Вера Петушкова
Консультация для родителей «Нарушение психической деятельности ребенка. Патологические реакции»
▼ Скачать + Заказать документы
Психологическое развитие ребенка невозможно без постоянного общения с другими людьми. Однако, к сожалению, иногда неправильное обращение с ребенком со стороны окружающих может приводить к нарушениям его душевного состояния.
Если ребенок считает, что его обидели или ущемили его интересы, он может в ответ заплакать, хлопнуть дверью, разломать игрушку, не разговаривать с ними и т. д. В этом будет проявляться его реакция. Такие реакции бывают у всех детей, они быстро проходят, не влияют на здоровье и поведение ребенка в целом и носят название характерологических. Но если это реакции становятся частыми, повторяются и дома и в детском саду, нарушают сон и аппетит, влияют на адаптацию ребенка в детском коллективе, то они становятся уже патохарактерологическими, то есть выходят за рамки нормы.
Важно уметь распознавать наиболее частые виды реакций, которые при устойчивом закреплении могут приводить к нарушениям формирования личности и развитию так называемых «болезней» характера (психопатия).
Довольно распространенными являются реакции протеста. Они возникают как ответ на физическое наказание, оскорбление, развод родителей, появление в семье отчима или второго ребенка, ссоры в семье, грубое отношение педагога и т. д. Иногда реакции протеста носят активный характер. Дети становятся агрессивными, грубыми, портят любимые вещи обидчика, делают все наоборот. Следует заметить, что если в начале гнев ребенка бывает направлен только на обидчика, то потом он распространяется и на других людей.
Встречаются и пассивные реакции протеста, когда дети уходят от активной борьбы за свои интересы. В таких случаях они убегают из дома, где их наказывают, где их постоянно ругают, отказываются от пищи из рук родителей.
При помещении детей в детский дом, интернат, при неудачах в учебе или наличии физических недостатков дети вообще могут отказаться от всяких притязаний. Эти реакции так и называют: реакции отказа. Дети тогда становятся пассивными, безынициативными, безрадостными.
Иногда они стремятся компенсировать свои истинный или мнимый недостаток. Так стеснительные и робкие начинают вести себя вызывающе и дерзко, чтобы скрыть свою стеснительность. Физически слабые мальчики представляют себя смелыми и сильными. Подобные явления носят название реакций компенсации и гиперкомпенсации.
Родителям следует предвидеть возможность болезненного реагирования детей и заранее планировать свое поведение так, чтобы не нанести душевную травму ребенку. При появлении болезненных реакций, прежде, чем что-то предпринять, надо постараться понять их причину. Воспитательные меры обычно бывают достаточными. Однако в некоторых случаях необходимо обратиться к врачу.
Реакция группирования заключается в стремлении к объединению с себе подобными. Это и является причиной того, что мы часто встречаем компании старших детей в скверах и на улицах. При этом мнение и авторитет группы для ребенка становятся более значимым, чем мнение родителей и педагогов.
Реакция имитации выражается в подражании окружающим. Хорошо, когда идеалом ребенка является положительный герой. Но иногда объектом для подражания избирается предмет с антисоциальным поведением.
Чтобы эти реакции не переросли в патологические, а тем более в «болезнь» характера, родителям надо знать об их существовании, наблюдать, как и в какой степени они выражены у ребенка, учитывать это в воспитательной работе, так как педагогическими мерами можно предупредить их нежелательное развитие. Надо учесть стремление к самостоятельности при взрослении ребенка, привлекать его к решению «взрослых» вопросов, советоваться с ним и приучать к личной ответственности.