Оксана Левина
Консультация «Способы разрешения детских конфликтов»
▼ Скачать + Заказать документы
Основные подходы в разрешении конфликтов в детском коллективе-это минимизация проблем, разделяющих стороны через поиск компромисса, достижение согласия. Устранение полностью или частично причин, породивших конфликт. Изменение целей участников конфликта. Достижение соглашения по спорному вопросу между участниками.
В разрешении детских конфликтов воспитатель обеспечивает нахождение общего языка, который является результатом достижения понимания.
Публикация «Консультация „Способы разрешения детских конфликтов“» размещена в разделах
Деятельность воспитателя при разрешении детских конфликтов должна быть планомерной и включать следующие последовательно выполняемые стадии:
-Определение и оценка сущности конфликтной ситуации, ее причины. Сообщение о своем неудовольствии появлением конфликта. Избавление от «зрителей»;
-Оценка целей конфликтной ситуации : утверждение личных притязаний: навязывания своего стиля поведения: умаление достоинств другой стороны: корыстные устремления. Важно показать детям различие в понимании целей, который каждый из них преследовал в ссоре.
-Обратить внимание на эмоциональное состояние детей, вступивших в конфликт, понять причины этого состояния, урегулировать бурные реакции. Педагог должен подавить собственные и детские отрицательные эмоции. Воспитатель может использовать сообщение, которое включает в себя:
1) описание произведенного действия (Когда ты);
2) описание возможного или неизбежного результата этого действия (Может случится, что);
3) предложение альтернативного варианта поведения (Лучше)
-Найти радикальные средства для устранения причин конфликтной ситуации :
1) принять меры воспитательного воздействия (учитывать нужды каждого, использовать творческий подход, развивать навыки общения, ведущие к сближению, формировать готовность к самостоятельному разрешению конфликта, учить управлять эмоциями, оценивать поступок, а не личность ребенка; нейтрализовать борьбу за власть; вырабатывать альтернативы, привлекая к совместному творческому поиску)
2) выдвинуть определённые жесткие требования
3) указывать на необходимость придерживаться установленных норм
поведения не только в период пребывания в детском саду, но и в
повседневной жизни.
-Оценка особенностей участников конфликта
-Определить динамику процесса развития конфликтной ситуации. Если проблему нельзя решить «сходу», то определить время и присутствие посредника (родителя, психолога)
С детьми нужно постоянно проводить диагностические беседы. При решении конфликтных ситуаций воспитатель должен применить технику активного слушателя. Если показать ребенку, что его слушают, понимают и сочувствуют, то тем самым снижается острота конфликта : ребенку важно почувствовать себя услышанным и понятым.
В качестве основных методов, приемов, форм обучения детей конструктивным способам разрешения конфликтных ситуаций используются:
- сюжетно-ролевые игры (с наличием проблемных ситуаций);
- имитирующие игры (имитирующие в чистом виде какое-либо «человеческий процесс»);
- интерактивные игры;
- социально-поведенческие тренинги4
- обыгрывание конфликтных ситуаций и моделирования выхода из них;
- психогемнастика;
- чтение и обсуждение художественных произведений;
- просмотр и анализ фрагментов мультипликационных фильмов с последующим моделированием новых версий дискусий;
В ходе игр дети имеют возможность получить новое впечатление, приобретают социальный опыт и общаются друг с другом совершенно не так, как в ходе обычной детской жизни. Также игры — это хорошая профилактика конфликтов.
Но, например, если профилактика не помогла и конфликт уже назрел. Ситуация «дети не могут поделить игрушку». Воспитателю не следует внушать чувство вины ребенку за то, что он взял чужую игрушку первым. Помогая решить конфликт, воспитатель должен вести себя не как судья, а как помощник. Его обращение к детям должно быть спокойным и
уважительным. Если конфликт зашел слишком далеко, и дети не слышат и не видят вокруг себя ничего, то воспитатель может забрать у них игрушку и объяснить, что отдаст ее, когда они успокоятся. Если завязалась драка, то не следует их растягивать, а необходимо протянуть руки между ними со словами, «Я не позволю вам драться, но вы можете поговорить о том, что произошло». Дети одновременно говорят, что игрушка его и тянет ее на себя.
Чтобы решить это воспитатель может предложить ребятам поиграть в считалку и узнать кому она достанется. Спросить у ребят, что еще можно сделать, например, играть по очереди, а кто будет первым вытянуть жребий. Когда дети с этим соглашаются похвалить их и сказать какие они молодцы. Предложить детям померится, обняться и улыбнуться друг другу.
Снять стрессовое состояние после конфликта можно также игрой. В форме физических занятий, направленных на психическую разрядку и расслабление. Сюжетная игра с куклами, рисование, лепка из пластилина, прогулка на свежем воздухе и т. д. После вмешательство воспитателя в конфликт, ребенок может слушать и слышать других детей и воспитателя, у ребенка адекватно социальное поведение, у ребенка восстанавливается душевное равновесие и эмоциональное самочувствие.
Наиболее эффективным способом решения конфликта-это подвижные игры. Когда дети начинают конфликтовать их можно вовлечь в подвижную игру, например, «Кот и мышка», где все дети берутся за руки образуя круг. Выбирают кота и мышку. Кот ловит мышку, а дети в кругу для мышки делают ворота, а кота стараются задержать, приседая и опуская руки. Когда кот ловит мышку, они становятся в общий круг, а их роли достаются другим детям. Такая игра приводит детей к сплоченности, учит дружить, учит действовать в коллективе. Снимает стрессовое состояние.
Таким образом, чтобы преодолеть конфликт, вовремя замечайте «сигналы конфликта» у детей