Светлана Гришина
Консультация учителя-дефектолога «Ваш ребёнок идёт в школу»
▼ Скачать + Заказать документы
При поступлении в первый класс детям обязательно задают несколько вопросов общего характера об их поле и возрасте, о составе семьи и работе родителей, о природе и об окружающем мире. Стоит ли тратить время на обсуждение очевидных вещей?
Отсутствие у ребёнка представлений о себе и мире вокруг – большой пробел в подготовке.
Дошкольник по природе своей эгоцентричен: ему важно то, что так или иначе имеет к нему непосредственное отношение. Он мысленно ставит самого себя в центр мироздания. А остальные объекты и явления окружающего мира располагает вокруг себя, приближая или удаляя их по степени значимости.
1. Я сам.
Публикация «Консультация учителя-дефектолога „Ваш ребёнок идёт в школу“» размещена в разделах
Следует убедиться, что ребёнок знает :
-Своё полное имя и дату рождения;
-Домашний адрес и телефон.
-Будущий первоклассник должен уметь внятно и толково рассказать: о своих увлечениях и любимых занятиях; симпатиях и антипатиях; друзьях по детскому саду и двору; распорядке дня и т. д.
Кроме того, ребёнок к шести годам должен иметь чёткое представление о своё м теле:
знать названия частей тела; хотя бы в общем представлять себе их функции.
2. Моя семья и … животные.
К первому классу ребёнок, конечно, знает, кто входит в его семью. Но его могут расспросить о возрасте домашних и их профессиях. И тут начинаются трудности. Дети часто с трудом представляют себе, где работают их родители, и уж тем более редко понимают, чем именно они занимаются в загадочном «офисе». Поэтому надо подробно рассказывать о своей работе: как правильно называется ваша профессия;
как называется место вашей работы в чём заключаются ваши служебные обязанности.
Можно, отвести ребёнка к себе на работу. Если нет такой возможности, подберите подходящие фотографии, расскажите, чем занимаетесь вы на работе.
Часто вопросы связаны с родством: кем приходишься ты бабушке? А папе и маме? А папа дедушке? Чтобы разобраться в хитросплетениях семейных отношений, можно нарисовать маленькое генеалогическое дерево, наклеить на него фотографии домочадцев и подписать, кто кому кем приходится.
Даже если вы и ваш ребёнок справедливо считаете любимого домашнего животного полноправным членом семьи, не стоит говорить об этом всерьёз. Убедите будущего первоклашку, что подразумевается только кровное родство.
3. Мир вокруг меня.
Нередко шестилетку, уверенно рассуждающего о видах доисторической фауны и чёрных дырах, ставит в тупик простейший вопрос о признаках времён года, месяцах года или о названии достопримечательностей города.
Ребёнок должен знать : как называется город и страна, где он живёт;
какие природные объекты находятся по соседству (лес, парк, водоём, гора) и как они называются; какие животные и птицы обитают в вашей природной зоне; какие главные достопримечательности есть в вашем городе.
Учите детей ориентироваться во времени: что такое часы и как ими пользуются; сколько часов в сутках; как называются времена года и месяцы, какие месяцы к какому времени года относятся; по каким признакам мы определяем наступление времени года (изменения в природе, поведение животных и птиц, изменения температуры воздуха).
Учите детей осознавать простые причинно-следственные связи: деревья качаются от того, что дует ветер, лёд тает потому, что нагревается, птицы улетают на юг, потому что им холодно.
Именно базовые представления о мире, понимание причинно-следственных связей между простейшими природными явлениями говорят, с точки зрения педагогов и психологов, о готовности к школе.