошкольном возрасте связано с расширением круга общения и деятельности. К близким они проявляют симпатию и сочувствие, сопереживают, если кто-то заболел, хотят сделать приятное: «Бабушка, давай я тебе мультик расскажу. Ты же не смотрела, ты же не можешь встать». У них появляются привязанность к сверстникам, чувство дружбы, они возмущаются жадностью, несправедливостью, если кто-то обидел другого.
Публикация «Консультация „Выражение эмоций и чувств детей в изобразительной деятельности“» размещена в разделах
- ИЗО. Изобразительная деятельность в детском саду
- Консультации для родителей
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Эмоции. Консультации и рекомендации для родителей
- Эмоции. Развитие эмоциональной сферы у детей
- Темочки
Переживания связаны не только с личными интересами ребенка, но и с интересами товарищей, однако к несимпатичным сверстникам они сами бывают несправедливы. Усвоение норм поведения и оценка со стороны взрослых и сверстников также вызывают новые переживания: радость, гордость от похвалы и огорчение, стыд, если делают не как должно. Дразнилки товарищей могут доводить до слез. В познавательной деятельности появляются интеллектуальные эмоции : замечают смешное, юмор. В сравнении с ранним возрастом чувства дошкольников становятся более устойчивыми и в большей степени влияют на поведение. На основе симпатии, сопереживания появляются идеальные образы, которым ребенок активно подражает. Малыши подражают внешним манерам и действиям, а старшие дошкольники могут подражать отношениям и личностным качествам. Так, если ребенок стал непослушным, сказка может оказаться более действенной мерой, чем наказание. Ненецкая сказка «Кукушка» так ярко показывает отчаяние непослушных детей, которых покинула обиженная мать, что после чтения несколько дней дети предельно внимательны к своей матери и послушны. В такой же мере сказка «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» вызывает глубокое сочувствие героям и заметно изменяет отношение детей к своим братьям и сестрам. На основе сопереживания происходит личностное включение в сюжет и желание перенять качества симпатичного героя. В собственной изобразительной деятельности дети пытаются познать и отразить окружающий их мир. У дошкольников превалируют при этом тенденции самовыражения, желание выразить отношение к окружающему (рисует для себя и поэтому неважно как). Как только стремление к самовыражению начинает согласовываться со стремлением к общению, ребёнок идёт со своим рисунком к взрослому. Ребёнок хочет, чтобы его поняли, и старается сделать изображение понятным для других. Важную роль играет так же и жизненный опыт детей, который с возрастом обогащается. Ребёнок начинает осознавать, осмысливать свои непосредственные ощущения, первые жизненные впечатления, которые запечатлевает на листе бумаги, ведь даже при очень малом объеме изобразительных умений дети умеют относительно свободно выражать свои впечатления, чувства, желания. В трудные, критические моменты жизни мы нередко обращаемся к искусству. И оно не только на время отвлекает от проблем, но и позволяет по-другому на них взглянуть, осмыслить, пережить их. Когда же мы свободно выражаем себя в творчестве, оно становится богатейшим источником самопознания, радости, силы и здоровья. Таким образом, необходимо организовать изобразительную деятельность ребят так, чтобы положительные эмоции и нравственные чувства окрашивали весь процесс творчества. С этой целью, кроме всех известных приемов и методов обучения, следует широко использовать игровые методы и приемы. Целесообразно в детском саду включать в процесс занятий: образное слово, шутку, юмор, сюрпризные моменты, поисковые, фокусные ситуации, когда в результате разных проб (с красками, ножницами, пластилином, печатками и т. Д., возникает неожиданный для ребенка результат, а также использовать нестандартные приемы создания изображения. Атмосфера на занятии должна быть живой и непринужденной, без жестких дисциплинарных мер, сковывающих свободу и творческий потенциал детей, где воспитываем у детей нравственные чувства через изобразительную деятельность. В современной медицине большое распространение получает термин «изотерапия». Речь идёт о восстановлении здоровья человека (и ребёнка и взрослого) при помощи занятий изобразительным искусством. Изображая свои переживания, человек как бы заново проживает и «выплёскивает» отрицательные эмоции на бумагу. Воспроизводя свои чувства, он может и откорректировать своё отношение к тому, что вызывает у него неблагоприятные эмоции. Уже сама возможность ребёнку выразить себя через рисунок, даёт огромное облегчение. А самое главное - процесс творчества помогает не только решить многие явные проблемы, но и обнаружить скрытые. Рисование открывает те стороны личности, о которых человек иначе никогда бы не узнал: это вытесненные чувства, переживания, ожидания. В процессе их осознания он обновляет душу, лучше узнаёт себя и получает возможность жить более полной жизнью. Зная, как дети любят рисовать, как они сами - спонтанно, интуитивно - находят этот путь и тем самым получают возможность выразить собственные переживания, воплотив их в художественном образе, какой мощный позитивный заряд при этом получают.