Папки-передвижки

Консультация учителя — логопеда «Довербальный (доречевой) период развития ребёнка»

Юлия Дружинина
Консультация учителя — логопеда «Довербальный (доречевой) период развития ребёнка»
▼ Скачать + Заказать документы

Консультация учителя — логопеда

Первый год жизни ребёнка называют доречевым, или довербальным, периодом. Он характеризуется морфофункциональным созреванием структур головного мозга, в том числе и структур, связанных с процессами производства и восприятия речи, формированием речевого тракта, установление координаций между дыханием и моторными движениями, приводящими к возникновению артикуляций.

Публикация «Консультация учителя — логопеда „Довербальный (доречевой) период развития ребёнка“» размещена в разделах

На протяжении довербального периода развития происходит последователь-ная смена вокализаций: рефлекторные фонации – гуление – лепет – предслова – первые слова.

Первый крик ребёнка и ранние вокализации, характер взаимодействия взрослого с малышом – имеет значение для развития когнитивной сферы ребёнка, в том числе и для формирования звуковой стороны речи.

Последовательность звуковых выражений ребёнка первого года жизни

Звуковые выражения ребёнка первого года жизни называют вокализациями (от английского слова «vocalization»). Вокализации последовательно сменяют друг друга, при этом появление нового типа вокализаций не исключает использование ребёнком уже хорошо ранее освоенных.

Классификация вокализаций (Koopmans van Beinum, van der Stelt, 1986)

1. Рефлекторные фонации (0 – 1,5/2 мес.).

2. Гуление (1,5 – 2/5 мес.).

3. Лепет (5 – 12 мес.).

4. Предслова или лепетные слова (10 – 11 мес.).

5. Первые слова (11 – 12 мес.).

Стадия 1. Рефлекторные фонации (синоним – плачи) 0 – 1,5/2 мес.

Первой звуковой реакцией новорожденного является крик. Крик – это врождённая реакция на различные воздействия – температурные, болевые, тактильные и другие. С момента рождения и в первые 1,5 – 2 месяца плач или крик является основной звуковой реакцией малыша.

Здоровый грудной ребёнок, правильно одетый, имеющий надлежащий уход и вскармливание, достаточный контакт с родителем, никогда не кричит долго и беспричинно.

На 2-м месяце жизни ребёнок с помощью плача начинает привлекать внимание матери. Привлечение внимания взрослого наиболее доступным способом, с помощью плача, является важным для выживания младенца.

Стадия 2. Гуление. (1,5 - 6 мес.)

Гуление (гласноподобные звуки в различных сочетаниях) – это звуковое выражение ребёнком положительного эмоционального настроя.

Время возникновения индивидуально. Для гуления характерно произнесение ребёнком звуков, напоминающих по звучанию гласные. Ребёнок комбинирует их, мелодично растягивает, играет ритмом и высотой. Звуки появляются в результате случайного положения языка малыша в ротовой полости, а не в результате чёткой артикуляции.

В период появления гуления малыш начинает улыбаться.

Особенности гуления:

1. У детей с нарушениями слуха возникает в те же сроки, что и у нормально слышащих детей, т. е. в период с 1,5-месячного до 5-месячного возраста.

2. У детей, воспитывающихся в условиях социальной депривации или страдающих тяжёлыми заболеваниями ЦНС, гуление (и улыбка) возникают позже, чем у домашних здоровых детей (5-6 мес.)

Стадия 3. Лепет (5 - 12 мес.)

Лепет характеризуется включением в вокализации согласных звуков, при-водящих к образованию слогов.

На стадии лепета происходит активное усвоение ребёнком различных интонаций.

В возрасте 4-5 месяцев в строении голосового аппарата ребёнка происходят значимые изменения: появляется перегородка между полостями носа; увеличивается в объёме полость рта.

Это создаёт условия для более разнообразных движений языком и чёткой согласованностью между различными структурами голосового аппарата при произнесении звука. С этого возраста в звуковых сигналах детей появляются первые слоги. Постепенно у ребёнка формируется структура слога с ударным гласным на конце.

Стадия 4. Предслова и первые слова (10 – 12 мес.)

Лепетное слово или предслово образуется во время лепета при соединении двух одинаковых слогов. К концу первого года жизни, наряду с лепетными словами, появляются первые истинные слова.

Отличие лепетного слова от истинного в том, что у ле-петного слова отсутствует значение. Например. Ребёнок может обозначать словом «мама» и маму, и папу, и кош-ку. Истинное слово отличается от лепетного тем, что его звукоформа соответствует значению.

материал консультации подготовила учитель – логопед Ю. Е. Дружинина

(в статье использованы материалы учебно-методического пособия Ляксо Е. Е. Развитие речи: от первых звуков до сложных фраз. – СПБ. : Речь; М. : Сфера, 2010. с. 63 – 77)

Публикации по теме:

Формы работы учителя-логопеда с семьей Наиболее эффективные формы работы учителя – логопеда с семьей: - коллективные формы работы учителя-логопеда с семьей; 1. Групповые родительские.

Годовой отчет о работе учителя–логопеда .

Консультация для родителей «Родители — первые учителя для своего ребёнка» Уважаемые мамы и папы! Вы самые первые учителя для своего ребёнка. Первым семейным этапом жизни ребенка, который и окажет большое влияние.

Консультация для родителей «Чем занять ребёнка старшего дошкольного возраста в летний период»Консультация для родителей «Чем занять ребёнка старшего дошкольного возраста в летний период» Я думаю, со мной многие согласятся, что лето – это самое лучшее время года, потому что вокруг очень красиво, тепло и у нас есть чудесная.

Консультация «Преемственность в работе учителя-логопеда и воспитателей по формированию звукопроизношения у детей» Консультация – презентация на тему: «Преемственность учителя-логопеда и воспитателей по формированию звукопроизношения у детей, посещающих.

Консультация учителя-логопеда для родителей «В выходные не скучаем — в игры всей семьёй играем» Консультация учителя-логопеда для родителей на тему:«В выходные не скучаем — в игры всей семьёй играем». Как занять дошкольника и сделать.

Мониторинг как одно из направлений в работе учителя-логопеда ДОУ Мониторинг – как одно из направлений в работе учителя – логопеда, работающего в условиях логопедического пункта с интернальной интеграцией.

Взаимодействие учителя-логопеда и музыкального руководителя в ДОУВзаимодействие учителя-логопеда и музыкального руководителя в ДОУ В коррекционной работе с детьми, страдающими различными дефектами речи, положительную роль играют совместные занятия логопеда и музыкального.

Развивающая предметно-пространственная коррекционная среда кабинета учителя-дефектолога, учителя-логопеда ДООРазвивающая предметно-пространственная коррекционная среда кабинета учителя-дефектолога, учителя-логопеда ДОО Пояснительная записка Паспорт кабинета – основной документ, который отражает материально-техническое оборудование, состояние и оснащённость.

Консультация «Специфика работы учителя-логопеда в детском саду для детей с нарушением зрения» Специфика работы учителя - логопеда в ДОУ для детей с нарушением зрения. Работа учителя – логопеда в детском саду для детей с нарушением.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация учителя — логопеда «Довербальный (доречевой) период развития ребёнка»
Опубликовано: 13 декабря 2022 в 08:57
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация учителя — логопеда «Довербальный (доречевой) период развития ребёнка»» (включая файлы) размещена пользователем Юлия Дружинина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. 

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД